Со временем забылось, как много было людей в военной форме на улицах Баку, особенно моряков. К ним и отношение было особое — даже сверхсрочники считались "своими".
Вообще в Баку очень уважали военных. Это была не только память о годах Великой Отечественной войны, но и то, что многие офицеры, направленные служить в город перенимали бакинские традиции. Да и среди самих бакинцев поступить в Каспийское высшее военно-морское Краснознамённое училище имени С. М. Кирова или в Бакинское высшее общевойсковое командное училище считалось престижным.
Несколько моих одноклассников в старших классах грезили поступлением в военное училище, а двое поступили и окончили КВВМУ. Мой друг детства стал военным моряком и уехал куда-то на Север служить на подлодке, а двое дядей были старшими морскими офицерами.
Как кажется, офицеры-моряки реже переводились на другие корабли, по крайней мере местные, поэтому бакинские традиции были сильны именно среди флотских. Впрочем, я не встречал в Баку и офицеров других родов войск, которые вели бы себя бы развязно даже в домашних компаниях (что нередко бывало в местах поодаль).
Продолжаю путешествовать по Баку с венгерским акцентом
Начало здесь:
Ракушка
Уже не помню, называли ли в Баку кафе на Бульваре "Жемчужиной", но точно знаю, что распространенным названием было кафе-ракушка.
У меня к нему почему-то всегда было не очень хорошее отношение. Возможно, бабушка в детстве наговорила, что в нем сидят люди, живущие не на зарплату. Поэтому я всегда обходил его стороной.
Первое посещение "Ракушки" пришлось на 1987 год, когда к моему приятелю приехала троюродная сестра с подружкой. Он меня и позвал посидеть в кафе вместе с ними.
Товарищ был ходок еще тот, но невзрачный на вид, а я представительный, но исключительно болтун — мы удачно дополняли друг друга без пересечения интересов.
Только тогда я понял, как функционально неудачно построен любимый всеми бакинцами объект:
- во-первых, ветер. В городе ветров, где 300 дней в году ветрено, сидеть в открытом кафе, да еще и у моря, возвышаясь над деревьями и вторым ярусом... К вечеру поднялся такой "сквозняк", что сметал еду со стола;
- во-вторых, открытость для глаз. Вообще, есть на "сцене" не очень приятно, если это не желание показать себя в крутого кафе, а если еще и приходишь с дамами... Девушки-прибалтийки были в легких полупрозрачных летних платьях и явно привлекали внимание некоторых мужчин, прогуливающихся по Бульвару, а когда еще и ветер хулиганил, тут и солидные отцы семейства зыркали незаметно от своих матрон;
- в-третьих, когда темнело, ты практически переставал видеть вокруг, хотя сам оставался на освещенной сцене. Достаточно неприятное ощущение, особенно когда совсем рядом слышишь голоса.
А само строение, конечно, шикарное — гордость бакинцев. Посидеть в нем с друзьями, попивая чаек и наслаждаясь видами вокруг, было бы чудесно.
Дворец
Во Дворце Ленина я бывал редко. Помню только Пугачеву, причем два ее концерта: один раз во времена ношения балахона, второй — Кузьмина. По Кузе я фанател, поэтому второй раз была моя инициатива.
Еще раз побывал во время учебы в институте. Я был комсоргом группы (только первый курс), а там проводилось какое-то общегородское мероприятие для молодежи. Запомнился только Руслан Аушев в президиуме со звездой Героя, полученной в Афгане. Тогда это сильно зацепило, выглядело круто.
Парк перед дворцом
Я отлично помню, как он строился. Минимум раз в неделю ходил мимо.
Для Баку казалось невероятным, что на стройке постоянно кипела работа. В первоначальном варианте еще не было известного футуристического цветного фонтана, но и без него длина строящегося каскада поражала воображение. Вообще, этот участок города — самый разительный пример быстрого изменения бакинского ландшафта. Все произошло буквально за несколько лет.
Мемориал 26-ти
О своем отношении к этому мемориалу я писал неоднократно: он меня пугал с детства. Могилы в центре города и барельеф с расстрелом полуобнаженных людей, на мой вкус, совсем не подходили для жизнерадостного Баку. Вот если бы это был отдельный комплекс, где-нибудь в парке Кирова или Дзержинского — другое дело. Но не в городском сквере, в одной из самых оживленных частей Баку, напротив метро.
Впрочем, это место стало памятным для нескольких поколений бакинцев. Здесь принимали в пионеры, снимались выпускники, фотографировались молодожены. Центральная композиция с рабочим, держащим в руках вечный огонь, действительно была шикарная, как и ее оформление. Если бы не аура вокруг...
Перекресток Басина / Кирова
Сегодня улицу Басина не узнать. После Дворца на ней развернут красивый Зимний парк, а по обе стороны, теперь уже улицы Физули, которая поглотила и параллельную улицу Димитрова, построены красивые здания в бакинском стиле.
А во времена, когда была сделана фотография, пройтись по Басина до площади Физули было сопряжено с определенной опасностью для бакинских юношей. Часть за Дворцом в корне отличалась от предыдущей, как по виду, так и по содержанию. Это была территория "кубинских".
Конец второй части.