2010 год. Двигатели Ту-154 ревели, пытаясь поднять нос лайнера вверх. Раздался сильнейший треск, и огромная береза разрезала левое крыло, оторвав последние 6 метров. "ПОДЪЕМ!ПОДЪЕМ"! - кричал автопилот, а летчики молчали, вцепившись в штурвалы руками, они все пытались выравнять и сесть...
Катынь
Декабрьским утром 2005 года Лех Качиньский стал президентом. Его победа над Дональдом Туском стала не просто личным триумфом; это была кульминация долгого пути к власти двух братьев-близнецов, что из активистов "Солидарности" превратились в создателей партии "Право и справедливость", а теперь получили Польшу.
Братья не были новичками в политике, политическая карьера Леха Качиньского началась в движении "Солидарность" в конце 1980-х годов, когда они свергли коммунистов. В 1990-х и начале 2000-х он занимал различные должности в парламенте и правительстве, был министром и генеральным прокурором.
В 2005-м Лех стал президентом, Ярослав премьер-министром. Правление близнецов было построено на исторической памяти и жесткой риторике, находившей отклик у поляков, уставших от воровства и либеральных реформ. Качиньский, бывший генпрокурор, стал в глазах народа неподкупным рыцарем, сражающимся с коррупцией, всем миром и призраками прошлого. И самым главным призраком была Катынь.
Катынский лес под Смоленском - место, где сплелась история и антироссийская пропаганда. Расстрел польских офицеров в 1940 году долгие десятилетия был открытой раной в отношениях Варшавы и Москвы, ядовитым семенем недоверия. Даже после признания вины СССР Горбачевым, даже после строительства мемориала "Катынь" Ельциным и Путиным, тень от катынских сосен легла на отношения России и Польши, став разменной картой польских политиков.
В 2010 году наступила 70-я годовщина Катынского расстрела и Россия первой сделала шаги для полного примирения. Президент Медведев передал президенту Польши 67 томов уголовного дела о Катынском расстреле, Государственная Дума приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором отмечалось, что расстрел тысяч польских граждан является трагедией и России. А на телевидении РФ показали польский фильм "Катынь"*.
Это была попытка России перевернуть наконец страницу, протянуть полякам руку. И кульминацией стало приглашение польского руководства на церемонию памяти в Катыни с участием премьер-министра Владимира Путина. Но в Польше 2010 года начинались новые президентские выборы, где президент Качиньский вновь сцепился с Дональдом Туском, уже премьер-министром.
Смоленск-Северный
Мысль о том, чтобы делить трибуну с Туском в таком важном для Польши месте как Катынь, была для президента невыносима. И был найден выход: разделить 2-х политиков - конкурентов. Туск со своими сторонниками и министрами отправится в Катынь 7 апреля, чтобы провести церемонию с премьер-министром РФ. Президент Польши с лояльной частью правительства, приедет на 3 дня поздней.
Для участия в церемонии полякам нужно добраться до Смоленска, где находится Катынь. Проблема была в том, что единственный гражданский аэропорт не мог принимать большие самолёты, 10 лет туда не летали пассажирские рейсы. Аэропорт Смоленска не мог принять трёхмоторный среднемагистральный Ту-154, который ВВС Польши использовали в качестве самолёта президента.
Это значило, что президент Качиньский должен лететь до Москвы и 5 часов ехать в Смоленск кортежем или поездом. Либо можно посадить президентский самолёт в другом месте Смоленска - на бывшем военном аэродроме "Смоленск-Северный", где садились большие военные самолеты. С точки зрения времени и безопасности выбрали второй вариант.
Но "Смоленск-Северный" был военным аэродромом в законсервированном состоянии. Когда-то здесь располагался завод конструкторского бюро Яковлева, потом 401-й авиационный полк СССР, расформированный в 1991 году. В 2009 году улетел отсюда последний, 103-й гвардейский транспортный авиаполк, оставив небольшой штат для обслуживания.
С 2009 года аэропорт «Смоленск-Северный» был передан в гражданское пользование, но, учитывая, что там не базировались самолёты ВВС, а авиационный клуб Смоленска использовал аэропорт "Смоленск-Южный", маловероятно, что до апреля 2010 года в "Смоленск-Северный" садилось много самолетов. На аэродроме не было ни системы посадки по приборам, ни радиомаяка VOR.
"Смоленск-Северный" не был оборудован соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации системой посадки по приборам (ILS), потому что был военным аэродромом без планов на будущее в тот момент. И он находился в месте со сложной погодой и рельефом, среди оврагов и леса.
Однако проблемы были решаемы, ведь тут должны приземлиться также самолеты Туска и Путина*. Российские ВВС направили подразделение из Твери для обеспечения работы службы управления полетами, которая должна была работать с использованием установленного радара советских времён. Были посажены наблюдатели, которые визуально оценивали границу видимости на ВВП аэродрома.
7 апреля в Катыни первая церемония прошла без сучка и задоринки. Небо было низким, погода неустойчивой, но всё свершилось по плану. Премьер-министры Польши и России стоя у Катынского креста, обменялись речами о примирении и общей боли, почтили память поляков и русских, возложили цветы. После церемонии их самолеты взревели моторами и покинули "Смоленск-Северный", на аэродроме воцарилась тишина.
Авиадиспетчер вышел из ангара, жадно вдохнул свежий воздух. Глядя на взлетную полосу, упирающуюся в стену тумана и леса, лейтенант ВВС России не знал, что через 48 часов в эту стену упрется борт 101, "Ту-154М" с польским президентом. Он не знал, что случится и будет, он лишь чувствовал усталость и ледяной ветер и, подняв воротник куртки, побрел к автобусу, что отвезет домой.
Падение под Смоленском I Читайте в Премиуме продолжение < )жми)
* музей "Катынь", "Коммерсантъ" oт 12.04.2010.