Начнем с того, что роковой весной 51-го года американское командование чувствовало себя весьма и весьма уверенно.
Если говорить откровенно, на это даже были объективные причины. Еще бы… ведь когда в твоем распоряжении находится орда из 48 тяжелых бомбардировщиков в лице B-29.
Бомбардировщиков , которые летают только под прикрытием целой сотни грозных истребителей, то тебе и вправду на «МиГ» может показаться подвластной абсолютно любящая, даже самая смелая операция.
Небольшая, но очень важная вставка. Если кто-то забыл, это были знаменитые «летающие крепости», которые вот-вот превратили Токио в пепел, а также поставили жирную точку в истории Хиросимы, сбросив туда две американских «малыша».
Не удивительно, что во всех тех же штабах ВВС США B-29 считали практически непреодолимой силой, способной стереть с лица земли абсолютно любой объект на планете.
Но вот ведь незадача… у советских летчиков, которые поднялись им навстречу на своих МиГ-15, был совсем другой взгляд на происходящее! Вы будете смеяться, ведь они называли эти «легендарные» американские машины «летающими сараями».
Как думаете, кто из них окажется прав?
Не буду долго томить: как показало ближайшее будущее, для такого обидного прозвища у них были более чем веские причины – причины, которые в тот весенний день стали очевидны абсолютно всем, кто находился в тогдашнем небе.
Что же случилось в тот самый день, что его тут же окрестят «черным четвергом»? Давайте скорее разбираться.
Мост, который нельзя было потерять
Давайте не затягивать и перейдем сразу к истории. Так вот, 12 апреля 1951 года главной целью этой огромной группы самолетов, о которой я сказал выше, стал железнодорожный мост у города Синыджу. Отметим, что по сути это была главная транспортная артерия, которая связывала Северную Корею и Китай.
Не мне вам рассказывать, что по этой переправе шло буквально все: танки, патроны, еда для армии, боеприпасы. Если уничтожить этот мост, северокорейская армия моментально оказывалась отрезанной от снабжения, что фактически означало бы паралич абсолютно всех действий на передовой.
Теперь понимаете, почему американцы решили не мелочиться? Группировка из 48 бомбардировщиков B-29 должна была превратить переправу в щебень, а чтобы им никто не мешал делать свои грязные делишки, в их сопровождение выделили 96 истребителей F-80 и F-84.
Согласитесь, очень серьезная поддержка? Серьезная, пока смотреть на это дело на бумаге, ведь на ней план и вправду выглядел безупречно, и никто даже представить не мог, насколько в этот роковой день все пойдет не так…
Сорок четыре против ста сорока четырех
А теперь поговорим о самом интересном! Поговорим о том, как навстречу американскому соединению в небо поднялись «всего» 44 советских МиГ-15бис из легендарной 324-й истребительной авиадивизии.
Почему легендарной? А вы просто дочитайте статью и сами поймете почему.
Но как по мне, самое интересное здесь то, кто командовал советской эскадрильей… Не поверите, но штурвалом находился сам Иван Кожедуб – человек-легенда, у которого за плечами была Вторая мировая и 64 сбитых самолета, если конкретно.
Соотношение сил в тот момент выглядело, честно говоря, не в нашу пользу: 44 советских самолета против 48 бомбардировщиков, за которыми присматривали еще почти сто истребителей прикрытия!
Только вот советские пилоты знали «малюсенький» один секрет. Дело в том, что МиГ-15 на тот момент был на голову выше вообще всех машин противника, и благодаря своей передовой конструкции он спокойно разгонялся до 1076 км/ч, что на тот момент времени и вправду было весьма и весьма впечатляюще.
Для сравнения американские F-80 едва дотягивали до 945 км/ч. Эта разница в скорости в итоге и стала решающим фактором: МиГи могли совершенно спокойно врываться в строй B-29, расстреливать их из своих мощных 37-мм пушек, а потом так же спокойно уходить в сторону.
Забавно (как минимум нам, кто смотрит на это со стороны), что те самые грозные истребители сопровождения выглядели так, будто они просто стоят на месте, наблюдая, как перед их глазами разворачивается масштабная сцена какого-то боевика. Именно наблюдая, ведь и они были почти бессильны против советских «молний».
Стоит отметить и отдать должное B-29 Superfortress, ведь он и вправду был настоящей звездой Второй мировой, звездой на все сто процентов. Это была самая совершенная машина своего времени, но шутка в том, что к 1951 году технологии ушли далеко вперед, а «Суперкрепость» осталась прежней. Ее крейсерская скорость составляла всего 350 км/ч, а максимальная – 575 км/ч.
Получалось, что против реактивных МиГов бомбардировщик был практически беззащитным. Получалось, словно наши бегут «усейнболтовским темпом», а они просто ползут.
Даже оборонительное вооружение из 12 пулеметов калибра 12,7 мм тут не помогало (хотя на бумаге это оружие все еще выглядело впечатляюще), но штука в том, что оно создавалось для борьбы с поршневыми самолетами прошлых лет, с теми самыми крайне устаревшими машинами. Не удивительно, что в этой ситуации пулеметчики просто не успевали реагировать на атаку. Советские пилоты влетали в зону огня, давали залп и выходили из боя быстрее, чем стрелки успевали хотя бы навести свои стволы на цель. А поскольку алюминиевая обшивка B-29 никак не могла выдержать 37-мм попадание, огромные самолеты вспыхивали как факелы буквально после первой же удачной очереди.
Девять минут хаоса
Сам бой начался внезапно. Пользуясь преимуществом в высоте и скорости, наши МиГи ударили сверху, и американские истребители честно пытались их перехватить, но советские машины проскакивали сквозь их строй, словно F-80 просто зависли в воздухе. В это же время пилоты B-29 с ужасом наблюдали, как их товарищи по группе один за другим превращаются в огненные шары.
Штука в том, что попадание всего одного тяжелого снаряда в топливный бак мгновенно превращало огромный бомбардировщик в летящую могилу для всех 11 членов экипажа. Позже американское командование назовет этот день «Черным четвергом». А потрясение с их стороны будет настолько сильным, что после этого случая B-29 не решались отправлять в дневные рейды целых три месяца подряд!
Весь этот масштабный бой длился всего 9 минут, всего девять минут! Но последствия у него были такие, что изменили вообще все. Из 48 бомбардировщиков, которые утром бодро вылетели потрошить мост, целыми на свои базы вернулись только 23 машины. Остальные же 25 машин – а это, на минуточку, 50% всей ударной силы – были либо сбиты, либо получили такие повреждения, что летать на них было уже невозможно.
Фантастика, но судя по многим источникам советские летчики вышли из этой схватки вообще без потерь. Ни одного сбитого МиГа. Это был даже не провал, а настоящий конец эпохи стратегических бомбардировок в их прежнем виде, конец целой эпохи. Точка.
После «Черного четверга» американцы три месяца не показывались днем в небе Кореи, а в ноябре и вовсе перевели B-29 на ночной режим работы. Но даже там их вскоре достали, когда наши пилоты освоили перехват в темноте при помощи нехитрого способа, точнее двух: прожекторов и радаров.
Что до моста, то тот самый мост через Ялу, ради которого все это и затевалось, так и остался стоять целым.
Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже поражаетесь умению советских инженеров, которые строили тогдашние истребители, и тех, кто на тех самых истребителях летал.
Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выхода моих новых материалов.