Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Волчок (2025 г.) приключенческий детектив о юном сироте и сопровождающем его лихом простолюдине, который силён кулаками махать, да слаб в…

Говорят, дети имеют самую гибкую психику. Мол, приспособятся ко всякому потрясению и выйдут из этого лучшим человеком. Только каких мучений стоит, например, пережить гибель единственного родного, да ещё сохранять ясность ума и суметь противостоять взрослому, ненавидящему тебя дяде. Как, например, юноше Ивану Огарёву. Он рано остался без родителей, и теперь его воспитанием будет заниматься неизвестный родственник. Правда, тому нужны только виноградники где-то на юге Российской Империи, а Ваня так, расходный материал, лишь препятствие к осуществлению громадных планов. И когда мальчик понимает злой замысел, он тут же пускается без оглядки к другу семьи, всегда ласковому и милосердному Константину Николаевичу в Нижний Новгород. Российское подростковое приключенческое кино, такое, как снимал в нашем детстве Станислав Говорухин, в исторических нарядах и с соответствующими времени идентификаторами, всё ещё поправляется от долгого забвения. Однако некоторые фильмы, всё чаще появляющиеся на эк
Кадр из фильма "Волчок".
Кадр из фильма "Волчок".

Говорят, дети имеют самую гибкую психику. Мол, приспособятся ко всякому потрясению и выйдут из этого лучшим человеком. Только каких мучений стоит, например, пережить гибель единственного родного, да ещё сохранять ясность ума и суметь противостоять взрослому, ненавидящему тебя дяде. Как, например, юноше Ивану Огарёву. Он рано остался без родителей, и теперь его воспитанием будет заниматься неизвестный родственник. Правда, тому нужны только виноградники где-то на юге Российской Империи, а Ваня так, расходный материал, лишь препятствие к осуществлению громадных планов. И когда мальчик понимает злой замысел, он тут же пускается без оглядки к другу семьи, всегда ласковому и милосердному Константину Николаевичу в Нижний Новгород.

Российское подростковое приключенческое кино, такое, как снимал в нашем детстве Станислав Говорухин, в исторических нарядах и с соответствующими времени идентификаторами, всё ещё поправляется от долгого забвения. Однако некоторые фильмы, всё чаще появляющиеся на экранах, заслуживают куда большего внимания, нежели ознакомления с синопсисом. И в данном случае мы имеем дело именно с таким произведением. Здесь, кажется, авторы решили создать совершенно своё, по-хорошему местечковое кино, в котором на равных станет соперничать и линия исторического антуража, и динамичное путешествие из Москвы в Нижний, и некоторая детективная составляющая, которая, впрочем, могла бы быть и более чётко определённой. И невзирая на желание создателей сделать оригинальный продукт, нам здесь станут мерещиться отголоски очень известных голливудских картин, что именно в случае с Волчком вполне допустимо.

Кадр из фильма "Волчок".
Кадр из фильма "Волчок".

Сценаристы фильма совершенно точно вдохновлялись как литературой и слогом отечественных писателей, так и пытались уложить её в иностранное понимание экшена. Это часто приводит к некоторому диссонансу впечатлений во время просмотра. Не избежала такой оценки и настоящая лента. Только иные несоответствия историческим реалиям не так рьяно бросаются в наши терпеливые глаза и в общем всё в рамках допущений, свойственным кинематографу. Мы следим за развитием истории, увлекаемся ею, проникаемся тёплыми чувствами к главному герою (прыткий и неугомонный как неваляшка Евгений Ткачук). Только всё чаще, по мере продвижения к развязке, которая вполне неожиданна и весьма оригинальна, возникают крупицы претензий, дескать там недосказали, тут можно было флэшбэком скрасить пояснение происходящего, а вот здесь и вовсе не хватает предыстории колоритной дамы (хорошая и курящая "запиканную" сигарету в мундштуке, длинной с телескопическую удочку, Юлия Хлынина). Без этих деталей кино всё равно остаётся складным, однако нет широты и объёма, соответствующего характеру мощного персонажа Волчка.

Кадр из фильма "Волчок".
Кадр из фильма "Волчок".

Волчок прекрасное приключение на вечер, с точными вневременными шутками, погонями на бричках/поездах/самолётах и с талантливым Сергеем Маковецким, ради только одного него можно смотреть фильм, особенно финальную его часть. Мы до умопомрачения можем сравнивать и сопоставлять «наше» и «тамошнее» кино, только правда в том, что на русском языке по Гамбургскому счёту снимаем только мы. А это важное, если не самое важное, что может быть именно в этой области искусства. И в данном случае он, язык, разворачивается на многие уровни и сословия, где говорят редкими глаголами и мужики, и так же великолепно, с породистой интонацией, даже в стычке с деревенскими парнями, излагает свои гранитные аргументы Ваня Огарёв (заполонивший экраны Марк-Малик Мурашкин). Мы во время просмотра вспомним о Шерлоке Холмсе Гая Ричи (некоторых других его работах), однако это не помешает запомнить Волчка как самородок нашего производства. И если нам когда-нибудь взбредёт в голову нанять в качестве сопровождающего в опасный вояж охотника махать кулаками, прежде всего необходимо истребовать его кардиограмму дабы избежать непредвиденных ситуаций в самый критический момент.