Найти в Дзене

Р.Хаберзецер о рамках спортивного карате.

Хочу высказать несколько слов по поводу статьи Р.Хаберзецера, которая опубликована в интернете вчера.
Вот её перевод.
"Я подчёркиваю, что мой подход полностью соответствует философии Будо: «отказывайся от борьбы, отказывайся от страданий» — это основа моих убеждений и того, чему я учу. Эта идея стала фундаментом для поведения и практики, которые я развиваю в рамках «Пути Тенгу». Недавно я узнал слова Мияги Чёдзюна, создателя Годзю-рю каратэдо, которые вспомнил Мабуни Кеней: «Хито-о утазу, Хито-ни утарезу, Кото-наки-кото-о мото-то суру-нари» («Не позволяя себя бить и не стремясь бить других, придерживайся пути, избегающего любых инцидентов» — такова суть поведения). Этот принцип лежит в основе моего «Пути Тенгу», который выходит за рамки спортивного и игрового контекста, в котором я никогда не стремился развиваться с первых шагов на татами. Всё остальное складывается само собой. Приняв, поняв и усвоив это, мы должны научиться жить в соответствии с этим «справедливым отношением» (Шисей)

Хочу высказать несколько слов по поводу статьи Р.Хаберзецера, которая опубликована в интернете вчера.
Вот её перевод.

"Я подчёркиваю, что мой подход полностью соответствует философии Будо: «отказывайся от борьбы, отказывайся от страданий» — это основа моих убеждений и того, чему я учу. Эта идея стала фундаментом для поведения и практики, которые я развиваю в рамках «Пути Тенгу».

Недавно я узнал слова Мияги Чёдзюна, создателя Годзю-рю каратэдо, которые вспомнил Мабуни Кеней: «Хито-о утазу, Хито-ни утарезу, Кото-наки-кото-о мото-то суру-нари» («Не позволяя себя бить и не стремясь бить других, придерживайся пути, избегающего любых инцидентов» — такова суть поведения). Этот принцип лежит в основе моего «Пути Тенгу», который выходит за рамки спортивного и игрового контекста, в котором я никогда не стремился развиваться с первых шагов на татами.

Всё остальное складывается само собой. Приняв, поняв и усвоив это, мы должны научиться жить в соответствии с этим «справедливым отношением» (Шисей). Затем наступает следующий этап — преодоление препятствий, что невозможно, если мы предпочитаем сладкие мечты необходимости действий.

Чтобы иметь шанс победить в реальном бою (то есть в ситуации, где ставки «драматически высоки»), нужно гораздо больше, чем просто хорошая техника или «шестой» вариант движения, который считается более эффективным. Даже если это было продемонстрировано в додзё, на ринге или на других «встречах» в схожей обстановке. Ведь это уже не соревнование, не спортивная игра (даже с применением насилия) и не эстетическая жестикуляция, за которой следует оценка судьи, жюри или зрителей. Речь идёт о погружении в «реальный мир»… Для чего, в конечном счёте, и существуют боевые искусства.

В этом случае определение «отношения» также означает готовность следовать «философии действия»… Мы должны раз и навсегда определить цену, которую мы готовы заплатить за отказ от чужого насилия, совершая действия, необходимые для выживания или помощи другим («помощь тем, кто в беде»). Потому что за это приходится платить. И физическая подготовка, даже с большим количеством усилий, — это лишь малая часть.

Будока должен чётко представлять себе возможные варианты: так же, как «мышечная память» помогает управлять физическим контактом с противником, мысленный настрой формирует «правильную» позицию в нужный момент. Самый опасный враг — это колебание в решающий момент или, наоборот, слепой порыв… Мы никогда не должны забывать, что именно агрессор выбирает момент, место и средства… Поэтому он всегда будет действовать раньше, чем вы начнёте защищаться.

Быть «готовым» — значит быть решительным и непреклонным. «Отказаться страдать», когда приходится сражаться. Психологический настрой должен быть твёрдым и готовым к риску конфронтации и возможности получения травм. В основе ваших действий лежит именно этот настрой. Как говорится в «Искусстве войны» Сунь-цзы: «Тот, кто осторожен и ждёт врага, которого нет, одержит победу». Вот оно, быть готовым. Непреклонная воля и эффективный ответ на неоправданную агрессию… То, что вы называете мгновенной, реактивной, идеально нацеленной защитой. В каратэ я называю это обучением умению действовать со всеми знаниями и ответственностью, присущими «умелому воину с пустыми руками». Я искренне надеюсь, что эти знания никогда не пригодятся."

Roland Habersetzer

Мастер совершенно прав. В спортивных секциях учат побеждать на соревнованиях по "спортивному карате". А оно всегда имело, имеет и будет иметь совершенно понятные ограничения по арсеналу. Да и цели у него совершенно иные по сравнению с реальным будо-каратэ.

Семинар в Болгарии, 1989 год.
Семинар в Болгарии, 1989 год.

Я не сторонник того, чтобы в общедоступных секциях в полном объеме изучали каратэ как метод рукопашного боя без ограничений по принципу "Иккен Хиссацу". Вряд ли это нужно для большинства занимающихся, и тем более не нужно и опасно для детей, занимающихся так называемым "спортивным карате".

Но во всяком случае, опытный учитель просто обязан на тренировке объяснять разницу между боем и спаррингом, между "победить по очкам" и "уничтожить одним ударом". Иначе может быть очень больно и обидно за бесцельно потраченное время на тренировках.

Доводилось мне видеть, как на улице довольно-таки "продвинутые" каратисты начинали в драке махать ногами в голову. Да ещё и маваши подъёмом (куби).
Видел и драку, в которой каратист весьма грамотно обозначил пару ударов кулаком в челюсть, после чего ему прилетело в пах и в голову.

Это я к тому, что фраза Хаберзецера "это уже не соревнование, не спортивная игра (даже с применением насилия) и не эстетическая жестикуляция, за которой следует оценка судьи, жюри или зрителей. Речь идёт о погружении в «реальный мир»… Для чего, в конечном счёте, и существуют боевые искусства" на 100% отражает реалии. На татами всегда есть некие правила и ограничения. На улице законы иные.

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".

Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.

Карате
7974 интересуются