Взгляните. Перед вами стандартный образец железной руды:
Конечно, всем понятно, что в таком естественном, «сыром» виде из этого материала ничего не создать. Ни деталь для автомобиля, ни лезвие ножа, ни самый простой гвоздь.
Сама природная руда включает в себя значительное количество посторонних включений. Для начала с ней необходимо провести ряд серьёзных работ. Требуется удалить всё лишнее, а потом, напротив, ввести необходимые элементы (для создания определённого сплава). И только после этих процедур из железа становится возможным производить различные сложные изделия.
Уран, о котором так часто говорят, это, если в общих чертах, аналогичная история. В своём природном состоянии он «груб и непригляден». Урановую руду невозможно просто так, без обработки, поместить в атомный реактор или в боевую часть баллистической ракеты. Это просто минерал, хоть и обладающий своими особыми свойствами.
Для того чтобы превратить урановую руду в ядерное топливо или (что ещё сложнее) в ядерное оружие, необходимо приложить огромные усилия.
Сперва уран следует очистить от всех примесей, чтобы получить чистый металл (подобно чистому железу).
Но даже в таком очищенном виде уран, как и чистое железо (оно слишком мягкое, быстро подвергается коррозии и т.д.), малопригоден для практического применения.
Чтобы железо превратилось в полезный сплав (чугун, сталь), в него вводят разные добавки. Похожим образом и чистый уран, чтобы стать топливом или материалом для оружия, должен претерпеть определённые преобразования.
Разница заключается лишь в том, что в случае с ураном эти преобразования являются значительно более сложными.
Если объяснять простыми словами, то существует два основных «сорта» (научное название - изотопы) урана. Это Уран-238 и Уран-235.
Уран-238 обладает слабой радиоактивностью, не способен поддерживать цепную ядерную реакцию, его даже можно некоторое время держать в руках без особой опаски. Но практической ценности он почти не представляет.
А вот Уран-235 это «активная» форма урана. Он радиоактивен, может поддерживать цепную ядерную реакцию, и его можно применять, допустим, в качестве топлива для атомных электростанций.
Так вот, в «природном» образце урана содержится, грубо говоря, 99% бесполезного урана-238 и лишь около 1% чрезвычайно ценного урана-235.
Здесь можно привести удачную аналогию: возьмём нефть.
В своём исходном состоянии она сама по себе обладает ограниченной полезностью. Её нельзя напрямую залить в двигатель автомобиля или изготовить из неё пластиковый пакет. Однако в составе нефти присутствует большое количество ценных составляющих. Таких как бензин или полимеры для производства пластика.
Поэтому человечество разработало технологии, позволяющие извлекать из нефти эти полезные компоненты: бензин, дизельное топливо и другие.
С ураном, в целом, ситуация схожа. Люди создали методы для выделения из природного урана непосредственно урана-235, который требуется для работы атомных реакторов и создания атомных бомб.
Процедура такого получения «полезного» урана носит название «обогащение».
В природном образце урана, если говорить более точно, содержится лишь около 0,72% требуемого урана-235.
Если «очистить» природный уран и повысить эту долю до уровня 2-5%, то полученный «обогащённый уран» уже можно использовать в качестве топлива для атомных электростанций.
Тем не менее, степени обогащения в 2-5% недостаточно для производства ядерного оружия. Для этой цели степень обогащения должна превышать 20%.
Уран с таким показателем именуют высокообогащённым. Он уже обладает способностью поддерживать цепную ядерную реакцию (создавать взрывной эффект). Но даже степень обогащения в 20% всё же считается слишком низкой для современных ядерных боеприпасов.
Боеприпас с таким ураном можно будет классифицировать как «грязную бомбу», потому что она вызовет больше радиоактивного загрязнения, чем прямых разрушений (если говорить проще, её взрывная мощность будет невысокой).
Для создания эффективного и мощного ядерного заряда уровень обогащения урана необходимо довести примерно до 90%. Вот тогда произойдёт действительно мощный взрыв.
Теперь давайте все же вернёмся к вопросу, что же представляет собой «ядерная программа Ирана».
Смысл в том, что Иран, как и все другие государства мира, обладает правом на развитие атомной энергетики. Одна атомная электростанция у них уже имеется - АЭС в Бушере. К ней, собственно, претензий нет и быть никак не может.
Но для нужд атомной энергетики, как мы уже выяснили, достаточно обогащать уран до уровня 2-5%.
Основная проблема (с точки зрения Израиля и США) - Иран начал обогащать уран до значительно более высоких показателей. Им уже удалось достичь уровней обогащения в 60 и даже 80 процентов.
Этого вполне достаточно для изготовления «грязной» ядерной бомбы. И остаётся совсем немного до того, чтобы Иран смог получить уран с обогащением в 90%, а это, между прочим, позволит создать полноценный ядерный боезаряд. Достаточно компактный для размещения на баллистической ракете и достаточно сильный, чтобы уничтожить, условно, израильский город, такой как Хайфа.
Позиции сторон сейчас такие:
Иран заявляет: мы НЕ занимаемся разработкой ядерного оружия. Мы обогащаем уран исключительно для использования на нашей АЭС. А также, в некоторой степени, для исследовательских целей. Поэтому нам необходимы собственные заводы по обогащению урана.
Израиль и США утверждают: нет, это вранье. Вы обогащаете уран до уровня 80 и более процентов. Мы не против того, чтобы у вас была своя АЭС, но иметь собственное ядерное оружие вам нельзя. Поэтому либо подпишите соответствующее соглашение и ликвидируйте обогатительные предприятия, либо мы сделаем это сами путём бомбардировок.
Предложение Владимира Путина: предположим, Иран продолжает развивать атомную энергетику, но уран для неё будем обогащать мы. Мы берём на себя обязательства поставлять уран, обогащённый только до 5%, а Иран, со своей стороны, обязуется не иметь собственных обогатительных заводов.
Ответ Ирана на предложение Путина: нет. Мы хотим сохранить самостоятельность и осуществлять обогащение урана на своей территории.
Ну, если излагать кратко и просто, то ситуация выглядит примерно так.