Найти в Дзене
Школа кендо "Хебикан"

Весточки из Сёрай-ан. Хироси Одзава (кендо 8 дан кёши). Часть №17. Полировать (воспитывать) сердце

Около сорока лет назад был случай, когда молодой немец прожил в додзё один месяц и тренировался там. Он был очень серьёзным и усердно занимался, но, вероятно, из-за того, что это была его первая поездка в Японию и он не привык к обстановке, вне тренировок ходил с скучающим выражением лица. Через три–четыре дня он задал мне вопрос. «Что является самым важным в практике кендо?» Я подумал, что он действительно серьёзный человек, и ответил ему так: «Ты проделал долгий путь в Японию и к тому же живёшь прямо в додзё, поэтому я тебе скажу. Самое важное - это мыть пол в том додзё, где ты тренируешься. Причём мыть его с вложенным сердцем. Если ты будешь так делать, твоё кендо обязательно улучшится». Он внимательно слушал меня с серьёзным выражением, ожидая возвышенного ответа, но по его лицу было видно: «Самое важное - это протирать пол тряпкой?» В Японии это обычное дело, но в Германии он никогда такого не делал, поэтому я показал ему, как это делается: положение ладоней, работа ног, использов
выдержка из блога Одзава-сенсея
выдержка из блога Одзава-сенсея

Около сорока лет назад был случай, когда молодой немец прожил в додзё один месяц и тренировался там. Он был очень серьёзным и усердно занимался, но, вероятно, из-за того, что это была его первая поездка в Японию и он не привык к обстановке, вне тренировок ходил с скучающим выражением лица. Через три–четыре дня он задал мне вопрос.

«Что является самым важным в практике кендо?»

Я подумал, что он действительно серьёзный человек, и ответил ему так:

«Ты проделал долгий путь в Японию и к тому же живёшь прямо в додзё, поэтому я тебе скажу. Самое важное - это мыть пол в том додзё, где ты тренируешься. Причём мыть его с вложенным сердцем. Если ты будешь так делать, твоё кендо обязательно улучшится».

Он внимательно слушал меня с серьёзным выражением, ожидая возвышенного ответа, но по его лицу было видно: «Самое важное - это протирать пол тряпкой?» В Японии это обычное дело, но в Германии он никогда такого не делал, поэтому я показал ему, как это делается: положение ладоней, работа ног, использование всего тела, положение центра тяжести, направление взгляда, дыхание и так далее всё, что знал, я ему объяснил. Разумеется, я подчеркнул, что делать это нужно не через силу, а вкладывая сердце. Когда я сам показал, он выглядел так, будто его околдовали. Однако с этого момента его отношение к мытью пола изменилось. К моменту отъезда его кендо, конечно, стало лучше, но умение мыть пол изменилось просто разительно.

Вернувшись на родину, он научил своих товарищей по кендо мыть пол, а затем прислал мне полотенца с эмблемой своего кендо-клуба. И что удивительно на дизайне была изображена иллюстрация мытья пола тряпкой. Члены этого клуба усердно тренировались, и некоторые из них достигли такого уровня, что выступали на чемпионатах мира и Европы в составе сборной Германии. Один из них в начале сороковых лет сдал экзамен на седьмой дан. Экзамен проходил в Токио, поэтому после возвращения с места проведения мы потренировались в додзё, а затем отпраздновали это пивом. Он склонил голову и сказал: «Я благодарен вам, Одзава-сенсей», но я ответил: «Я всего лишь научил тебя мыть пол, а сдал ты экзамен благодаря собственным усилиям». Кроме мытья пола, я лишь принимал у него какари-кейко.

В настоящее время я больше не размещаю иностранных кендок в додзё, но примерно до десяти лет назад люди из разных стран приезжали и жили здесь, занимаясь кендо. Однако у меня были собственные условия для проживания.

  1. Утром, проснувшись, прежде чем умываться, нужно вымыть пол в додзё тряпкой. Я объяснял, что это означает: «Начинай свой день с того, что вытираешь пол додзё, в котором практикуешься». Если человек один, то он моет весь зал, если двое - по половине, если трое - по одной трети. Додзё небольшое, но даже зимой мыть весь пол - значит вспотеть до пота.
  2. Затем 500 субури и синаем перед зеркалом.
  3. После этого почистить зубы, умыться и завтракать.

Если человек мог это выполнять, ему разрешалось жить в додзё.

Поскольку не нужно было платить за гостиницу, все, похоже, строго соблюдали правила. Я шутил и смеялся, говоря: «Пол в додзё для меня важнее, чем ваши лица». Таким образом они жили здесь, а иногда я брал их с собой на утреннюю тренировку в додзё Нома. В течение двадцати лет, используя летние и зимние школьные каникулы или отпуск на работе, иностранные кендоисты приезжали и жили у меня, поэтому сейчас по всему миру есть множество таких молодых людей. Сейчас они у себя на родине обучают младших и вырастают в лидеров своих стран и это внушает надежду. Радует и то, что все они до и после тренировок моют пол тряпкой и стараются беречь себя от травм и болезней.

Кстати, в городе Нагаока префектуры Ниигата есть мой младший товарищ, который открыл собственное додзё. Его зовут Ватанабе Хисао, а додзё называется «Кюбукан». Я иногда бываю у него и тренируюсь, и когда впервые пришёл туда, мой взгляд был прикован к картине тушью, висевшей у входа. Ещё до того, как снять обувь, я некоторое время стоял, любуясь и восхищаясь. На картине двое детей, стоя рядом, моют пол в додзё. Слева изящными и красивыми иероглифами было написано: «Полировать сердце».

рисунок в додзё
рисунок в додзё

До этого момента я не думал о мытье пола как о «полировке сердца». Скорее я считал, что, вытирая пол, прежде всего укрепляешь ноги и поясницу. Надпись «Полировать сердце» стала для меня новым открытием. Я спросил, кто автор, и мне сказали, что это Мурасима Цунэнори из школы Мэйкей. Имя я знал, но почти никогда с ним не разговаривал. Я впервые узнал, что у него есть такой талант. Когда я спросил, каким образом эта работа оказалась в Кюбукане, выяснилось, что друг по кендо директора додзё, Като Осаму, был однокурсником Мурасимы и всё стало понятно. И всё же я в очередной раз подумал, что мир кендо где-то незримо связан. В январе этого года Мурасима подарил мне эту картину, и я сразу же повесил её у входа в додзё.

В 2016 году (Хэйсэй 28) я за свой счёт издал книгу под названием «История и проблемы женского кендо». Перед публикацией я долго ломал голову над дизайном обложки, но картина тушью, увиденная в Кюбукане, не выходила у меня из головы. Като-сан дал мне номер телефона Мурасимы, и я сразу же позвонил ему с просьбой: «Я хотел бы использовать эту работу для книги, которую собираюсь издать». Он с готовностью согласился. А подзаголовок я без колебаний решил сделать таким:

«Взмахивая синаем - полировать “технику”, вытирая пол - полировать “сердце”».

Продолжение. Часть 18