Найти в Дзене
Заблуждения и факты

Кровавая вендетта и падение перебежчика Михаила Головина

Первым московским изменником во время правления царя Федора был представитель крупного придворного рода, брат московского казначея Михаил Иванович Головин. В Речи Посполитой Головин уноминается как королевский дворянин. На сейме января-февраля 1585 г. обсуждались, по не были приняты предложения предателя начать новый ноход на Россию. За свой выезд М.И. Головин нолучил в «опатренье» войтовство Пурве или Повентское (т.е.на р. Венте), в госнодарской волости Меньших Дирвянах на Жмуди, с дворцом, сеножатями, застенками и т.д. После смерти Стефана Батория правительство царя Федора пыталось продвинуть кандидатуру русского царя на трон Речи Посполитой и в этой связи простило нескольких крупных эмигрантов, но Головин прощения тогда не получил и оставлся в литовских землях. История гибели московского перебежчика Михаила Ивановича Головина была скандальным событием с долгой предысторией, которая была тесно связана с кровавой враждой между семьями эмигрантов и многолетними судебными тяжбами. Ниж
Оглавление

Первым московским изменником во время правления царя Федора был представитель крупного придворного рода, брат московского казначея Михаил Иванович Головин. В Речи Посполитой Головин уноминается как королевский дворянин. На сейме января-февраля 1585 г. обсуждались, по не были приняты предложения предателя начать новый ноход на Россию.

За свой выезд М.И. Головин нолучил в «опатренье» войтовство Пурве или Повентское (т.е.на р. Венте), в госнодарской волости Меньших Дирвянах на Жмуди, с дворцом, сеножатями, застенками и т.д.

После смерти Стефана Батория правительство царя Федора пыталось продвинуть кандидатуру русского царя на трон Речи Посполитой и в этой связи простило нескольких крупных эмигрантов, но Головин прощения тогда не получил и оставлся в литовских землях.

История гибели московского перебежчика Михаила Ивановича Головина была скандальным событием с долгой предысторией, которая была тесно связана с кровавой враждой между семьями эмигрантов и многолетними судебными тяжбами.

Ниже подробно изложены обстоятельства этого дела:

1. Конфликт с родом Бунаковых

Корень скандала лежал в событиях августа 1590 года, когда Михаил Головин, его слуга Мойзеш Стефанович и двое других лиц были обвинены в убийстве Ивана Ивановича Бунакова-Старшего. Обвинение выдвинули братья убитого — Василий и Богдан Бунаковы, а также его вдова и дети. Головин категорически отрицал свою вину и даже выражал готовность защищать в суде своих слуг, но сами Бунаковы это протестовали.

2. Судебный приговор и «баниция»

Судебный процесс длился несколько лет и сопровождался сложными юридическими маневрами:

Головин апеллировал к Главному трибуналу и обвинял жмудских судей в оскорблении его шляхетской чести («о злый сказ»). В итоге, из-за неявки Головина на очередной суд, жмудский гродский уряд приговорил его и его слуг к смертной казни («на горъло») и изгнанию («на выволанье»), а также к крупному денежному штрафу.

Даже под угрозой оказаться вне закона, Михаил Головин продолжал бороться в королевской канцелярии, обвиняя судей в злоупотреблениях и нарушении Литовского Статута, но так и не признал свою вину.

3. Обстоятельства гибели

Скандал завершился трагически незадолго до июля 1597 года. Михаил Головин был убит на большой дороге («на доброволной дорозе») в результате организованного заговора.

Исполнители: Предполагается, что главным мстителем выступил Иван Иванович Бунак-Младший (родственник убитого ранее Бунакова-Старшего).

Сообщники: В убийстве также участвовали Якуб Войновский, Якуб-Мысливец (охотник) и Аближей-Возница (кучер).

4. Борьба за наследство после смерти

Гибель Головина спровоцировала новый виток скандала, так как его дети (Стефан и Константин) были несовершеннолетними.

Захват имения: Воспользовавшись смертью «изменника», подканцлер Великого княжества Литовского Габриэль Война захватил Пурвенское войтовство (имение Головина), ранив при этом слуг вдовы.

Действия вдовы: Вдова Головина, Федора Лукашовна Ждановна, проявила незаурядную решительность: она не только добилась в суде приговора к изгнанию («баниции») для убийц мужа, но и вступила в тяжбу с подканцлером Войной.

В итоге она сумела заключить с Войной полюбовную сделку, вернула захваченное имущество и после повторного брака со стольником Яном Млечко сохранила право держания войтовства за собой.

Таким образом, Михаил Головин, который в Москве считался «первым изменником» царя Федора Ивановича, закончил свою жизнь в эмиграции не как политический деятель, а как жертва частной родовой мести, а его смерть стала поводом для борьбы за его богатые владения между его семьей и высшими должностными лицами Литвы.