Людмила Райкова
Глава 30.
Быть прагматичным скучно и даже опасно для здоровья. Тебе сообщили, что всю неделю будет валить снег, а картина за окном не изменится, разве что на ровном белом покрывале между берёзами ещё сантиметров на двадцать увеличится высота. Но кто-то там наверху не позволяет скучать. И посылает Мане сон. Место действия, дача. Клубничная грядка и четыре высоких тёплых грядок покрыты снегом, на котором нет даже парочки птичьих следов, а у домика справа, вовсю цветут розы и кремовые, и бардовые, и жёлтые. Кто-то успел поставить плетистым розам опоры и даже подвязать ветки. За забором снежная поляна, а здесь на небольшом участке между двумя яблонями яркое лето. Маня в лёгком платье, но она на даче не одна. Соседи в осенних куртках разложили на столе в саду черенки винограда и упаковывают их в бумагу. Маня их видит, даже спрашивает почему они решили работать не в своем саду. Но незваные гости не видят Маню и спокойно продолжают своё дело. Идут в дом, берут её шпагат и ножницы. Маня ходит следом и слышит:
- Им это уже не понадобится.
Сосед берёт из домика деревянную подставку для цветов и перекидывает к себе через забор. Маня злится, начинает мёрзнуть и понимает на летней поляне с розами закончилась аномалия. Мороз пробился к ней, к розам, и скоро здесь установится зима. А она в лёгких тапках и без куртки.
Спас бедолагу телефон, пропипикали сообщения. Маня высунула руку из-под одеяла с благодарностью включает аппарат. Часы показывают 9:30. Глеб добрался до работы и прислал первые две серии своих приключений. Маня вглядывается в ролики и видит в МАХе продолжение своего сна, - за абсолютно зелёным газоном сугроб по пояс. Потом по белому покрывалу строго посередине протоптана тропинка. За кадром скрип шагов, потом камера выхватывает табличку «Сотниково». Ясно здесь муж сядет на электричку и поедет на службу. Только вчера они рассуждали, что машина сломалась чисто из благородных побуждений. Ездить в таких условиях себе дороже. Хотя сосед не побоялся, и к 6:10 отвёз служивого на станцию.
Маня идёт в ванную чистит зубы, умывается. Мозг тоже просыпается, она ещё раз пересматривает ролики и понимает никакой мистики, зеленый фонарь окрасил часть снега, и визуально превратил площадку в газон. Что касается сна – так что с него взять, мозг устал от зимы и рисует себе картинки лета. А если он устанет от чужой тупости или хамства? Даже страшно представить, что этот скучающий мозг ещё наваяет в дремлющем сознании.
Новое сообщение прерывает зарядку, первое упражнение - размять шею. Маня привычно крутит головой по три раза в каждую сторону и считает. Семь. Надо еще пять раз, она второй месяц крутит так головой и слушает как трещит за ушами, теперь не так сильно, как в первые дни, и тут пи-пи. Перевод 30 000 рублей. Глебу неделю назад прислали две, он подумал немного, и отправил обратно. Решил, что мошенники сначала пришлют деньги, а потом станут требовать совершить диверсию. Подорвать машину, спалить релейный шкаф. Отправил и задумался, и не зря. Кто-то из подписчиков канала проявил благодарность. Глеб ясное дело огорчился и принялся считать, что можно было купить на эти 2000. Четыре курочки, две упаковки лекарств. Оплатить такси до поликлиники.
Сидит на кухне, печалится.
- Забудь! – Не выдерживает Маня. Не деньги и были, циферки на экране.
- Этими циферками можно было электроэнергию за месяц оплатить.
А сегодня Маня впадает в сомнения, перевод без всякого пояснения. Когда присылают гонорар, то называют издание. А тут деньги упали, и гадай кто и за что. В принципе Маня ещё месяц назад ждала компенсацию от стоматолога за некачественную установку протеза. Не дождалась и забыла. Только сумма там не 30, а 35 тысяч. В принципе, такие безликие поступления следует немедленно отправлять обратно как ошибочные. Но Маня решила этого не делать, лишними не будут. Решила и вернулась к зарядке.
Голова опускается к груди и медленно начинает поворот. Солнце щедро освещает кухонные шкафчики и на белом фоне виден налёт. Теодорочка в Латвии, категорически отказалась от газовой плиты на кухне, установила электрическую и уговаривала Маню тоже поменять.
- Газ при горении на всём оставляет масляный налёт.
- А электроплита прожигает дыру в кошельке! – Отбивалась Маня. Там в Латвии, электроэнергия сто́ит в три раза выше, чем здесь в России. Маня ставит задачу сразу после зарядки помыть шкафчики и плиту, поворачивает голову в другую сторону и натыкается взглядом на новогоднюю гирлянду. Огоньки утопают в зелёных иголках получилось красиво, даже снимать жаль. Но праздники закончились. Придётся. А потом начинает злиться на себя – во время зарядки надо закрывать глаза! Треньк, треньк, хрустит шея.
– А ещё затыкать уши! - разворачивает мысль Маня и тянется к телефону.
Это хозяин стоматологической клиники. Извиняется, что опоздал с компенсацией на месяц. Мол не проследил, остаток переведут через пару дней.
Маня помнит, как они завершили разговор в декабре. Из-за выпавшего под наркозом протеза, докторам пришлось спасать Маню от удушья. Операцию, уже оплаченную, отменили. Бедолага очухалась, сделала два снимка, открытый рот без нижних зубов и сами зубки отдельно. Отправила дантисту с гневными комментариями. Тишина. Теперь ей придётся дополнительно собирать анализы и ждать новой операции. А ещё в чужом городе искать стоматологию, чтобы вернуть зубы на место. Ясное дело Маня кипела от возмущения вышла на сайт стоматологической клиники и попыталась оставить там отзыв. Прочитала штук десять безликих положительных, а её коммент так и не появился.
- Ах у вас ещё и цензура! – Разозлилась она и решила позвонить. Хозяин клиники, в отличии от дантиста, сразу понял Манины претензии. Успокоил, предложил просчитать непредвиденные расходы на операцию и водворение зубов на место, и обещал компенсировать. Но «обещать не значит жениться». Тем более Маня, сообщив сумму сказала, что компенсировать не обязательно. Она просто будет считать себя вправе поделиться своим мнением о клинике и косоруком докторе на других платформах. Но скоро гнев прошел, Маня успокоилась. А тут спустя месяц о ней вспомнили и перевели часть суммы. Мелочь, а приятно.
Ленивый день покатился по привычной колее. Маня включает Еврозону, слушает и греет кашу. Евро комиссары запретили поставлять в Россию суспензии для лекарств. Со следующего года законодательно запрещают покупать наш сжиженный газ. Сворачивает торговлю в долларах, укрепляя свой евро. Европа окапывается, строит торговый забор. Эдакие экономические качели, Маня ещё помнит, как в Питере на Ржевке закрывали завод по производству отечественного инсулина. Мол заморский куда эффективнее. Ельцинские власти с детским восторгом отдавали западу всё, что только попадалось на глаза. Только бы пустили в свое бездефицитное королевство! А теперь всё наоборот, трубопроводный газ - молекулы тоталитаризма, назло Путину отморозим уши, но брать не будем! Мировой садомазохизм. Мерзнут в Германии, ставят на металлические подносы свечки, приспосабливают цветочные горшки, и укутавшись в пледы усаживаются вокруг погреть руки. У нас не лучше – в Мурманске не выдержали снега электрические опоры. Дома без отопления и воды.
Кто-то прислал Мане ролик весёлой зимы на Камчатке. Снежные наносы перекрыли пятиэтажные дома. Отопление есть, а окно упирается в сугроб. Пока ребятня визжит и прыгает с крыш в сугробы, мамочки ведром зачерпывают прямо из окна снег и несут его топить в ванную. Поясняют – талая вода полезна. Два информационных ручейка перекрещиваются. Маня смотрит ролик, слушает утверждения Сергиенко:
- Европа упрямо стремиться нанести русским стратегическую победу.
Маня смотрит как малыши, выйдя из окна пятого этажа, несутся с горки на ватрушках с визгом вниз, и молится чтобы, ватрушка не слетела с этой узкой горки вправо или влево. Катиться с высоты пятого этажа ещё ничего, а лететь опасно. Но взрослые наверху подталкивают одну за другой ватрушки, ребятня визжат. Маня думает:
- И эти, в Европе, собираются нас победить!?
Отдельные россияне могут остаться без лекарств и пасть жертвами войны. Победить можно наших олигархов, которые сдавали страну регионами и отраслями в 90-ых. И теперь с «честно наворованными капиталами», сложенными в западных банках, оказались без опоры дома, и в полной зависимости там. Но ребятню Камчатки с её бесшабашными родителями, народом, который на Крещение массово ныряет в погреб, победить нельзя. Да, в мегаполисах народ подсел на радости потребительства. Питер, Москва и тройка других русских городов, живут по особым правилам, а километров за сто от них, другая реальность. Скоростные поезда ходят между Питером и Москвой, а кольцевые электрички, пущенные ещё в советское время, продолжают свои маршруты в ста киломерах от мегаполиса. Здесь картины на грани мистики - редкие пассажиры, такие как Глеб, прямо из сугроба забираются в холодный вагон и разместившись на деревянной скамейке старого, но крепкого вагона, отправляются на службу. Один пассажир на весь состав, но электричка закрывает двери и везёт его в заданном направлении. Это не мистика, это реальность, в мире, у которого безнадежно поехала крыша.
Маня переслала камчатский ролик Але. Та ответила заключением:
- Американцы испытывают на нас новое оружие.
- У них тоже мороз и снег. – Возражает Маня.
- Ошиблись немножко в расчётах. – Отбивается Аля.
Маня отгораживается от дальнейшего обмена мнениями, смайликом. Еврозона завершила программу, когда Маня стоя на лесенке заканчивала отмывать верхние шкафчики. Без информации уборка у неё не получится. Маня спускается, моет руки и включает канал «День». Там на первой строке Сорокин.
И узнаёт, судно «Константин Смирнов» построенное в СССР в 1982-ом году, датчане решили приспособить под базу НАТО. Разместить на борту военных, оружие, и поставить на якорь у берегов Гренландии. Чьим безмозглым решением «Константин Смирнов» стал собственностью Дании?
Но дальнейший анализ Сорокиным мировых событий только усиливает обстрел Мани на скамейке, тяжёлыми вопросами. Целый «вопросоград». 17 января в Китае заговорщики пытались арестовать секретаря Си. В президентском отеле даже была перестрелка. Первый секретарь давно меняет места ночлега. Заговорщики просчитались, и теперь в Китае аресты. Но это не помешало английскому премьеру прикатить в Поднебесную на целых пять дней. Европа и Америка борются за союзников. Аналитики вычисляют, сколько нефти и газа покупают-таки европейцы у русских. Теневой флот у нас мощный 600 судов. Маня замирает со своей салфеткой. – если флот теневой, то как его посчитали? Снег заметает планету и истину. Снег вообще в моде. Трамп с пингвином топает по бескрайнему белому полю Гренландии. Пингвины там не живут, Дони привез малыша с собой всучил ему американский флажок, и теперь вдвоем идут менять главный флаг острова. Понятно, что это мэм, и всё же.
У нас свои картинки. Крепкие москвичи берут на основной работе отгулы или отпуска без содержания, чтобы потратить время на подработку. Откопать от снега одну машину, варьируется от 3 до 12 тысяч рублей. Цена зависит от района, в котором машину замело. Эти молят Го́спода продлить снежные дни. Проститутки, тоже не растерялись, доставка двухчасового удовольствия по снегу, сто́ит минимум 9 тысяч рублей. Ночь от 27 до 50. А чем они хуже новогоднего деда мороза? Зима время хоть и весёлое, но тяжёлое, некоторые повадились отправляться на зимовку в тёплые края. В Таиланде, 45-ти летнего предпринимателя парализовало. Страховки для лечения сложного вирусного аутоимунного заболевания, поражающего мозг и периферические нервы, недостаточно. Сибиряка надо возвращать на лечение в зиму. Транспортировка 900 тысяч рублей. Маня вспоминает, как они с Глебом в 22-ом, собирались зимовать на Гоа. Уже и документы на визу подали. Но Мане сделали спаечную операцию, с билетами пришлось повременить. А врач в поликлинике на вопрос, когда можно будет поехать, сначала повертела пальцем у виска. А потом разъяснила - на ослабленный организм мигом нападут тропические вирусы, а ей Манюне, сейчас много не надо. Но если всё-таки решатся ехать, то билет следует покупать в один конец, обратный не понадобится.
Побоялись, а потом завертелось... Нельзя сказать, что неожиданно, о предстоящей схватке за Луганск и Донецк поговаривали. Мол без войны ситуацию не разрулить. А всё равно новость о начале СВО рухнула тяжёлой лавиной. Маня с Глебом как раз, только неделю, как переселились в городок. Февраль, кругом снег, в чужой квартире холодно и неуютно. Маня еле держится на ногах от слабости, и обычный поход с мусорным мешком к контейнеру за 20 метров от подъезда, считает почти подвигом. На Гоа конечно было бы теплее. Но они радуются, что заманчивая зимовка не срослась. Менять климат - испытание для организма. Ты радуешься новым впечатлениям, а кишечник шалеет от нового состава воды, продуктов и начинает бунтовать. Кожа впитывает воздушную влагу, а вместе с ней новый состав микроорганизмов. Органы внутренней секреции начинают неохотно перестраиваться, и достаточно малой капли чтобы всё пошло в разнос.
Маня убирает ёлочные ветки и рассуждает так. Сложную, но понятную зиму они с Глебом переживут. Квартира, как берлога для медведя, надёжно отгородила их от природных катаклизмов. Скоро наступит весна, лето без климатических сюрпризов. Они готовы к любым капризам погоды – на весну непромокаемые сапоги, на морозы теплые куртки шарфы и шапки. На лето тапочки, бейсболки и лёгкие сарафаны с шортами. Всё здесь «дома», знай себе, четыре раза в год меняй сумки с сезонным гардеробом на антресолях. Одни упакованные наверх, другие вниз.
Иголки осыпались на подоконник, ветки она засунула в пакет и положила рядом с мусорным ведром. Как ни осторожничала, иголки усыпали подоконник и пол, убирать их дополнительный геморрой. Как только они оказались на губке, иголка впилась в ладошку. Маня вздрагивает выдёргивает, заливает перекисью ладонь и приходит к выводу – ёлка мстит за свою гибель. Хотя ёлка стоит себе как стояла под окном, а они отрезали только три веточки. Тоже, наверное, ей было больно. Маня присаживается на диван – хозяйственный героизм почти иссяк. Ещё бы, на уборку только кухни, она уже потратила два с половиной часа. Многовато, с такими темпами целыми днями будешь ходить с тряпкой. Или она с болезнью постепенно теряет выносливость?
Выход есть, дочь и невестка, раз в две недели вызывают в коттеджи клиринговую компанию. На это время, самое разумное, эвакуироваться из дома. Стоит остаться и начинаешь чувствовать себя хомячком в клетке, у которого вместе с уборкой исчезают продовольственные запасы. Уборка в коттедже теперь, по признаю невестки, подорожала на треть. Было 20, значит теперь 30. Дочь цену никогда не называет. Время, говорит, всё равно дороже. Алинка, тоже приплачивает уборщице студии, за наведение чистоты в квартире. Маня держится как оловянный солдатик, чистоту наводит сама, только надо избавиться от ковров и всего лишнего в квартире. Ещё три года назад им с Глебом нужно было всё, радовались стульям, шкафам, теперь размышляют, куда бы подевать пару кресел. Реальные потребности куда меньше предполагаемых. Как в жизни, так и в мире. А во все времена самое ценное – здоровье. Его, как и честь – беречь надо смолоду. Только молодым эту простую истину не понять.