В последнее время по разным случаям приходилось слышать о том, что милитаризация детей — это плохо для любого общества. И в тех случаях, когда речь идёт именно о массовом вовлечении с самых ранних лет к участию в каких-то военных структурах, с практически гарантированным вовлечением по мере взросления уже в непосредственную службу, или, что ещё хуже, в различные военизированные организации, ничего позитивного тут я не вижу. Поскольку при этом формируются люди, заточенные именно на военное дело, даже хуже — на агрессию, пусть и в рамках неких правил общественного устройства.
Но с другой стороны, я вот не могу представить себе, как вырастить мальчишек без… гм… некого военного уклона в играх. Да, сейчас такое время, когда у детей больше выбора в плане интересов. А наше поколение, и практически все до него, были во многом ограничены территориально. Есть некий двор, в котором проходит твоё детство и все коллективные игры (а они поглощают большинство времени) должны вписываться в общие интересы. А интересов не так и много — это что-то спортивное, или военное. Но спортивные игры, по ведь тоже борьба, а там, где борьба уже недалеко до войны.
К сожалению, порой мы видим крайние формы, когда военный настрой принимает воплощение в виде драк, причём массовых. И я вот только радуюсь, что моё детство прошло в совсем иной среде. Наши игры были абсолютно безобидны. Даже неизбежный вроде бы травматизм был редок. Я вот могу лишь вспомнить, как однажды мне попал прямо в висок брошенный деревянный дротик. Сознание не потерял, но свалился и потом меня всей братвой приводили в чувство — правда, всего лишь сочувственными словами. И самому мне как-то довелось бросить камень и попасть в голову мальчишке, которые «воевал» за других. При этом, что интересно. И тот, кто кидал в меня, и я сам, мы ведь, с одной стороны, хотели именно попасть. Но, с другой стороны, не то что желания убить, но даже просто сделать больно ни у кого не было. Интересно, да? Только сейчас об этом задумался.
Ведь с одной стороны наши игры были посвящены самому страшному — войне. А с другой стороны мы наоборот, стремились к тому, чтобы никто не пострадал, чтобы не было больно, словом, получается два совершенно противоположных устремления.
Конечно, за всех вроде говорить неправильно, но мне кажется, что, по крайней мере в непосредственном окружении моём, взгляды были в целом одинаковы. Хотя бы потому, что интересы по направлениям игр совпадали. Устраивать драки, выяснять что-то кулаками было не принято. Игры были скорее даже индивидуальными, так как изначально шло подражание увиденным фильмам, а по мере перехода к чтению книг, ещё и литература подключилась. То есть задача главная была не ударить, а ударить правильно, точнее сымитировать удар. Игры требовали знаний, начитанности, играть в индейцев и не читать Купера или Майн Рида, значит быть посмешищем.
Кстати, не одни мы такие были точно. Единственный случай в моём детстве, когда пошла улицы на улицу был совсем не такой, как можно было бы представить. В один прекрасный зимний день, в наш двор (я рос в спальном районе, и понятие «двор» включал много расположенных рядом домов) пришла целая толпа, десятка два или больше мальчишек. Но не драться в банальном смылся этого слова. Все они были вооружены палками, предназначенными изображать копья и мечи. У некоторых были деревянные щиты, даже какие-то вёдра в качестве шлемов. А один был с топором, но не для боя, а, чтобы обрабатывать палки, делая их более похожими на то, что они должны были изображать.
Естественно при появлении этого войска за несколько минут собралась не меньшая толпа наших ребят, соответственно вооружённых, после чего мы пошли на пустырь с гаражами, которые были огорожены забором и вполне тянули на средневековый замок. Ну весь день у нас шла война «не на жизнь, а на смерть», включавшая и штурм крепости.
Я вот только никак не могу вспомнить, какой же тогда шёл фильм, что так возбудил такое количество народу. В целом же интересы менялись в зависимости именно от репертуара кинотеатров или телепрограммы. Просмотр «300 спартанцев» приводил к тому, что по всему района ходили мальчики с фанерными щитами и непременной буквой «Λ». Кино про индейцев своим следствием имело значительное увеличение чистоты улиц — всё упавшие перьях голубей и прочих птиц подбирались и шли на головные уборы «индейских вождей».
Наверное, тут сыграло свою роль и то, что детство моё и моих приятелей проходило в спальном районе. Причём очень зелёном и подходящем именно для таких игр. Поскольку в пределах той территории, на которую мы могли уходить от дома, было много всего — пруды, где можно кататься на плоту, заросли и болота, в которых можно было играть в индейцев, первобытных людей, исследователей неведомого, деревьев, на которые можно залезать, разные постройки, вроде упомянутых гаражей, которые могли служить крепостями. Были, например, огромные, нетронутые годами кучи песка, где попадались куски какого-то цветного стекла, которые вполне могли сойти за драгоценные камни. Всего и не перечислить. Кстати, для спортивных игр тоже хватало место, а школьном дворе имелись и ворота, и баскетбольные вышки (правда со сломанными щитами и кольцами), а мест для игры в футбол, гандбол или лапту можно было найти немало. А наличие прудов зимой позволяло и на коньки встать, хотя катки заливали и прямо на пустырях.
Я думаю, что если бы моё детство шло в каменных джунглях истерического центра — том самом Петербурге Достоевского, то было бы иначе. Небольшой двор, ограниченное пространство, мест для игр минимум и, в лучшем случае, это футбол, с опасением разбить чьё-то окно. При этом общение ограничено собственным двором и даже, когда уже возраст позволяет уходить со двора, в соседних домах настроение отнюдь не дружелюбное и нарваться на драку можно запросто.
В таком дворе прошли первые годы моей жизни, да и потом жил у бабушки иногда, но, слава богу (как теперь понимаю), рос я уже в пригороде. Кстати, у нас даже лес был практически настоящий рядом.
Вот выговорился. О чём? Да просто иногда хочется высказать вслух мысли. А у вас отличный повод вспомнить детство и юность — время, прекраснее которого нет и быть не может. Можете начинать.