Сегодня у нас на интервью насекомое с внешностью из ночного кошмара и репутацией, которая давно обогнала реальность. Водяной скорпион — самый страшный обитатель наших водоёмов. Насколько он реально опасный?
— Для начала, представьтесь, пожалуйста. У вас нестандартная внешность и нам очень интересно узнать, кто же вы на самом деле?
— Сразу расставим точки над «и»: я не скорпион. Ну, не этот жуткий тип, что ползает по пустыне и жалит всех подряд. Ни по паспорту, ни по родословной. Я — насекомое. Клоп, если быть совсем честным. Скорпионом меня назвали люди, потому что им так проще пугаться. А ведь и бояться-то нечего: я и мои собратья вырастают всего до 2,5 сантиметров в длину от милой мордочки до кончика хвоста.
Настоящих скорпионов я, к слову, никогда в жизни не видел — слишком уж разные у нас места обитания. Настоящим скорпионам по душе солнце, жар и песчаные дюны. Нам же по кайфу деревенская жизнь: в озере, речке, ручейке. Мы есть почти в каждом водоёме не только России, но и по всему миру кроме полюсов.
— Кстати, хвост! Именно за него вас прозвали скорпионом и теперь так боятся повстречать. Вы можете нас ужалить?
— Напугать — да. Ужалить — нет. Понимаю, выглядит подозрительно: длинный, тонкий, торчит сзади — классика жанра. Но если бы я реально жалил всех подряд, кто меня пугается, после майских шашлыков на речке все бы сразу ехали в травмпункт.
Мой хвост — не жало и не оружие, а дыхательная трубка. Через неё я втягиваю воздух, выставляя кончик над поверхностью воды. Кислород по системе трубочек-трахей расходится по всему телу, прямо к органам. Очень удобно, когда сидишь в засаде. Я хоть и не скорпион, но всё-таки хищник и умею кусаться.
— Вот так заявление! Мы-то ждём подвох от хвоста, а вы, оказывается, с сюрпризом! Скажите, а это больно?
— Больно? Ну... скажем так, приятным это никто не называет. При укусе я прокалываю кожу и могу впрыснуть пищеварительные ферменты — чувствуется это как резкая жгучая боль, примерно на уровне сильного щипка или пчелиного укуса. Неприятно, неожиданно, иногда может припухнуть, но никакой угрозы жизни и здоровью. Яда у меня нет, так что всё проходит быстро и самостоятельно. Мой укус — это чисто рабочий инструмент. Схватил добычу, проколол, впрыснул пищеварительные соки — и дальше уже спокойно обедаю.
— А на кого же вы охотитесь?
— На тех, кто меньше, медленнее и не смотрит мультики от Книги Животных. Я засадный хищник: сижу неподвижно среди водорослей, коряг и ила, маскируюсь и жду. Как только мимо проплывает что-нибудь подходящее, лапы захлопываются быстрее, чем добыча успевает понять, что вообще произошло. Потом я её прокалываю, впрыскиваю ферменты и буквально высасываю изнутри.
Да, звучит неприятно. Но поверьте, для экосистемы я полезнее любого антимоскитного спрея. Личинки подёнок и стрекоз, водяные жучки, мелкие рачки, головастики и даже мальки рыб — съем всех, если те слишком самоуверенны. Но моё любимое блюдо — личинки комаров. Так что если вдруг встретите меня у берега — расслабьтесь. Я всегда занят работой: регулирую численность водной мелочи и стараюсь, чтобы кровососы не чувствовали себя слишком вольготно. А людей я ем только в страшилках и заголовках.
— Мы прямо чувствуем, как меняется отношение нашей аудитории к вам — от страшного монстра до защитника. Извините за нескромный вопрос, но как у вас обстоят дела с размножением? Уверены, что после прочитанного теперь всем бы хотелось, чтобы водяных скорпионов стало больше!
— К этому вопросу мы подходим практично — результат важнее процесса. В апреле-мае, когда вода теплеет, мы активно ищем пару и вступаем в краткосрочные отношения. После самка откладывает несколько партий яиц на водоросли. Малышня вылупляется в начале лета, после чего сразу же начинает активно кошмарить всю местную фауну. Даже друг друга не стесняются кушать! Это и понятно, ведь до осени им нужно как можно быстрее вырасти и целых 5 раз полинять. После они будут считаться взрослыми и на следующий год смогут тоже поучаствовать в поднятии демографии нашего вида.
— Мы до этого упомянули, что вы заселили практически все водоёмы в мире, за исключением совсем уж холодных полярных областей. Что помогло вам стать столь успешными?
Тут сыграли сразу три фактора: неразборчивость в еде, классные охотничьи навыки и... полёт! Да, не смотрите вы на меня так, водяные скорпионы действительно умеют летать. Вот, полюбуйтесь на мои крылья! Мы это дело не очень любим, но если наше родное озеро вдруг пересохло, то нам ничего не стоит поискать новый водоём. Вот так потихоньку и заселили всю планету. Но вам, людям, от этого даже лучше.
А вы уже видели наш новый мультик, где водяной скорпион в главной роли? Если нет, то скорее смотреть! Среди кучи современных ии-шных роликов это просто находка — и прикольно, и познавательно.
С вами была Книга животных!
- - - - - - - - - - - - - -
У нас огромный канал, которому 8 лет и множество зоологов, которые каждый день пишут тонны текста из той области, где они специалисты. Всё это, к сожалению, держится только на редкой рекламе и вашей поддержке. Вы можете поддержать стабильность нашей нервной системы путем минимальной подписки 100р в месяц. Оформить поддержку можно прямо по этой ссылке: https://dzen.ru/knigajivotnih?tab=premium
Огромное спасибо всем нашим читателям