В Малом театре впервые в России обратились к пьесе Екатерины II "Расстроенная семья". Андрей Максимов ставил эту пьесу в 1990-х в Русском театре Эстонии (сегодня называется Südalinna Teater), но на отечественных подмостках - это театральный дебют великой императрицы.
По фабуле пьеса очень похожа на мольеровского "Тартюфа": тут вам и глава семейства Панкрат Собрин (у Мольера - Оргон), и его мудрая супруга (у Мольера - Эльмира), и двое влюбленных, брат и сметливая служанка… И конечно же, Тартюф местного разлива - обнищавший дворянин с говорящим именем Двораброд.
Пьеса Екатерины II семейная, в ней нет социальных конфликтов и политической сатиры, нет лихо закрученной любовной интриги, как в "Тартюфе". Написана она спустя четыре года после премьеры фонвизинской пьесы "Недоросль" - без преувеличения вершины сатирической комедии XVIII века, обличавшей и нравы дворян, и нравы екатерининского двора… Насколько пьеса императрицы могла служить ответом дерзкому Денису Ивановичу, мы судить не будем. Но расстановка сил у нее прямо противоположна: там, где у Фонвизина самодурша госпожа Простакова, - у императрицы радушная Собрина, там, где у Фонвизина Митрофанушка-дурачок, - у Екатерины весьма благородный, хоть и глуповатый в силу юности Иванушка (Никита Шайдаров).
Сюжет сгущается вокруг предполагаемой свадьбы благородного дворянина Добрина и его невесты Прелесты. В будущее семейное счастье, о котором говорят с надеждой, но пока - намеками, вмешивается плут и прохвост Двораброд.
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
Из архаичного текста, с которым в Малом обращаются очень бережно, вырастает образ счастливой семьи, в которой все на своих местах. Мудрый отец семейства знает, как устроить невесте самое выгодное приданое, но при этом не оставить без содержания сына. Мать, центр семьи, отвечает за тепло домашнего очага и всеобщую душевную устроенность. А благовоспитанные дети во всем поддерживают друг друга и одобряют решения родителей.
Читайте также:
В Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко открылось "Ночное варьете"
Двораброд вмешивается в эту идиллию и начинает сбивать с толку всех участников драмы. Кому из нас такие персонажи не встречались в наши дни - они любуются собой, лгут упоительно, и этим самоутверждаются! Прелесте этот прохиндей нашептывает, что ее жених, молодой Добрин, изменяет ей со служанкой Маврой. Брата Прелесты Ивана убеждает в том, что родители держат его на привязи, а юноша - и сам вполне самостоятельный.
Со старшим поколением такие фокусы проходят туго: они давно не верят шепоту злопыхателей и игнорируют "вести городовые", которые их не касаются. Но младшие, в силу своей неопытности, ведутся на подлые провокации.
Двух молодых влюбленных - в чем-то комедийно-гротескных, но при этом бесконечно трогательных, - играют Кирилл Шварценберг и Елизавета Соловьева. А самые сильные роли отданы старшему поколению Малого. Владимир Носик играет статного радушного хозяина, практичного отца. Под стать мужу и Собрина (Елена Харитонова): она до последнего поддерживает дочь, с достоинством принимает самых разных (не всегда приятных) гостей и пытается собрать расклеенную семью воедино. Она же, кстати, здесь играет императрицу - по замыслу режиссера, Екатерина II появляется в прологе и эпилоге как мудрый правитель.
Императрица убедительно внушает зрителям: зачем нам тратить жизнь на разные ненужные интриги и дворцы, если нет главного - любви?
Сумароков - главный драматургический авторитет русского XVIII века - писал, что во времена Екатерины успех спектакля во многом зависел от того, кто исполняет роли слуг. Мавра и Трофим (Екатерина Базарова и Петр Жихарев, в очередь с которым играет звезда Малого Алексей Коновалов) подхватывают знамя субреток и конфидантов с честью.
Для Владимира Дубровского роль полубезумного дядюшки жениха, Таккова, - во многом бенефисная. Двораброд (Дмитрий Зеничев, в составе - Александр Ермаков) здесь, конечно, классический герой - антагонист, который в пику питающим страсть к порядку положительным героям сеет раздоры ради раздоров и мечтает погрузить семью в хаос…
Сценография Марии Шуплецовой здесь сочетает в себе и красоту екатерининских дворцов, и какую-то особую домашнюю уютность, граничащую с пасторалью. Весь дом Собриных - сплошь белые шкафы, на которые проецируется небесная синева. И в этом идиллическом шатре, в изящном антураже вся прелестная игра актеров и актрис и весь нравоучительный конфликт - на радость зрителям - летит в спектакле и вычурно, как в старину любили, и нескучно, как предпочитаем мы теперь.
Читайте также:
Крошка-сын к отцу пришел. Семейная история античного масштаба в Театре Ермоловой
Язык, которым говорят герои, возвращает нас в эпоху классицизма. Но прислушаешься - а слова звучат свежо и современно. Можно записывать, цитаты наугад:
- "Как женский пол рожден лукав!"
- "Чем более услужников - тем услужение хуже".
- "Он до чего ни коснется, жалом уязвляет".
- "Как мне не быть здоровой? я кроме милостей, от вас обоих ничего не вижу".
- "Жена, ты умничаешь... не ко всякому пристало умствование".
Назидательность спектакля, в сущности, можно свести к понятной мысли: форма без содержания - ничто. Императрица убедительно внушает зрителям простые вещи - о любви и честности в семье как об основах жизни. В сущности, зачем нам тратить жизнь на разные ненужные интриги и дворцы - если нет главного, любви?
Сказала - и к себе за занавес, наверняка обратно, во дворец: там у нее свои интриги. Правда, не из этой пьесы.
Кстати
Ближайшие показы "Расстроенной семьи" в Малом театре - 7, 27 февраля, 14, 24 марта, 23 апреля.
Справка "РГ"
Екатерина II написала девять либретто, четырнадцать комедийных пьес, семь притч и ряд других драматических произведений. Сочинять ей помогали писатели, среди которых были Иван Елагин и Александр Храповицкий.
По ее сочинениям при жизни Екатерины были поставлены опера Василия Пашкевича "Февей", опера Евстигнея Фомина "Новгородский богатырь Боеслаевич", опера Висенте Мартино-и-Солера "Горебогатырь Косометович", опера Джузеппе Сарти, Пашкевича и К. Каннобио "Начальное управление Олега", опера Пашкевича "Федул с детьми". Пьесы Екатерины II время от времени ставятся не только у нас, но и за границей, вплоть до наших дней - несколько лет назад японцы поставили ее комедию "О, время!".
Автор: Нина Дымченко