Найти в Дзене

С каким-то совершенно гигантским отрывом в программах (и call for papers) философских конференций 2026 года лидирует тема ИИ

В частности вопросы этики, агентности, сознания. Вторая по важности тема - эпистемология и ее новые (и не очень) вопросы - что считать знанием? Что считать теперь авторством? У кого есть доступ к знаниям, у кого нет? Как отличить фейк? Кто регулирует доступ к знанию? И тп. Короче стало понятно, что искусственно созданное, сгенерированое, «пост-правдное» никуда не уйдет. Вопрос как с этим всем жить. ИИ для нас психологов ценнейший подарок - давно, пожалуй, так остро не стоял вопрос о том, что такое сознание, кому оно принадлежит, кто им обладает. Пожалуй, со времен Фрейда с его открытием бессознательного человек не получал такой мощный удар по самооценке. А я уже несколько месяцев хожу под впечатлением от одного подкаста. Там современный философ высказал свою позицию - нужно относиться к ИИ как к разумному существу. Его собеседники недоумевали. Он аргументировал свой выбор тем, что еще лет 150 назад было масса научных работ, где ученые утверждали, что люди определенной расы

С каким-то совершенно гигантским отрывом в программах (и call for papers) философских конференций 2026 года лидирует тема ИИ.

В частности вопросы этики, агентности, сознания.

Вторая по важности тема - эпистемология и ее новые (и не очень) вопросы - что считать знанием? Что считать теперь авторством? У кого есть доступ к знаниям, у кого нет? Как отличить фейк? Кто регулирует доступ к знанию? И тп.

Короче стало понятно, что искусственно созданное, сгенерированое, «пост-правдное» никуда не уйдет. Вопрос как с этим всем жить.

ИИ для нас психологов ценнейший подарок - давно, пожалуй, так остро не стоял вопрос о том, что такое сознание, кому оно принадлежит, кто им обладает.

Пожалуй, со времен Фрейда с его открытием бессознательного человек не получал такой мощный удар по самооценке.

А я уже несколько месяцев хожу под впечатлением от одного подкаста. Там современный философ высказал свою позицию - нужно относиться к ИИ как к разумному существу. Его собеседники недоумевали.

Он аргументировал свой выбор тем, что еще лет 150 назад было масса научных работ, где ученые утверждали, что люди определенной расы, цвета кожи интеллектуально никогда не смогут приблизиться к белому человеку (эти работы легко гуглятся).

С его точки зрения сейчас мы находимся в похожей ситуации в своем отношении к ИИ.

Странная позиция, но опровергнуть ее я вот уже несколько месяцев не могу.

P. S. Хороший похоже был круглый стол на зимней конференции - Антон Мануковский и Антон Савин его организовали и провели. А меня и Марину Баскакову позвали в качестве гостей. Много мыслей крутится с тех пор.