Кто окажется лишним в нашем мире, если доверить оценку беспристрастному искусственному интеллекту, да еще способному "залезть" в голову почти каждому? Я позволил себе пофантазировать и написать небольшой рассказ на эту тему.
ЛИШНИЕ
Очень глубоко под землей, в защищенном от любых воздействий подземном бункере, в зале выстроенном наподобие небольшого амфитеатра, собрались самые уважаемые люди. Главы крупнейших корпораций, владевшие в сумме более чем девяносто процентами мировых богатств, сидели на первых рядах. Чуть дальше находились ведущие политики крупнейших держав. Еще дальше — военные и лидеры наиболее значимых религиозных течений, наконец, в самом дальнем углу, так что их едва было видно с первых мест — люди творчества и специалисты, чье влияние на умы было действительно значимым. Чаще всего собравшиеся называли себя "Большим Советом." Его собирали лишь изредка: тогда, когда нужно было принимать решения, могущие повлечь за собой разногласия среди сильных мира. Так было при запуске глобального искусственного интеллекта, компании по внедрению мозговых имплантов, объявлении пандемии и связанных с нею ограничений, распаде крупнейшей страны мира... В остальных, не столь значимых случаях, решения принимал Малый совет — он объявлял торговые и обычные войны, разрешал противоречия между участниками торговых отношений, назначал лидеров стран. В малый совет входили всего несколько человек, и они-то собирались регулярно.
Но нынешний вопрос был предназначен для Большого совета.
К небольшой трибуне внизу амфитеатра вышел невысокий седой человек.
- Уважаемые члены Большого Совета! - начал он. - Позвольте пояснить вам суть вопроса, для решения которого вы собрались сегодня. Как вы знаете, пять лет назад корпорация «Брейнлинк» представила высокочтимому совету разработанный ею мозговой имплант, самое широкое внедрение которого получило тогда полное одобрение Совета. Это решение принесло благо всему человечеству: за счет регулирования когнитивных и эмоциональных функций большинства населения практически побеждена преступность, в разы повысилась производительность труда, возросла удовлетворенность жизнью практически во всех странах. Это безусловно важные достижения, однако, как известно членам Совета, имплант выполняет еще и важнейшую вспомогательную функцию. Он служит основой для развития глобального искусственного интеллекта. Хотя его сервера и построены на самых современных технологиях и по праву считаются самой быстродействующей вычислительной машиной в мире, они все еще уступают в своем быстродействии мозгу человека. Суть предложенной «Брейнлинк» технологии состоит в том, чтобы использовать когнитивные способности каждого индивида для увеличения возможностей глобального ИИ. Прошедшие годы показали, что идея оправдала себя, однако возник и ряд вопросов. Главный из них — каким образом распределять нагрузку от импланта между индивидами? Например, очевидно, что нельзя даже в малейшей степени отвлекать мозг пилота, занятого посадкой самолета, для решения даже небольших сторонних задач, это может привести к трагедии. Но тот же мозг во время отдыха или пилотировании на эшелоне вполне себе свободен. Как же понять значимость процессов, когда и у кого можно задействовать имплант на полную мощность? Именно поэтому до сих пор невозможно было использовать столь ценный ресурс в полной мере. Моя лаборатория посвятила годы исследований решению этого вопроса. И мы добились успеха.
Он сделал паузу, отпил воды из стоявшего перед ним стакана и внимательно оглядел собравшихся. Все взгляды были прикованы к нему, и оратор понял, что ему удалось заинтересовать аудиторию. Он продолжал.
- В конце концов мы научили систему моментально распознавать важность процессов, происходящих в мозге и нагружать только не занятые в данный момент ресурсы. Все необходимые настройки уже сделаны, достаточно решения Совета, чтобы внедрить их.
- И что тогда произойдет? — спросил один из сидевших в первом ряду бизнесменов.
- По нашим расчетам, вычислительная мощность глобальной системы вырастет в десятки раз. А благодаря доступу к практически всей актуальной информации через органы чувств и память всех, задействованных в программе имплантации, а это более девяноста процентов человечества, возможно появление совершенно невероятных возможностей у системы, вплоть до достаточно точного предсказания любых событий.
- Гмм... Это же золотой век человечества, - заметил другой лидер. - Так в чем же дело? Если все так хорошо, зачем потребовалось собирать Большой совет. Включили бы просто, и все. В чем подвох?
Оратор улыбнулся.
- Вы совершенно правы. Дело в том, что мы до сих пор не знаем, сколько именно индивидов решают по-настоящему важные задачи, а сколько тех, чей мозг, в общем, бесполезен для общества. Поэтому при включении нашего алгоритма, возможно полное перераспределение запросов глобальной системы на тех, чей мозг не занят по-настоящему важными задачами. Если таковых окажется меньше критического числа для них возможно серьезное замедление или даже полный ступор сознания, вплоть до потери личности. Как это сказать, они станут «растениями». Точнее — живыми ячейками вычислительной системы.
По залу пронесся гул голосов, но на лицах лидеров были улыбки.
- Не беда, если мы потеряем несколько тысяч слесарей и дворников, - выразил общую позицию один из авторитетных бизнесменов. Открывающиеся возможности гораздо важнее. Голосуем, господа.
Результаты голосования были однозначны. Председатель Совета кивнул, и профессор нажал на несколько клавиш на своем ноутбуке. Кривые производительности глобальной вычислительной системы на экране позади него сразу прыгнули вверх.
Должны были раздаться овации, так происходило всегда, когда Совет убеждался в правильности своих решений. Но в зале царила тишина.
Профессор вгляделся в лица сидевших на первом ряду. Их глаза словно остекленели: бессмысленный взгляд, направленный в одну точку. Из уголка застывшего в улыбке рта председателя сбегала тоненькой струйкой слюна.
Профессор ухмыльнулся, и направился к выходу из помещения.
И вдруг жидкие аплодисменты раздались с галерки, Несколько фигур с верхних рядов начали спускаться к нему.
- Скажите, профессор, - спросил один из них, в котором учёный узнал очень популярного писателя, - это ведь и было так задумано?
- Задумано? Что вы! Я лишь написал алгоритм, определяющий самых бесполезных членов общества. А уж что получилось, то и есть...
И он снова ухмыльнулся.
Дорогие друзья, подписчики. Крайне не люблю просить об одолжениях, но алгоритм есть алгоритм. Чтобы блог хоть как-то развивался - нужны ваши реакции - "лайки", комментарии, иначе нет смысла его вести. Поэтому прошу, если вам понравился материал - ставьте лайк. А еще лучше - пишите что-нибудь, ваши реакции и мысли очень сильно помогают мне вести блог, придумывать новые истории или дают знать, какие темы вам интересны.