Найти в Дзене

Полненький особенный ребенок расстраивался вовсе не из-за своей фигуры

Про него многие говорили: "Ух, какой отчаянный колобок!" Бывает же такое, что полных мальчиков называют колобками. Так и этого ребенка - тоже. Вот именно, называли, а не обзывали. И не ради того, чтобы подразнить, а по-доброму и любя. И вовсе не дети нарекли мальчишку так, а, в первую очередь, сама его мамочка и вся родня. Ну, по крайней мере, так его мама говорила. А уж после этого, милого мальчишечку стали называть колобком (чаще "колобочком") и сотрудники нашего специализированного социального учреждения для детей с особенностями развития, куда он, собственно, приехал, проходить трёхнедельный курс из положенных ему медицинских и психолого-педагогических занятий, процедур и прочих мероприятий (а я там работаю в кружковом отделе). Да и мамочки других ребят, которые лежали с этим мальчиком и его мамой в одном отделении стационара, тоже называли его "колобочком". Но, опять же, не насмехаясь над ребенком, а, наоборот, пища и хлопая в ладошки от умиления. Ведь ребенок - и правда "ми-ми-пу
Оглавление

Про него многие говорили: "Ух, какой отчаянный колобок!" Бывает же такое, что полных мальчиков называют колобками. Так и этого ребенка - тоже.

Вот именно, называли, а не обзывали. И не ради того, чтобы подразнить, а по-доброму и любя. И вовсе не дети нарекли мальчишку так, а, в первую очередь, сама его мамочка и вся родня. Ну, по крайней мере, так его мама говорила.

А уж после этого, милого мальчишечку стали называть колобком (чаще "колобочком") и сотрудники нашего специализированного социального учреждения для детей с особенностями развития, куда он, собственно, приехал, проходить трёхнедельный курс из положенных ему медицинских и психолого-педагогических занятий, процедур и прочих мероприятий (а я там работаю в кружковом отделе).

Да и мамочки других ребят, которые лежали с этим мальчиком и его мамой в одном отделении стационара, тоже называли его "колобочком". Но, опять же, не насмехаясь над ребенком, а, наоборот, пища и хлопая в ладошки от умиления. Ведь ребенок - и правда "ми-ми-пусечный".

Только не повезло ему немножко. Попал он в стационар в очень "тяжёлую" смену. На этаже, в игровой комнате и коридоре отделения - его окружали в основном сложнючие ребятишки: громкие, резкие, не понимающие обращенную речь и довольно агрессивные.

Да, так уж получилось…

В этом отделении на этот раз "сохранных" ребят практически не было. Разве что двое взросленьких (15 лет) мальчиков-"безмамников", которые с ним практически не сталкивались и лежали в самой дельней палате на этаже.

А смена - как раз таки и состояла из таких детей, которые не то, что играть вместе не могут, а, ввиду своих нарушений, даже не понимают, кто вокруг них бегает и зачем, да и вообще, где они находятся. Каждый сам по себе, и каждый уникален.

Один мальчишечка - просто бесцельно бегает по коридору и громко-громко визжит, а у другого (тоже "бегущего и кричащего") - цель очень даже имеется: бежать от мамы, чтобы она не повела его на занятия. Кто-то - ползает по коврику в игровой комнате, а кому-то - непременно надо уползти в коридор, на холодный пол, где нет ковриков. Кто-то - просто сбрасывает игрушки с полок, а кто-то - целенаправленно кидает в маму или воспитателя. Кто-то - на занавеске повисает котёнком, а кто-то - на стенде у стены.

И это еще самые безобидные действия. Были в этой смене и похлеще (но останавливаться на этом пока не буду, может как-нибудь потом).

Короче, я имела в виду то, что "мальчику-колобку" - довольно сложно пришлось в таком "интересном" окружении. Хоть и отличался он по уровню развития от многих своих соседей по этажу не очень сильно… но, всё же, отличался.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик Д.

Ребенок из стационара, 3 года, ментальные (и, по всей видимости, еще и "гормональные") нарушения… диагноз, естественно, неизвестен.

Не разговаривает, обращенную речь - частично понимает, взгляд на предмете - фиксирует, к источнику звука - поворачивается, на имя - откликается отрывистым "У!"

Маленький, низенький, но очень-очень-очень полный малыш! Нет, это не шутки и не преувеличение, когда про людей говорят: "ушей не видно из-за щек". Правда, ну очень пухленький ребенок. А из-за того, что он ростом мал, кажется, что он буквально в ширину и в высоту почти "одинаков" (прошу прощения, за нелепое сравнение).

И массивный такой, прямо ух!

Его даже на стульчик посадить одному человеку невозможно, только если мама с другим взрослым будут с двух сторон его "размещать". А взобраться на стул самостоятельно - он не может. Боится.

Поэтому, когда мама приводит его на занятия (любые), она покидает кабинет только тогда, когда убеждается, что сынок плотно и крепко сидит за партой. А приходит за ним уже к концу урока, и они с педагогом вместе "соскребают" его со стула. Благо, что сидит он относительно спокойно и каким-либо заданиям педагогов не сопротивляется.

Правда, лишь при определенных условиях (об этом чуть позже)...

Но!

То, что мальчик Д. поразительно полный - это вовсе не значит, что он "тупо перекормленный". Нет, ест он столько же, сколько другие дети, за кусками да сладостями - не тянется. Ну, то есть, питается "обычной" пищей: супы, каши, отварное мясо, овощи. То, что дают в столовой.

Да, факт, что он кушает эту еду хорошо, а не "вертит носом", уже говорит о том, что ребенок не избалован чипсами и пиццами и дома ест "человеческие" блюда. Но ведь… съедает-то не больше, чем другие дети его возраста! Правда, мама сама его кормит с ложки.

А то, что в его "массивности" виноват критически малоподвижный образ жизни… так тут, простите, причина со следствием поменялись местами. Ну если человек просто не может хорошо двигаться, потому что ему это дается слишком тяжело! Или вообще не даётся.

Он даже при обычной ходьбе очень быстро утомляется, и, как говорит мама, когда они ходят на прогулку, то уже вторую половину пути он идет только "с поддержкой".

Мальчик Д. на занятиях

(всё в нашем "творческом" кабинете, но у разных педагогов)

Например, на лепке - всё относительно прилично. Ребенок вполне неплохо может помять кусочек пластилина пухлой ручкой, хорошо понимает, что размягчить пластилин можно, только разогрев его в руках. Более того, он даже правильный цвет выбирает - именно тот, который педагог назвал.

Но когда дело доходит до "форм" - тут уже возникают сложности. Мальчик Д. просто не может управлять силой нажима, поэтому все его "шарики", "столбики" или "колечки" - в конечном итоге все превращаются в "лепешечки".

И тогда он сильно расстраивается, и уже ЭТУ форму лепить не хочет. А педагогу - приходится хитрить: предлагать похожую форму или другой цвет).

С рисованием - немножко не заладилось. Стандартный карандаш или кисть мальчик Д. вообще взять не в состоянии - они слишком тонкие для его мелкой, надутой и неуклюжей кисти. Хоть педагог и выбирала для него самые толстые карандаши и пробовала резиновую накладку. Хотели даже попробовать специальное удерживающее приспособление для детей с ДЦП, но, увы, размер совсем не подошел на такую "нестандартную" лапку.

Педагог, конечно, предложила маме вариант, чтобы сынок рисовал толстыми школьными мелками на доске-мольберте, но, как выяснилось, долго держать руку, чиркая в вертикальном положении, мальчик Д. тоже не может.

В итоге, мама попросила педагога по рисованию просто ставить им "галочки о посещении".

И всё было бы не так печально, если бы не одна "специфическая" черта мальчика Д.!

Что еще?

А то, что наш маленький "колобок" не выносит громких звуков! Категорически! Даже громкие голоса вызывают у него тяжелые реакции.

Например, в игровой комнате в отделении с ним такой неудобный случай вышел.

Со слов стационарной воспитательницы…

Как я уже сказала, в его смене были детки сплошь тяжелые, а многие даже без каких-то "зачатков игровой деятельности". И в игровой комнате - они не играли в игрушки или игры, а в основном носились, висли, прыгали-скакали и лазали сверху-вниз-наискосок.

А мальчик Д. - сидел на коврике и катал машинку по полу, как совсем "обычный" мальчик. Ну да, не ползал за ней, а просто рукой туда-сюда возюкал, как мог.

Сидел крепко, уютно, всей попой, как мама посадила.

А ребята-девчата вокруг - расшумелись не на шутку! Визг, топот, грохот. Кто-то еще в игрушечную дудку трубил. И, в дополнение к этому, чья-то мама по телефону ругалась (не знаю, кто, почему и на кого).

В общем, не выдержал мальчик Д. всеобщего гвалта.

Заныл-завыл, замотал головой. Кряхтит, хочет "подорваться" и встать - а никак! Не получается! То ли попу большую оторвать не может, то ли ручки-ножки слабые, чтобы своего "хозяина" поднять.

Сидит, бедненький, отчаянно рыдает. А мамочки нет рядом (куда-то вышла?), помочь некому.

Воспитательница попыталась под ручки его с пола поднять - ээээ, не получается даже сдвинуть, до того тяжёл.

В итоге, в 6 рук подняли: воспитательница и те двое мальчиков-подростков, о которых писала в начале статьи.

Парни подхватили мальчика Д. с двух сторон и повели в палату. Благо, мамочка оказалась ТАМ, возле раковины (по всей видимости, стирала "бельевую мелочёвку", но это не точно).

Но она всё поняла, спокойно приняла сына и велела ему "посидеть тут", в тишине, до очередного занятия.

На занятии у дефектолога

Через стенку от нашего "творческого" кабинета.

Не знаю, чем в тот раз дефектолог занималась с мальчиком Д., но, как показывала практика, дефектолог чаще хвалила его, чем журила. И, более того, мы со своими соседками (в НАШЕМ кабинете) даже не подозревали, КТО в тот момент за стенкой находился.

Но…

Прямо в это время в наш кабинет пришёл плотник (наконец-то, еще с декабря написали в тетрадь заявок и ждали очереди).

Надо было полки повесить. Как раз на ту стену, за которой находится кабинет дефектолога.

Естественно, чтобы воткнуть дюбели (или как там они называются) - стену пришлось сверлить! Громко и с вибрацией!

И тут мы услышали, как в звуках дрели "тонет" детский крик из-за ТОЙ стены. Обиженный, испуганный и отчаянный одновременно!

Признаюсь, не сразу мы признали голос мальчика Д. Но не потому что наши педагоги - "невнимательные пофигисты", а потому что слишком уж много "громко-громко вокализирующих" ребят было в этой смене, поди-знай, кто именно голос подал!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А что дефектолог?

Со слов дефектолога

В общем, почти повторился тот "сценарий" из игровой комнаты. Тоже, сидел себе человек спокойно, работал, а тут - НА тебе! Вжжжжрррррр!

Ааааа, естественно, жутко, неуютно, больно, противно! Хочется убежать!

А убежать - не получается. Мальчик Д. даже со стульчика встать не может. Опирается руками на стол - а всё равно никак!

Дефектолог попыталась его приподнять со стула - ан нет, не получается, хоть тресни! И мамы в коридоре нет, она подойдет только к концу занятия.

И дефектологу ничего не осталось, как просто сесть сзади мальчика, оперев его "мешочком" на себя и закрыв ему уши своими руками.

Хорошо, что "шумный процесс" длился недолго. А когда мама пришла за мальчиком к концу занятия, он был уже спокоен.

И, так же мирно и спокойно, мама с дефектологом подняли его со стула и вывели в коридор.

Ну вот, и такое бывает… Безумно жаль парнишку, он-то, по сути, совсем не "потерянный". Но, как я думаю, главнее для него сейчас, все-таки, медицинская помощь, а не педагогическая.

Вам же, дорогие читатели всего самого удачного и удобного.

А мне будут приятны Ваши верные визиты, добрые лайки и новые подписки