Найти в Дзене
Фотолитограф

Государство берёт под контроль микроэлектронику в стране.

Когда в России речь заходит о микроэлектронике, на ум сразу приходит группа компаний «Элемент». Крупнейший в стране производитель электронных компонентов управляет более чем 30 компаниями, входящими в состав группы. Примечательно, что в состав «Элемента» входят не только полупроводниковые производственные предприятия, такие как флагманы российской микроэлектроники, зеленоградский завод «Микрон» и Новосибирский завод полупроводниковых приборов НЗПП «Восток», но и ведущие в стране разработчики микросхем, такие как московский НИИМА (НИИ микроэлектронной аппаратуры) «Прогресс» и зеленоградский НИИМЭ (НИИ молекулярной электроники). Можно сказать, что ГК «Элемент» является единственной в России полупроводниковой компанией полного цикла. Настоящей жемчужиной в ожерелье предприятий «Элемента» является ведущее предприятие советского и российского электронного машиностроения, зеленоградский НИИ точного машиностроения (НИИТМ). Зеленоградцы продолжают традиции советского времени в производстве клю

Когда в России речь заходит о микроэлектронике, на ум сразу приходит группа компаний «Элемент». Крупнейший в стране производитель электронных компонентов управляет более чем 30 компаниями, входящими в состав группы.

Стенд ГК «Элемент» на форуме «Микроэлектроника-2025» в Сочи. Изображение: пресс-релиз gkelement.ru
Стенд ГК «Элемент» на форуме «Микроэлектроника-2025» в Сочи. Изображение: пресс-релиз gkelement.ru

Примечательно, что в состав «Элемента» входят не только полупроводниковые производственные предприятия, такие как флагманы российской микроэлектроники, зеленоградский завод «Микрон» и Новосибирский завод полупроводниковых приборов НЗПП «Восток», но и ведущие в стране разработчики микросхем, такие как московский НИИМА (НИИ микроэлектронной аппаратуры) «Прогресс» и зеленоградский НИИМЭ (НИИ молекулярной электроники). Можно сказать, что ГК «Элемент» является единственной в России полупроводниковой компанией полного цикла.

Настоящей жемчужиной в ожерелье предприятий «Элемента» является ведущее предприятие советского и российского электронного машиностроения, зеленоградский НИИ точного машиностроения (НИИТМ). Зеленоградцы продолжают традиции советского времени в производстве ключевого оборудования полупроводниковых фабрик: установок плазмохимического травления и осаждения, а также оборудования для выращивания эпитаксиальных структур.

ГК «Элемент» - крупнейший производитель машин для полупроводниковых фабрик. Новейшая кластерная (комплексная) установка травления и осаждения. Изображение: пресс-релиз gkelement.ru
ГК «Элемент» - крупнейший производитель машин для полупроводниковых фабрик. Новейшая кластерная (комплексная) установка травления и осаждения. Изображение: пресс-релиз gkelement.ru

Основана ГК «Элемент» была в 2019 году как совместное предприятие между частной АФК «Система» и госкорпорацией «Ростех». Причём АФК «Система» тогда получила в СП 50% плюс одну акцию, а «Ростех» 50% минус одну акцию. В 2024 году компания провела IPO (стала публичной), так что доли акционеров несколько изменились. Ну а совсем недавно, в конце января текущего года, «Сбер» объявил о приобретении 41,9% акций ПАО «Элемент» примерно за 27 млрд рублей (оценка всей группы компаний превысила 50 млрд рублей). Причём 37,6% были приобретены у АФК «Система», а 4,3% у миноритарных акционеров.

Так что АФК «Система» полностью вышла из капитала «Элемента». А вот «Ростех» свою долю в размере 41,66% в предприятии сохранил. Остальные акции остаются у миноритарных акционеров. Поскольку контрольный пакет «Сбера» принадлежит государству в лице Минимтерства финансов РФ, то можно смело сказать, что ГК «Элемент» отныне находится под полным контролем государства.

«Микрон» знает толк в чипах для транспортных, банковских и социальных  карт. Изображение: Е. Самарина, Mos.ru
«Микрон» знает толк в чипах для транспортных, банковских и социальных карт. Изображение: Е. Самарина, Mos.ru

Что касается «Сбера», то у крупнейшего банка страны, помимо инвестиционного интереса, очевидно есть и интерес технологический. Ведь «Сбер» является крупным потребителем электронных (и микроэлектронных) устройств, от чипов для банковских карт до терминалов. Получить контроль над всей цепочкой поставок чипов, от проектирования и до корпусирования готовых изделий, значит уйти от зависимости от иностранных поставщиков и снизить стоимость тех же банковских карт и терминалов.

Не говоря уже о том, что такая высокотехнологичная организация как «Сбер», просто не может остаться в стороне от разработок в области искусственного интеллекта и разворачивания всё более мощных центров обработки данных. Для реализации этих планов собственный микроэлектронный конгломерат придётся как нельзя кстати.

Пластина с чипами: такую красоту производят на Микроне. Изображение: медиатека mikron.ru
Пластина с чипами: такую красоту производят на Микроне. Изображение: медиатека mikron.ru

«Элемент» от смены собственника тоже может выиграть. В конце концов таких возможностей финансирования проектов в области высоких технологий, как у «Сбера», в нашей стране не так уж и много. Да и государству от этого только хорошо. Не секрет, что через механизм тендеров Минпромторга РФ на развитие отечественной полупроводниковой промышленности направляются весьма существенные средства. Поэтому возрастание роли государства в российской микроэлектронике выглядит совршенно логичным.

Статью про разработку российского EUV фотолитографа на основе ксенона можно прочитать в премиум-разделе канала «Фотолитограф»:

Парадокс EUV фотолитографии: российское решение.
Фотолитограф26 декабря 2025