Когда в фильме "Белорусский вокзал" ветераны пели песню со словами "Десятый наш десантный батальон" — они пели о 10-м отдельном (десантном) батальоне минёров из 5-й бригады специального назначения 43-й армии Калининского фронта, то есть, о спецназовцах тех времён, которыми командовал легендарный диверсант полковник Илья Старинов.
Группы этого 10-го батальона были активно задействованы в тылу противника и вели подрывную диверсионную деятельность, в связке с партизанами. Одна из таких групп, при выполнении боевого задания была вынуждена сражаться с гитлеровской группировкой, которая насчитывала около тысячи солдат и офицеров.
В марте 1943 года войска Калининского фронта переходят в наступление и продвигаются на запад. Чтобы сдержать этот натиск гитлеровское командование предпринимает титанические усилия и перебрасывает на Смоленское направление все имеющиеся резервы. Эшелоны с гитлеровской техникой и пехотой идут один за другим.
Чтобы ослабить подготовку врага, советское командование забрасывает в тыл противника группы диверсантов-минёров. Они должны спускать под откос эти эшелоны, уничтожать коммуникации, взрывать склады боеприпасов и казармы с расположением немецких войск. Одной из таких групп командует старший лейтенант Красной армии Николай Колосов, ему 23 года.
В группу Колосова входили Владимир Горячёв (20 лет, уроженец г.Омск, образование незаконченное среднее, награждён орденом "Отечественной войны" 1 степени, медалью "За отвагу"), Филипп Безруков (уроженец г.Челябинск, до войны работал помощником машиниста), Иван Базылев (уроженец Смоленской области, до войны трудился пастухом), Михаил Мягкий, уроженец Харьковской области, до войны работал в колхозе), Вячеслав Ефимов (19 лет, уроженец г.Тверь, до войны студент машиностроительного техникума).
Эта группа выбрасывается на парашютах над территорией Руднянского района. Минёрам удается установить связь с партизанами. Совместно с их подрывниками они начинают пускать под откос вражеские эшелоны, взрывать склады с горючим и боеприпасами. Кроме того, группа Колосова ведёт разведывательную работу, ценные данные передает по рации в штаб Калининского фронта.
8 мая 1943 года группа Колосова обнаруживает у деревни Савостье крупный складской комплекс, в котором немцы накапливали боеприпасы для своего контрнаступления. Три дня диверсанты наблюдают за объектом, потом снимают охрану и взрывают его, понимая, что после нападения на такой важный объект гитлеровцы яростно отреагируют.
И точно, немцы блокируют лесной район зондеркомандами СС с собаками, подразделениями полиции и полевой жандармерии, мотопехотными подразделениями вермахта, кроме того для поиска диверсантов задействован батальон горных егерей следопытов.
Общая численность сил, брошенных на поимку советских диверсантов — около тысячи человек. Благодаря тому, что группа Колосова стянула на себя все имеющиеся в районе силы противника, из ловушки удалось выскользнуть партизанской бригаде (350 человек), с женщинами и детьми. Немцы были уверены, что преследуют именно партизан.
Группа Колосова понимала, что уйти практически невозможно, кольцо преследования медленно сжималось. Когда немцы были уже близко, командиром было принято решение дать бой, заняв господствующую высоту и заминировав подступы к ней.
Немцы пошли в атаку ранним утром 12 мая 1943 года, с трёх сторон, нарвались на шквальный огонь, понесли потери и откатились. И снова пошли в атаку, понимая, что боеприпасы у защитников ограничены и быстро подойдут к концу. Немцы бежали вперёд, кувыркались на минах, отходили и снова поднимались в атаки. При этом гитлеровцы считали, что сражаются с силами большого партизанского отряда и запросили поддержку всех имеющихся сил, артиллерии и самолёта-разведчика.
Когда по позициям советских диверсантов ударила вражеская артиллерия и методично несколько часов перепахивала высотку, немцы были уверены, что сопротивления никто не окажет. И точно, когда цепи егерей сгрудились на высоте, они не встретили ни единого выстрела. Выяснилось, что на высотке никого нет. Недоумевающие немцы всё накапливались вокруг этого места, когда минёр Ефимов соединил контакты и мощным взрывом похоронил на высотке около сотни гитлеровцев. Оказалось, что группы советских диверсантов сумела скрытно перебазироваться на новые позиции в ста метрах от прежних.
Разгорелся новый бой. Вражеские атаки следовали одна за другой. Гитлеровцы через рупоры предлагали осаждённым сдаться, но в ответ получали лишь меткие пули и ответ: "Гвардия не сдаётся!". Снова заговорила артиллерия, перепахав и этот участок.
Спустя 3 часа с момента начала боя, в живых остался лишь Николай Колосов. Когда пулеметы стихли и гитлеровцы поднялись на высоту — раздался мощнейший взрыв. Установленный диверсантами фугас сделал свое дело.
Когда немцам всё же удалось закрепиться на этой высоте, то вместо разбитого партизанского отряда они обнаружили всего шесть тел павших советских бойцов. Немецкое командование приказало собрать из ближайшей деревни селян для того, чтобы похоронить храбрых русских солдат. Среди них был дедушка Трофим, который еле двигался. Когда немцы отошли, он встал на колени и, снял шляпу и сказал: "Сыночки, спасибо за то, что вы отдали свою жизнь, спасая нас и страну".
Жители Княжино похоронили шестерых героев на месте их гибели. В декабре 1943 года, когда Смоленщина была освобождена от фашистов, о подвиге группы Колосова узнало советское командование. По свежим следам была восстановлена картина боя. Командующий фронтом генерал армии И.Х. Баграмян представил их к высшей награде Родины посмертно.
О современных военных реалиях можно прочитать во вчерашнем рассказе Андрея Творогова "Хомяк".