Минус тридцать пять за бортом — это только в Якутии считают потеплением, а на Кольском кажется, что даже воздух замерз после ночной «сороковки» в минусе. Утреннее солнце еще в раздумьях, подниматься или нет, а мы уже собираемся ехать на Белое море. Завтракаем. Заправляем термос и пытаемся прогреть японский дизель, чтобы от дыхания не запотевали стекла изнутри автомобиля.
Переезжаем мост и я бросаюсь делать кадр с утками, плавающими в реке. Как?! Почему при таких морозах река все еще не покрыта льдом?! Забываю спросить у местных, что такое сбрасывают в речку, что она не замерзает.
Впрочем, чуть дальше все встает на свои места — льда нет только на одном участке. Дальше река уже подо льдом, как и весь залив, в который она выходит.
Помню свою первую поездку в Якутию зимой. Город тогда был весь в инее, а я пытался не замерзнуть и хоть что-то снять. Тогда самым большим минусом были 42 градуса, но мне их хватило выше ушей. Даже камера казалось отрабатывает выдержки медленнее, словно нехотя превозмогая холод. У зеркалки работает не только затвор, но еще и зеркало должно успеть подняться, и как ей в таких условиях приходилось работать, я не знаю. Но работала.
В этом случае у меня была беззеркалка, причем по заверениям производителя готовая к морозам и другим неприятностям. Я ее мыл под душем не раз, снимал в плюс 52 градуса в «Черной пустыне», и вот теперь дошло до минус 35-37.
Сегодня наша задача добраться до Белого моря и немного прогуляться по его льду. Море замерзло. С точки зрения новоиспеченного калининградца — это дикость, но глядя, что сейчас творится с морем на Балтике — просто помолчу. Замерзшую Балтику все еще надеюсь застать и поснимать. К черту мороз, это посто надо запечатлеть для истории и вам показать. Балтика — я скоро...
Наш проводник машет рукой на виднеющийся вдали домик рыбака. До него около километра, а может больше. Домик еле виднеется на горизонте, стоящий на каком-то небольшом островке. Туда бы дойти, но по такому снегу без лыж или снегоступов не дотянем. Просто «выйдем в море», и на том спасибо. Когда еще по морю пешком походишь?!
До домика естественно не дошли. Но прогулялись по морозцу отлично. Помню в этих местах собирали «рагульки» — странную беломорскую штуковину, которую сначала надо найти, потом распилить, и внутри можно обнаружить красивые кристалы. До сих пор у меня лежат несколько штук, которые не распилил.
Пора возвращаться. Мороз начинает пробираться под одежду и пора прятаться в остывающем салоне автомобиля, отправляясь дальше в сторону Варзуги. Дорога будет проезжей до определенного места, после которого только на вездеходе или снегоходе. И даже не верится, что летом в этих местах мы купаемся и даже гоняем по настоящей северной пустыне — единственной в мире, по-моему. Или самой северной официальной географической пустыне.
В этом году зима всех адептов секты глобального потепления отправила по норам отсиживаться до тепла, чтобы много не говорили. Природа сама знает, когда морозить, а когда дарить тепло, а то эти «ученые» слишком много на себя взяли. В смысле на человечество. Когда попадаешь в такие места, то понимаешь, стоит Природе один раз «дунуть», и сдует человечество как пыль с Земли.
А еще зима это красиво, хоть я ее и не люблю…