Взяточничество в судейском корпусе – головная боль России на протяжении столетий. С этим порочным явлением боролись и в императорской России, и в Советском Союзе, и в современной Российской Федерации. О скандалах, покровительстве и изъятиях ценностей у судей всех уровней в последние десятилетия не раз писали СМИ.
Почему-то большая часть общества твердо убеждена, что ничего подобного не могло быть при жестком сталинском режиме. Кажется, даже подумать невозможно о том, чтобы судья мог тогда пойти на получение взятки, чтобы закрыть дело или смягчить обвинение. Между тем и в сталинские времена, несмотря на наличие мощнейшей правоохранительной системы и влиятельной партийной машины, коррупция существовала. Причем, во всех ветвях власти и в очень серьезных размерах - по тем временам, конечно. Органы правосудия были также заражены этой болезнью. Причем порой в тяжелой форме. Всего размаха бедствия мы не знаем: многие данные навсегда остались под грифом «Секретно», многое просто не фиксировалось, а еще больше просто не выявлялось. Но и то, что было со временем обнародовано, дабы продемонстрировать всевидящее око власти и наказать виновных, впечатляет. Речь идет прежде всего о так называемом деле членов Верховного суда СССР.
В августе 1948 года грянул гром: решением Политбюро были отстранены от работы семь членов Верховного суда СССР, включая председателя высшего судебного органа страны и его зама. Поверить в то, что люди, облеченные высшей судебной властью и доверием вождя народа, могли в сложнейшее послевоенное время использовать служебное положение для обогащения и других личных целей, было трудно. Однако заключение под стражу членов Верховного суда было самым значительным, но далеко не единственным эпизодом кампании по выявлению коррупции и злоупотреблений среди судейского и прокурорского корпуса.
В 1948-1949 годы в общей сложности арестовали около 250 человек, в том числе 27 судей, 22 работника аппаратов судов и 27 адвокатов. Судей-взяточников выявили во многих регионах страны.
Из докладной записки Генерального прокурора СССР Г. Н. Сафонова от 31 августа 1948 года:
«Докладываю, что за последнее время Прокуратурой СССР вскрыты многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений, сращивания с преступными элементами и вынесения неправосудных приговоров и решений в судебных органах Москвы, Киева, Краснодара и Уфы. Расследованием установлено, что эти преступления совершались в различных звеньях судебной системы, а именно — в народных судах, Московском городском суде, Киевском областном суде, Краснодарском краевом суде, Верховном суде РСФСР и, наконец, в Верховном суде СССР.
Расследованием установлено, что:
а) указанная преступная деятельность отдельных судебных работников продолжалась несколько лет и получила широкое распространение;
б) что отдельные судебные работники, совершая эти преступления в разных звеньях судебной системы, были связаны между собой и, таким образом, действовали организованно;
в) что преступные элементы, искавшие и находившие пути освобождения от наказания, действовали главным образом через посредство адвокатов и всякого рода дельцов, которые в виде промысла занимались посредничеством во взяточничестве, будучи близко связаны с отдельными судебными работниками;
г) что в указанной выше преступной деятельности принимали участие отдельные народные судьи, члены Московского горсуда, члены Верховного суда РСФСР, члены Верховного суда Союза ССР, заместители председателя Верховного суда СССР.
Хотя следствие по этим делам еще далеко не закончено, однако только по Москве арестовано 111 человек, в том числе: судебных работников – 28, адвокатов – 8, юрисконсультов – 5 и прочих – 70».
Собственно, триггером волны зачисток стали письма трудящихся. Вал жалоб на произвол судей, описания того, как за взятки освобождаются преступники, заставил партийные органы от областных комитетов ВКП(б) до Политбюро ЦК инициировать проверки, а затем следствия и аресты. Размах мздоимства оказался такой, что ситуация грозила выйти из-под контроля. Стоит напомнить: стоит 1948 год. В стране разруха, голод, идет трудное восстановление хозяйства.
Кротко остановимся только на «сливках» процессов над вершителями правосудия - деле взяточников в Верховном Суде СССР и деле Мосгорсуда, оставив за скобками дело Верховного суда РФСФР и многочисленные дела над областными судьями.
Необходимо отметить, что конкретные документы по этим делам до сих пор не подлежат оглашению: они недоступны для исследования. Для рассмотрения дел судей были сформированы особые присутствия Верховного суда СССР в виду «исключительной важности». Судебные процессы над высокопоставленными взяточниками были закрытыми. Есть докладные записки Генеральной прокуратуры СССР, решения Политбюро ЦК, некоторые другие документы, журналистские расследования.
Дело Верховного суда СССР
Вот отрывок из уже упомянутого решения Политбюро ЦК от 1948 года:
«Верховным судом СССР допущены необоснованные снижения мер наказания, особенно по делам об измене Родине и хищениях, что ослабляет борьбу с этими преступлениями. При рассмотрении гражданских дел имеют место формализм и волокита, отсутствует проверка материалов, что приводит к судебным ошибкам и вызывает справедливое недовольство трудящихся.
В деятельности Верховного суда укоренилась вредная практика рассмотрения судебных дел, продвигаемых ловкими адвокатами, минуя Верховные суды союзных республик. Так, в 1947 году судебная коллегия по уголовным делам рассмотрела 5596 дел, из которых 2925 дел не рассматривались в Верховных судах союзных республик. Значительное количество дел, рассматриваемых пленумом Верховного суда, не имеет принципиального значения и вносится на рассмотрение для снижения мер наказания.
…. При рассмотрении жалоб существует волокита. Только в судебной коллегии по уголовным делам имеется свыше тысячи нерассмотренных жалоб, поступивших еще в 1947 году. Разрешение жалоб фактически передоверено второстепенным работникам.
…. Проверкой вскрыты позорные факты злоупотреблений служебным положением некоторыми членами Верховного суда СССР и работниками его аппарата, которые за взятки снижали меры наказания и освобождали преступников. Состав консультантов засорен лицами, не внушающими политического доверия, в аппарате имеет место семейственность».
Всего по делу судей и работников Верховного суда СССР было арестовано около 40 человек. Главным фигурантом дела был зампред суда А. П. Солодилов. На него дали исчерпывающие показания все подследственные. Инкриминировали ему общую сумму в 22 000 рублей – колоссальные средства. Были и другие грехи, в том числе и внебрачные связи. На следующий день после отстранения от работы Солодилов застрелился у себя на квартире. Во взяточничестве были обвинены судьи Тюляков, Мурзаханов, Кумехов, начальник отдела судебного надзора Уманская, референты Ивановская, Шапошников, начальник хозяйственного отдела Бекаев и другие. Дело разрасталось, и к 1952 году было осуждено 58 бывших работников Верховного Суда СССР.
Дело Мосгорсуда
14 июля 1948 года был арестован председатель Московского городского суда А. В. Васнев. Он занимал эту должность уже десять лет, то есть был главным судьей столицы и во время большого террора, и во время Великой Отечественной войны. Васнев был уважаемым человеком и наверху, и в судейской среде. Показания на него в основном дала бывшая судья Мосгорсуда Чурсина, к тому времени шедшая на повышение и являвшаяся судьей Верховного суда СССР. Оказалось, что высокопоставленный чиновник не только не соблюдал закон, но и принципам коммунистической морали отнюдь не соответствовал.
Из справки административного отдела ЦК ВКП(б):
«Особое Присутствие Верховного Суда СССР, рассматривавшее с 24 мая по 11 июля 1949 г. дело по обвинению Васнева и ряда других бывших работников Московского городского суда, установило, что Васнев, используя свое служебное положение в личных интересах на протяжении нескольких лет (с 1942 по 1948 г.), давал незаконные установки членам городского суда о благоприятном для осужденных разрешении дел. В виде вознаграждения за такого рода услуги он получал от заинтересованных лиц угощение в ресторанах и на квартирах этих лиц, незаконно получал от торговых работников промтовары и продукты. В ряде случаев Васнев требовал от отдельных заинтересованных по судебным делам женщин вступления с ним в половую связь. Предварительным и судебным следствием установлено, что Васнев, занимая пост председателя Мосгорсуда, своими преступными действиями способствовал разложению значительной группы работников Мосгорсуда…».
Здесь необходимо отметить, что следственная группа обнаружила организованную преступную группу, где дело было поставлено на профессиональные рельсы: за взятки выносились мягкие или неправосудные приговоры, во многих случаях преступники полностью или частично оправдывались и выходили из зала суда на свободу. Особенно «в почете» были расхитители социалистической собственности и спекулянты.
Показательна докладная записка прокурора СССР от 31 августа 1948 года:
«Так, например, бывший коммерческий директор «Мосвинводторга» Николаев был освобожден от наказания за взятку, причем весь состав судей, вынесших незаконное определение о его освобождении, в лице Чурсиной, Гуторкиной, Праушкиной, а также секретаря Фесенко в тот же день пошли в гости к Николаеву, на квартире которого была организована пьянка.
Спекулянты Симонишвили и Антоневич за взятку были освобождены с помощью Гуторкиной от наказания (они были правильно осуждены нарсудом к 5 годам лишения свободы)…
Характерно, что перечисленные лица являлись не только получателями взяток, но и посредниками в передаче взяток другим судебным работникам. Так, например, Гуторкина, которая была связана с бывшим адвокатом Сендеровым, была посредницей в передаче им взятки в сумме 15 000 руб. Чурсиной и Обухову. В свою очередь, Чурсина была посредницей в передаче взяток членам горсуда Обухову, Праушкиной, а также народным судьям Короткой и Васильевой…».
Бывший председатель Мосгорсуда Васнев и бывшие члены Мосгорсуда Чурсина, Гуторкина, Праушкина, Обухов были осуждены судебным присутствием за взяточничество к 10 годам лишения свободы каждый. К различным мерам и срокам наказания были также осуждены 25 взяткодателей и посредников. Необходимо отметить, что Васнев и некоторые другие члены Мосгорсуда в течение нескольких лет оспаривали приговор, считая его неправомерным.
Итак, в судебных органах наведен порядок. Виновные наказаны, коррупция изведена окончательно и бесповоротно. Отныне всех будут судить по справедливости. Но природа коррупции такова, что она очень быстро возрождается на той почве, где ее вроде искоренили. Для ее уничтожения нужно ломать условия и систему. Но это к слову. А взяточничество, возможно, в еще более крупных размерах вернулось очень быстро. Во всяком случае уже в начале 1970-х годов были возбуждены уголовные дела о коррупции московском областном суде, а также в московской городской и областной прокуратурах. Это явление захватило и органы партийной и государственной власти, и правоохранительные структуры: милицию, прокуратуру, суды. Оно стало повсеместным и реально опасным для страны.
В 1962 году вновь была введена смертная казнь за получение взятки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество» были внесены изменения и дополнения в уголовное законодательство, которое повышало ответственность чиновников за совершенное преступление. Новый закон относил взяточничество к числу особо тяжких преступлений и значительно повысил меры наказания. Н. С. Хрущев, выступая на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС (1962 год), сказал:
«Взяточник превращает в предмет купли-продажи те блага, которые создаются трудом народа. За взятки разбазариваются государственные фонды, незаконно предоставляются ордера на квартиры, отводятся земельные участки, назначаются пенсии, зачисляются на учебу в высшие учебные заведения и даже выдаются дипломы».
И началась новая кампания по борьбе с коррупцией…
Подписывайтесь на нас:
Телеграм: https://t.me/sovrhistory
ВКонтакте: https://vk.com/sovr.history
Одноклассники: https://ok.ru/sovrhistory
МАХ: https://max.ru/sovr_history