24 сентября 1995 года. За несколько минут до этого Андрей Чесноков отыграл 9 матчболов в поединке с Михаэлем Штихом и вывел сборную Россию в финал Кубка Дэвиса. Фото: Евгений Успенский
Принято считать, что настоящий теннис (с большой буквы «Т») у нас появился только после прихода к власти Бориса Ельцина, который обожал эту замечательную аристократическую забаву. Безусловно, крупные и звонкие ракеточные успехи пришли именно в 90-х. Но ребята и девчата с серпасто-молоткастыми паспортами отличались на прямоугольных площадках с сеткой еще до развала СССР. А первым русским, выигравшим турнир из серии «Мастерс», и был нынешний юбиляр из Москвы.
Это знаменательное событие произошло в Монте-Карло в 1990-м. Чесноков одолел в финале Томаса Мустера, будущую первую ракетку мира (кстати, ни один теннисист больше не смог обхитрить австрийца на грунтовых покрытиях в решающих встречах). И сам поднялся на 9-ю строчку планетарного рейтинга. Случись такое сегодня, об этом трубили бы из всех утюгов. А тогда игра джентльменов все еще была для нас диковинкой. Да и газеты «Спорт-Экспресс» в то время не существовало.
Вот откуда мы узнавали, что Чесноков добрался до четвертьфинала Australian Open в 1988-м и до полуфинала Rolland Garros в 1989-м? Дважды подряд — в 1986-м и 1987-м — он играл в 1/8 финала US Open. А это ведь, простите, соревнования «Большого шлема»! Достижение? А то! Но что мы об этом читали? И где… Он побеждал на турнирах ATP во Флоренции, Орландо, Мюнхене, Ницце, Монреале и даже покорял открытый чемпионат Тель-Авива. Но как покорял? В основном все восторги в СМИ ограничивались объявлением счета поединков, а правдивые газеты «радовали» скудным описанием действа в двадцать-тридцать строчек…
И хорошо еще, что в 90-х появился Кубок Кремля, а сборная Россия регулярно участвовала в Кубке Дэвиса. И потому в двух столицах можно было вживую увидеть всех наших звезд: ныне покойного Александра Волкова, юного Евгения Кафельникова и трех Андреев — Черкасова, Чеснокова и Ольховского. К слову, в 1983-м 16-летние тезки выиграли свой дебютный бой на юниорском Roland Garros. Но если Ольховский и запомнился нам впоследствии великолепным «парным» товарищем, то Чесноков, безусловно, был реально хорош исключительно в «одиночестве». И лишь на «Уимблдоне» он всякий раз спотыкался в стартовом раунде…
Но вернемся к Кубку Дэвиса — турниру, который являлся для страны отдушиной в те суровые годы, когда все девальвировалось чуть ли не ежемесячно. За что было зацепиться народу? В чем найти повод хоть для какой-то гордости? Романцевский «Спартак», периодически мутузивший звездные «банды», да теннис, где наши ребята выносили и австралийцев, и бельгийцев, и чехов, — вот те два полюса, которые и позволяли не замерзнуть и не сойти с ума от происходившей вокруг дичи.
…Чесноков никогда не отказывался помочь национальной дружине, проведя за нее 46 матчей (больше только у Александра Метревели, Евгения Кафельникова и Марата Сафина). Так вот, в розыгрыше-1995 Андрей Эдуардович совершил настоящий подвиг. Спортивный, но настоящий.
30 лет прошло. А все как будто вчера было. Сентябрь. «Олимпийский». Полуфинал. Спекулянты. …В пятницу Чесноков уступает Борису Беккеру, а Кафельников сдается Михаэлю Штиху. В светлом зале — уныние. В субботу становится чуть полегче: Ольховский с Кафельниковым, к радости Бориса Николаевича, укладывают-таки в тяжелейшем парном сражении немецких Борю и Мишу на лопатки. Появляется шанс, в который, будем честны, мало кто верил. А в воскресенье снимается с дуэли получивший повреждение Беккер, и Евгений в трех сетах разбивает заменившего его Бернда Карбахера. И остаются Чесноков и Штих. И все равно никто не верит… Особенно когда Михаэль повел 2:1 по сетам. Но Андрей взял четвертую партию (6:3), а в пятой… А в пятой у немца было 9 матчболов. Девять! Проще говоря, он девять раз мог завершить четырехчасовую битву в свою пользу. Однако 29-летний россиянин не дрогнул и всякий раз находил силы на ответный удар (найдите в интернете и посмотрите ту перестрелку — оно того стоит). А потом повел 13:12, и измученный, шокированный упорством противника Штих на своей подаче совершает двойную ошибку…
И вот как не рухнул в тот момент обезумевший от счастья «Олимпийский», я до сих не могу понять… Чесноков упадет на колени, а затем начнет раскидывать-раздаривать предметы экипировки… Несгибаемого ветерана команда «запустит в воздух»
(но все это в режиме «лайв» заценят лишь зрители арены на Проспекте мира, так как на самом интересном месте прямую трансляцию прервут ради выпуска «Вестей») …Незнакомые люди на трибунах плакали и обнимались. Обнимались и плакали. И разливали припасенную сорокоградусную жидкость в пластиковые стаканчики прямо на пластиковых креслах…
Борис Ельцин на следующий день после той победы наградит Андрея Чеснокова орденом Мужества. Фото: Евгений Успенский
На пресс-конференции Чесноков так и не объяснит, как он умудрился вытащить такой поединок. А спустя годы скажет: «Когда пошли матчболы, я поклялся: «Достану мяч, куда бы Штих его ни послал…» На следующий день Борис Ельцин наградит Андрея орденом Мужества. Я скептически отношусь к таким медальным проявлениям в отношении представителей спорта. Но тот случай считаю особым. И правильным. Это был эпический и важный для всех богатырский подвиг. Врезавшийся в память на всю жизнь…
…Через два месяца — в декабрьском финале Кубка Дэвиса — парни Анатолия Лепешина не сдюжат с американцами. Гениальный Пит Сампрас преподаст столичный урок и Кафельникову, и Чеснокову. Но Андрею, вновь дотянувшемуся до пятого сета, все аплодировали стоя. А в заключительной, пусть и ничего уже не значащей схватке, всегда боровшийся до конца мастер зачехлит Джима Курье. …«Серебряную салатницу» Россия возьмет через семь лет. В парижском «Берси». Примечательно, что викторию принесет 20-летний Михаил Южный, который, будучи болбоем, заполучил белые кроссовки Чеснокова после легендарного сражения со Штихом…
Сам Андрей Эдуардович, заработавший за карьеру 3 миллиона долларов и записавший на свой счет 344 победы в одиночном разряде, к тому времени уже уйдет на заслуженный отдых. О его послеспортивных приключениях, где было много всего странного, дикого и скандального, умолчу. В конце концов, наш первый российский теннисист-профессионал творил на корте так, что мы еще долго будем помнить именно это.