На Каширском шоссе, в одном из окраинных, можно сказать, районов Москвы стоит необычный храм в неовизантийском стиле. Если посмотреть издалека, то может показаться, что его, подобно собору Парижской Богоматери, украшают изваяния горгулий. Но приблизишься чуть ближе, и становится видно, что это не фигуры западных бестий, а исконно российские двуглавые орлы.
И пусть храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове совсем молодой даже по меркам человеческой жизни, уже сейчас он обладает своей уникальной историей. Задуманный при жизни одного патриарха Московского и всея Руси, он был построен лишь при следующем, причем не там, где планировалось первоначально. И, более того, совсем не в том статусе, как было задумано.
Что все это значит и как так вышло? Сейчас расскажу.
В 1988 году торжественно отмечалось тысячелетие Крещения Руси. В честь этого знаменательного и славного события на встрече патриарха Пимена с генсеком Михаилом Горбачевым было решено возвести новый храм. Величественный и грандиозный, вместимостью как минимум в десять тысяч человек, с конференц-залом, просторными трапезными, комнатами отдыха, лифтами, магазином и всем прочим сопутствующим, по сути…
…Он мог превзойти утраченный в советские годы храм Христа Спасителя
Место для него назначили неподалеку от Царицынского парка. Объявили архитектурный конкурс и даже установили закладной камень, освященный патриархом Пименом 13 июня 1988 года.
Из присланных на конкурс 420 работ выбор пал на проект архитектора Анатолия Трофимовича Полянского, автора комплекса памятника Победы на Поклонной горе.
Однако к строительству не приступили. Времена стремительно менялись, и вскоре было решено не строить гигантскую церковь чуть ли не на краю города, а возродить храм Христа Спасителя на его историческом месте.
Но прошло двенадцать лет, и в 2001 году к идее возвести на юге Москвы новый храм вернулись. Правда, теперь уже патриархом православной церкви был Алексий Второй. И место для постройки выбрали другое, на полтора километра восточнее, на Борисовских прудах.
К слову сказать…
…Местность эта знаменательна сама по себе
Когда-то здесь располагалось село под скромным названием Овражки.
В 1591 году Москву атаковала орда крымского хана Газы Герая. Одним из военачальников, что неподалеку отсюда, в Коломенском, обратил татар в бегство, был боярин Борис Годунов. За это государь Федор Иоаннович пожаловал ему 32 селения, и среди них были Овражки, которые переименовали в Борисово.
При Годунове же устроили каскад прудов на реке Городне, верхний из которых простерся у сельца Черная Грязь, которое позднее, при Екатерине Второй, переименуют в Царицыно. А сами пруды как назвали Борисовскими, так и зовут по сей день. Разве что только земля вокруг уже давно не царская.
Здесь в первый год нового тысячелетия и решили выстроить…
…Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехово-Борисове
Новый проект поручили составить архитекторам Евгению Викторовичу Ингеме и Владимиру Васильевичу Колосницыну. И вышел он в традициях византийского храмового зодчества, с куполом небесно-голубого цвета и стенами, облицованными светлой плиткой, крестообразной формы, с четырьмя приделами. От тротуара на краю шоссе к церковной территории проложили мост, оканчивающийся у надвратной звонницы.
(12 фото)
Конечно, вышел храм не таких грандиозных размеров, как предполагалось первоначально, но все же высота его вместе с крестом составила целых 70 метров, и вмещает он до четырех тысяч человек одновременно.
Но несомненно, особое впечатление на смотрящего оказывают золоченые двуглавые орлы, что гордо обозревают окрестности по всем четырем сторонам света, и великолепные барельефы на входных дверях.
(15 фото)
Когда же попадаешь внутрь, и вовсе начинает казаться, что изнутри храм еще больше, чем снаружи. Просторный, светлый и высокий, он не оставляет равнодушным входящих.
Его фарфоровый иконостас с соблюдением традиций мастерских Матвея Кузнецова создал питерский художник-керамист Юрий Васильевич Волкотруб, все иконы написала московский иконописец Анна Калинина, а оформлением убранства заведовал иконописец Василий Игоревич Нестеренко.
(25 фото)
В цокольном этаже устроили баптистерий для крещения взрослых, а на территории расположили дом причта, воскресную школу, звонницу и часовню во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
(3 фото часовни)
К слову, в создании часовни принял участие архитектор Анатолий Полянский, автор первоначального, нереализованного проекта Троицкого храма.
Мозаики на стенах часовни, воскресной школы и звонницы исполнила художник-мозаичист Екатерина Валерьевна Огородникова.
(15 фото)
Строительные работы закончились в 2004 году, а храм получил статус Патриаршего подворья.
Он совсем еще молод. Даже Александроневская часовня возле него была завершена двумя годами раньше, в 2002-м. Однако по удивительной и для меня непостижимой причине для многих больше значит возраст постройки, чем сама постройка и цель ее появления.
Но любая новость однажды становится историей. А эта церковь мало того что уже имеет собственную летопись, так еще и возведена была в память о событии, которое во многом поменяло ход Истории.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
Напоминаю также о канале Тайного фотографа Москвы в мессенджере MAX:
https://max.ru/secret_photograph
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!