Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Портрет героя: Натан Бейтман из технотриллера “Из машины” Алекса Гарленда | Дружелюбие с кулаком в кармане

“Из машины” – это режиссерский дебют писателя и сценариста Алекса Гарленда. Дебют был успешным, так как его отметили не просто положительными рецензиями, но и номинациями на престижные премии – две на Оскар (одну статуэтку за спецэффекты фильм выиграл), пять на BAFTA, одну на Золотой Глобус. *** Главный герой истории – Калеб Смит (в исполнении Донала Глисона), сотрудник IT-компании BlueBook. Калеб победил в лотерее, после чего отправился в уединенное жилище Натана Бейтмана (в исполнении Оскара Айзека), генерального директора компании. Натан создал человекоподобного робота с искусственным интеллектом, назвал ее Авой (в исполнении Алисии Викандер). Калеб должен поучаствовать в эксперименте Тьюринга, чтобы оценить, способна ли Ава мыслить и осознавать себя, и может ли Калеб общаться с ней, несмотря на осознание, что перед ним робот. У Тьюринга компьютер был спрятан, а Натан намеренно ставит оба объекта рядом, чтобы усилить эффект. И вот персонаж Айзека меня интересует больше, потому что Н
“Из машины” – это режиссерский дебют писателя и сценариста Алекса Гарленда. Дебют был успешным, так как его отметили не просто положительными рецензиями, но и номинациями на престижные премии – две на Оскар (одну статуэтку за спецэффекты фильм выиграл), пять на BAFTA, одну на Золотой Глобус.

***

Главный герой истории – Калеб Смит (в исполнении Донала Глисона), сотрудник IT-компании BlueBook. Калеб победил в лотерее, после чего отправился в уединенное жилище Натана Бейтмана (в исполнении Оскара Айзека), генерального директора компании.

Натан создал человекоподобного робота с искусственным интеллектом, назвал ее Авой (в исполнении Алисии Викандер). Калеб должен поучаствовать в эксперименте Тьюринга, чтобы оценить, способна ли Ава мыслить и осознавать себя, и может ли Калеб общаться с ней, несмотря на осознание, что перед ним робот. У Тьюринга компьютер был спрятан, а Натан намеренно ставит оба объекта рядом, чтобы усилить эффект.

И вот персонаж Айзека меня интересует больше, потому что Натан немного напоминает Виктора Франкенштейна из экранизации 2025 года от Гильермо дель Торо. Прежде всего исполнение – пусть у них есть общие черты, но актер сумел каждого наделить собственной индивидуальностью.

Виктор получился экспрессивным, в нем пульсировала энергия, он действительно вел себя как рок-звезда. А вот Натан – другой.

Натан Бейтман | источник фото Behance | Watson Design Group
Натан Бейтман | источник фото Behance | Watson Design Group

Натан Бейтман – миллиардер, генеральный директор и изобретатель поисковой системы BlueBook, причем код он написал в 13 лет. То есть настоящий гений; Калеб сравнивает его с Моцартом по степени гениальности – тот в пятилетнем возрасте начал сочинять маленькие пьесы.

Натан избегает людей, что подтверждается выбором места для проживания. Он живет на роскошной вилле в горах, и, чтобы туда добраться, нужно долго лететь на вертолете. Вокруг нет иных строений, вся земля принадлежит только ему. Когда Калеб спросил, скоро ли они подлетят к владениям Натана, пилот ответил, что они летят над ними уже два часа. Это подчеркивает уровень мизантропии Натана. Более того, в его доме в качестве обслуживающего персонала работает Киоко (в исполнении Сонои Мидзуно), тоже робот, как и Ава. Калеб становится вторым настоящим человеком в доме после Натана.

Натан следит за собой несмотря на осознанную изоляцию – он поддерживает тело в тонусе, занимаясь спортом, он опрятен. Брутальности ему придают накачанные плечи, бритая голова и мощная борода.

Натан
Натан
Натан и Калеб Смит (в исполнении Донала Глисона)
Натан и Калеб Смит (в исполнении Донала Глисона)

Он держится уверенно, вполне гостеприимно, его речь непринужденная, очки с толстыми стеклами и в тонкой оправе создают налет учености, но он, похоже, не пытается внешним видом демонстрировать свою гениальность. Со временем, правда, его портрет искажается - это не только мизантропия, но и склонность к злоупотреблению алкоголем, плюс другие черты.

Когда Калеб видит его по прибытии, Натан покрыт потом после бокса. И Натан тут же принимается объяснять, что предыдущим вечером перебрал, а после такого обычно утром он истязает себя упражнениями и витаминными коктейлями. То есть с Калебом он ведет себя как обычный парень из студенческого братства, располагая гостя к себе.

Натан и Калеб
Натан и Калеб

Но не то, чтобы ему не было важно, что он – гений и изобрел что-то действительно экстраординарное, просто он предпочитает производить впечатление постепенно. У него и дом не кричаще роскошный – он добротный в исполнении, он минималистичный и продуманный. Первый этаж похож на пещеру из-за серого интерьера с имитацией камня на стенах, а цокольный – на бункер, потому что там Натан проводит все свои исследования. В его доме все устроено удобно – для Натана. И за всем этим удобством и спокойствием скрывается нечто зловещее.

Натан давно работает над роботом с искусственным интеллектом, Ава на данный момент является самой совершенной версией, если сравнивать с предыдущими Лили, Жасмин и Джейд. Натан вообще уверен, что революция в сфере искусственного интеллекта сделает настоящих людей просто ненужными. Он совершенно серьезно хочет осуществить такую амбициозную задумку.

Натан
Натан

С одной стороны, звучит угрожающе; но, с другой стороны, Натан, выходит, уже тестирует на себе и проживание без настоящих людей вокруг – как иначе объяснить его уединение. При этом он не создает роботов своего пола, так как для него это непрактично.

Он создает роботов только женского пола с соответствующими функционирующими признаками, выгодными для него (он любит женщин без привязки к какому-то типажу).

Роботы у него делятся на две категории – мыслящий, но такой не имеет права покидать своей комнаты; рабыня, у которой исключены воля, способность отрицать, спорить и рассуждать, и это его служанка-любовница Киоко. Вообще его отношение к Киоко в целом показывает его модель отношения к настоящим женщинам – с ними не надо разговаривать, она всегда должна быть готова к сексу, она стоит ниже мужчины, ее статус – невидимка. Натану не хватает эмпатии, он любит контроль без сопротивления. Видимо, контролировать женщин для него – это отдельное удовольствие.

Натан ведет себя как приятель – будь то Киоко, будь то Калеб. В его речи нет враждебности, он приглашает Калеба повеселиться, выпивает с ним, в целом дает ему возможность чувствовать себя как дома.

За его дружелюбием скрывается то, что Натан потребительски относится и к людям, и к своим роботам, что является самой его негативной чертой, и вряд ли он хотел причинить физический ущерб Калебу. Если брать во внимание то, что Натан его ударил, то это было ответной реакцией на то, что Калеб совершил за его спиной.

У Натана все же проскальзывает чувство собственного превосходства, но не очень явно. Это видно в сцене, когда он искажает слова Калеба о том, что создание жизни – это прерогатива Бога. Калеб приписывает божественность самому себе. Когда Калеб пытается объяснить, что вовсе не то имел в виду, Натан даже не стал его дослушивать. Склонность игнорировать чужие слова, идущие вразрез его убеждениям, сыграли с Натаном злую шутку. Потому что Калеб оказался более наблюдательным. Он использовал склонность Натана к злоупотреблению алкоголем и свои навыки программирования против него же.

Превосходство Натана по большей части идет подтекстом, хотя бы исходя из его статуса главы технологичной компании. Натан воплощает любую модную компанию, создающую дружелюбный образ для людей. Компании, как и сам Натан с Калебом, ведут себя так, словно вы друзья, вы начинаете терять бдительность и думать, что встраиваетесь в число избранных, примыкаете к людям, ведущим крутой образ жизни. А в это время вас начинают обкрадывать и пристально изучать личные данные.

Натан – параноик, опять же это считывается по степени удаленности от людей. Также по степени оснащенности его виллы – некоторые двери нельзя открывать, нельзя пользоваться телефоном, нет мобильной связи. Он говорит Калебу: “От того, что ты богат, жизнь не легче. Кругом – засада. Я думал, что смерть и налоги неизбежны; оказалось, смерть и проблемы. Эти проблемы с перебоями электричества – что-то инженеры напутали”. В его доме регулярно происходят отключения электроэнергии, но он не хочет вызывать другую бригаду – это слишком много посторонних непроверенных людей в доме, где он творит свою вселенную. Отчасти его паранойя, отчасти и постоянные отключения электроэнергии подсказывают ему, что стоит установить в комнате Авы камеру слежения на автономных батареях. Натан, можно сказать, разыгрывает сложные схемы с Калебом как шахматист в качестве невольной пешки (к слову, Оскар Айзек вдохновлялся гроссмейстером Бобби Фишером, разрабатывая образ своего персонажа). Он сумел предвидеть и реакции Калеба и даже подтолкнул его к желаемому результату, а Калеб сначала не подозревал, что его используют.

Пусть Натан и ведет себя по-хамски относительно женщин, он лишь имитирует дружелюбие, но ему все же можно посочувствовать, потому что он несчастен. Он упрятал себя в глушь, посвятил жизнь работе над искусственным интеллектом, чтобы создать достойное для его собственного интеллекта творение. Хотя всем этим, по сути, он мог заниматься и среди людей. Возможно, он просто в глубине души не считает себя достойным быть среди настоящих людей? Может, эта мысль заставляет его пить больше, а потом истязать себя спортивными упражнениями? Детей ставят в угол в качестве наказания, а Натан сам загнал себя в самый дальний угол штата.

Само имя – Натан – словно выбрано с сарказмом. Это еврейское имя, означающее “дар Божий” или “наделенный”. Оно часто ассоциируется с такими качествами, как верность, мудрость и преданность. Но, если брать во внимание то, что Натан следовал за своей целью любыми способами, то его вполне можно назвать верным и преданным своей цели, так точно.

Итак, возвращаясь к выше обозначенному сходству Натана Бейтмана и Виктора Франкенштейна, то можно сказать, что оба они – это высокомерные творцы, изолировавшиеся от общества реальных людей. Но Виктор следует за безрассудной амбицией, а Натан Бейтман является расчетливым, он действует обдуманно и предпочитает контролировать процесс. Но оба просчитываются в итоге.