На Нижегородской ярмарке завершилась ежегодная международная выставка-ярмарка искусства «АРТ МИР 2026». Участники выставки разъехались, увозя с собой впечатления о городе, встречах с друзьями и коллегами, о неповторимых нижегородских зрителях. Мы задали нескольким художникам одинаковые вопросы, получили ответы и теперь можем вспомнить, как это было.
Артем ICONA, Санкт-Петербург.
Что для художника значит выставка, встреча со зрителем?
На самом деле, выставка – это всегда стресс, потому что ты показываешь своих «детей», свои произведения широкой публике. Я веду довольно затворнический образ жизни, но когда происходят такие мероприятия, мы – я и моя команда – эмоционально настраиваемся, что нужно будет здесь быть включенными, готовимся к тому, что нужно будет активно здесь общаться. Поскольку мы позиционируем себя как художники, которые несут какую-то идею, какую-то концепцию, просвещение прежде всего, то для нас это очень важно.
Что вы можете сказать про «АРТ МИР», город и нижегородскую публику?
На «АРТ МИРе» мы в первый раз. В целом, могу сказать, что приняли нас очень радушно. Если сравнивать с родным Петербургом, то в Нижнем Новгороде люди более прямые. Могут обсуждать при тебе твои работы, иногда не очень лестно, некоторые даже хотят их трогать. И комментариев очень много: начиная от «мой ребенок тоже так может» до самых восторженных и приятных.
Самое интересное ваше воспоминание об этой выставке?
Из-за того, что здесь очень много художников, очень много представлено работ, присутствует такая своего рода «пытка прекрасным». Людям довольно сложно сохранять постоянный нормальный уровень восприятия. Но все равно есть зрители, которые задают вопросы, хотят копнуть глубже, изучить концепцию, проникнуть философию художника. И это очень здорово.
Ольга Данилова, Санкт-Петербург – Кировск, Мурманская область.
Что для художника значит выставка, встреча со зрителем?
Смотря, какая выставка. Есть личные проекты, а есть выставки, как эта, где ты показываешь какой-то фрагмент своего творчества за последние годы. Встреча со зрителем важна, но, может быть, не в таком большом объеме. Мне тяжело такое большое присутствие, 10 дней, поэтому мне помогали люди, которые меня иногда заменяли.
Что вы можете сказать про «АРТ МИР», город и нижегородскую публику?
Нижегородская публика очень молчаливая. Для меня было удивлением, что люди покупают картины молча, ни о чем не расспрашивают. Просто подходят и говорят: «Все я покупаю, заверните, уносите». Я спрашиваю: «Рассказать что-нибудь?», отвечают: «Не надо». И это было несколько раз подряд, что меня очень удивило.
Самое интересное ваше воспоминание об этой выставке?
Я сама из Санкт-Петербурга, но 10 лет назад переехала в Мурманскую область. И там я много рисовала Белое море, довольно заброшенные деревни. И ко мне здесь, на выставке, на стенд пришел молодой человек, который родился в одной из этих деревень. Для меня это был просто восторг и очень интересный опыт общения с человеком, молодым, моим ровесником, но который вырос в той среде, у которого вся жизнь и родственные связи связаны с местами, которые меня сейчас вдохновляет.
Алекс-Леон Мазанов, Нижний Новгород – Санкт-Петербург.
Что для художника значит выставка, встреча со зрителем?
Для меня выставка значит все. Потому что для зрителя мы творим и делаем все это. Для художника творчество – исследование мира, и даже самый коммерчески настроенный художник – все равно творец, он когда-то взял кисточку в руки по велению души. Для меня выставки это не труд, я люблю кураж, люблю смех, люблю общение. А здесь всего этого – очень и очень много!
Поскольку я сам из Нижнего Новгорода, я знаю, что для города это большое социальное событие. Весь город приходит на выставку и для художников это очень важно – видеть, как их творчество и искусство нужно людям.
Что вы можете сказать про «АРТ МИР», город и нижегородскую публику?
Конечно, художник заинтересован в том, чтобы что-то продать, заинтересован во встречах с коллекционерами, с дилерами. Выставка это как спортивное соревнование – здесь нужно быть броским, а еще привлечь сюда людей. Поэтому я, например, специально для выставки добавил в одну из работ больше красного цвета – это привнесло новый смысл и эффект. Как художник, конечно, я бы хотел, чтобы проводились какие-то специальные мероприятия для коллекционеров, возможно, отдельный день только для них. И я знаю, что организаторы «АРТ МИРа» учатся, ездят и смотрят, как устроены другие выставки, и работают над тем, чтобы выставка с каждым годом была лучше и лучше.
GRISHADANUNAHER (Станислав Богданов), Москва – Берлин.
Что для художника значит выставка, встреча со зрителем?
Конечно, я художникам не завидую. Выставка это такое переживание, гембель – это сложно для художника. Но я не художник. Артист ли я – да, художник – нет. У меня даже на кепке написано – «Сирк дю Солей». Я там работал, я клоун по профессии. Для меня гастроли, отъезды, приезды, подготовки к выступлению, само выступление – это естественно, это нормально, это часть моей профессии. А здесь я приехал и выставил картинки – я отдыхаю, я общаюсь с людьми, веду приятные беседы, для меня это отпуск, я в санаторий приехал.
Что вы можете сказать про «АРТ МИР», город и нижегородскую публику?
Я приезжаю второй раз и второй раз очень холодно, поэтому посмотреть город не удается. Что касается самой выставки, то выставка организована отлично. У меня были и европейские выставки, совсем камерные, частные, персональные, но были и большие фестивали. Вообще организация чего бы то ни было – это дело сложное, у меня большой опыт театральных фестивалей, и я могу сказать, что здесь все очень хорошо организовано. Работа проделана, и организаторы – большие молодцы. Учтены ошибки прошлых лет, и сейчас это более чем достойно.
Самое интересное ваше воспоминание об этой выставке?
Конечно, мы бы хотели, чтобы пришли люди с большими деньгами, но к нам приходят просто красивые, нарядные люди, приходят, как на елку, с нами пообщаться. Это формат музея, люди приходят посмотреть на все, что мы выставляем, на наши экспозиции, и это тоже очень хорошо. Потому что я получаю фидбэк, обратную связь, положительные эмоции, взгляды, улыбки – мне это очень важно.
Я не считаю свои работы искусством, для меня это маленький спектакль, я рисую сценографию, а картины – часть реквизита. Я здесь создал такую инсталляцию, перформанс – и у меня даже купили кота, которого я не собирался продавать. Самый забавный комментарий был: «Это очень современное искусство!».
Женя Балдина, Березники, Пермская область.
Что для художника значит выставка, встреча со зрителем?
Для очень многих художников, я даже думаю, для 90% – это очень сложный шаг. Кто-то с легкостью приезжает и радуется тому, что ты показываешь. А для многих творчество – это очень сакрально. И вроде хотелось бы, чтобы тебя и знали, и почитали, но выставляться тяжело...
Я помню, когда я первый раз приехала в Нижний Новгород, у меня была персональная выставка в галерее «Луна», у Марии Богдановой. И Маша, представив меня зрителем на открытии, сказала: «Я вас поздравляю. У нас впервые говорящий художник». Я говорила четыре с половиной часа без остановки со всеми. Потому что я с легкостью говорю со зрителем. Конечно, сложно стоять 10 дней, мы все-таки приезжаем издалека, а еще надо выставиться заранее. То есть ты здесь проводишь две недели с утра до вечера, общаешься с людьми – это не всем удается. Но мы справляемся, это интересно.
Что вы можете сказать про «АРТ МИР», город и нижегородскую публику?
С нижегородцами очень хорошо. Мне в течение года люди пишут, ждут меня и поддерживают. Я уже на четвертой выставке «АРТ МИР», и с каждым годом людей все больше. Зритель он всегда разный. Вот я очень люблю бабулек нижегородских, это какая-то отдельная нация. Они просто нереально добрые. Наши уральские редко когда что скажут, а тут прямо подходят, плачут, обнимают, выражают свой восторг. Не сдерживают своих чувств, эмоционально очень реагируют.
Самое интересное ваше воспоминание об этой выставке?
Вчера женщина пришла и сказала про мою работу: «Я обошла всех и вернулась к вам. Потому что поняла, что есть такие работы, что ты просто смотришь. А есть работы, когда ты понимаешь, что не можешь дышать. Я, говорит, пообщавшись сегодня с вами, поняла, что я не могу дышать. И прошла потом всех и вернулась, потому что вы на сегодня – мой дзен». Это очень важно, что люди не стесняются о таком говорить.
Ранее мы говорили с культурологом Дарьей Ткачевой об истории художественных выставок и их месте в сегодняшнем мире искусства – читайте здесь.