Найти в Дзене
Бумажный Слон

Умерла

До позднего вечера засиделась Анисья на широкой высохшей лавке. Только перед самым закатом стало прохладнее, взявшийся невесть откуда ветерок озорным пострелом лез в кудри высоченных тополей и они трясли своими зелёными лохматыми головами, безуспешно пытаясь его прогнать. Да и то сказать - такой жары отродясь не было. Пшеница осыпалась, ручьи высохли, несчастные куры не знали куда деться и в дневное время прятались то под кустами смородины, то под неровно сложенными во дворе досками, а то и ломились в веранду, откуда Анисья выгоняла их самодельным веником из полыни, приговаривая: ”Кыш, куды вас леший несёт!” Из всего хозяйства и остались у неё одни куры да хромая, полуслепая кошка Пронырка, мышей давно не ловившая, но скрашивающая старухе одиночество. Было Анисье восемь десятков да ещё четыре года, когда-то высокая, дородная и дебёлая девка за жизнь много повидавшая, горя хлебнувшая в старости сгорбилась и осунулась, но ещё сама справлялась со всем хозяйством. Из пяти её детей остались

До позднего вечера засиделась Анисья на широкой высохшей лавке. Только перед самым закатом стало прохладнее, взявшийся невесть откуда ветерок озорным пострелом лез в кудри высоченных тополей и они трясли своими зелёными лохматыми головами, безуспешно пытаясь его прогнать. Да и то сказать - такой жары отродясь не было. Пшеница осыпалась, ручьи высохли, несчастные куры не знали куда деться и в дневное время прятались то под кустами смородины, то под неровно сложенными во дворе досками, а то и ломились в веранду, откуда Анисья выгоняла их самодельным веником из полыни, приговаривая: ”Кыш, куды вас леший несёт!”

Из всего хозяйства и остались у неё одни куры да хромая, полуслепая кошка Пронырка, мышей давно не ловившая, но скрашивающая старухе одиночество. Было Анисье восемь десятков да ещё четыре года, когда-то высокая, дородная и дебёлая девка за жизнь много повидавшая, горя хлебнувшая в старости сгорбилась и осунулась, но ещё сама справлялась со всем хозяйством. Из пяти её детей остались только двое, да и тех она давно не видела. Витька совсем мальцом в три годика от воспаления умер, Сашку в Афгане убили, Надька при родах не сдюжила - преставилась, Фёдор где-то на Дальнем Востоке рубли калымил, а Ленка с тюрем не вылезала. Так и куковала Анисья в Покровском в родовой просторной избе, с кошкой да курами.

Вечерняя прохлада клонила в сон и Анисья уже почти клевала носом. Перед глазами проплыло детство, когда она маленькой девочкой с подружками бежала, держа в руке плетёное лукошко из лозы, к ближайшему лесу, чтобы набрать малины. И вот она уже девушка - тугая длинная коса на спине, пронзительные серые глаза, домотканая сорочка с вышитыми синими цветами, а рядом те же повзрослевшие подружки и первые ухажёры. Какой она была тогда беззаботной... Постепенно сознание стало заволакивать - вот показались раненые солдаты, отступающие по пыльной дороге Покровского в первые месяцы войны, за ними проехали тяжёлые немецкие танки с крестами на башнях, прогрохотали взрывы, затем провал в памяти и появились десятки односельчан с криками :”П-о-б-е-д-а!!!”, счастливых и целующихся. Затем картинка резко оборвалась - из радиорепродуктора объявляли о полёте Юрия Гагарина в космос, а Анисья стояла радостная у буфета с годовалой Надькой на руках, её обнимал загорелый муж Михаил, ещё не зарубленный топором освободившимся уголовником Сенькой в нелепой пьяной драке.

***

***

”Умерла!” - услышала сквозь забытьё Анисья.

Её соседка Тихинична пронзительно завизжала и плача, стала причитать у лавки.

”Анисьюшка! На кого же ты меня покинула, обещала же пожить ещё, я ведь тебя на полгода постарше б-у-д-у- у-у” - уже голосила Тихинична.

”Ишшо похоронит живьём, дура” - от этой мысли проснулась злоба на соседку и оцепенение постепенно спало.

”Уймись, балда старая” - Анисья открыла глаза и уставилась на Тихиничну.

”Святые угодники!” - соседка так и присела, выкатив слезливые жёлтые бельма на Анисью. Не переставая креститься, Тихинична застыла на месте.

”Да жива я, уснула чуток!” - с раздражением сказала Анисья.

”Ой, Господи, а я поди перепугалася, так я, Анисьюшка, перепугалася, что и слов нет, думаю, с кем мне теперь словом перемолвится, коли ты помрёшь” - не унималась соседка.”

”Пошли ужо, у меня бутылочка красненького припасена, думала Фёдор вернётся, так угощу, да не судьба видать” - Анисья привстала, опираясь на палку из орешника и локоть Тихиничны. И добавила:” Значит долго жить буду, отметим стало быть по пятьдесят, а ты - умерла, эх, Манька, рановато нам с тобой помирать-то.”

Автор: Геннадий Верзин (Тёрн)

Источник: https://litclubbs.ru/articles/60366-umerla.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

Оформите Премиум-подписку и помогите развитию Бумажного Слона.

Благодарность за вашу подписку
Бумажный Слон
13 января 2025
Присоединяйтесь к закрытому Совету Бумажного Слона
Бумажный Слон
4 июля 2025

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Читайте также: