Клавдия с улыбкой смотрела на ребятишек.
-Меня Клаша больше любит, - говорит чистенькая, с туго заплетёнными косичками, Любочка. - Она мне так коски плетёт что даже учительница, Надежда Леонидовна, спросила у меня, кто это так красиво мне заплетает косы.
-А мне...а мне, Клаша такую поделку сделала в школу, что все учителя приходили смотрели, а наш учитель трудов, себе в кабинет забрал и на видное место поставил.
Вот, - говорит Вася.
-А мне Клаша сочинение помогла написать...
-Как она тебе его помогла написать, если она писать не умеет?
-Она мне говорила о чём писать, а я писал, - отвечает Коля.
Клавдия смотрит на племянников и улыбается, так ей радостно, что полезная она, что дети её любят.
-Ой Клаша, - говорит сестра Нина, - чтобы я без тебя делала.
Клава довольная, когда -то она помогала маме растить младших, как не стало отца, а их четверо осталось. Клаша старшая, потом Витя, Таня и младшая Нина, всех с мамой вырастили, всех в люди вывели.
Клаше учиться не удалось, но она так, с ребятишками вон и имя своё научилась писать, да так ещё что, поздно ей уже учиться.
Надо сёстрам помогать, да брату, Вите.
Сёстры и брат образованные, а она Клавдия, вот так получилось, некогда ей было, только в первый класс пошла, а они мал мала меньше, братья-то и сёстры.
Отца не стало, мамка на работе, бабка ещё старая, ум потеряла, всё бежать куда-то надо было.
Ниночке четыре месяца было всего, мама и упросила Клашу, мол помогни мне, пока Ниночка подрастёт, бабка она чего? На неё саму нянька нужна.
Так учиться Клавдия хотела, учительница, Татьяна Борисовна, хорошая такая, приходила домой к ним, просила маму, чтобы не забирала она Клашу из школы.
В интернате надо было жить, за одиннадцать километров.
-А я как же, - мать расплакалась, я как с ними тут, ну не справлюсь я одна, бабушка бежит куда -то, давеча с Клашей еле как загнали её в дом, к болотам побегла.
Да шустрая такая, по избе ходит едва ноги передвигает, а как бежать надумает, то не остановишь.
Мне работать надо, чтобы прокормить их вы поймите, учительница, я вот неграмотная сама и ничего, всю жизнь живу, вон детей нарожала ежели бы мужик не сгинул, так жили бы лучше лучшего.
-Вы поймите, - горячо говорит молодая учительница, Татьяна Борисовна, - не то время сейчас, сейчас все должны учиться и получать образование.
-Ой, да кому должны, - отмахивается мама.
Если...Если вы не справляетесь с детьми, тогда я обязана буду в исполком сообщить, пусть они вам помогают.
-А чем они помогут?
-Ну как чем? Детей в детский дом оформят, вам легче будет, только с бабушкой вашей не знаю, как быть...
-Погоди, учительница...это что же, кровинок моих забрать хочешь?
-Встанете на ноги и назад возьмёте, - говорит учительница.
-А ну пошла отседова, а ну...вот нарожаешь своих, тогда и распоряжайся, а моих не тронь.
Выгнала мамка учительницу, Татьяну Борисовну, да молодая учительница не из тех была, кто боится. Приехала с директором школы тот мамку хорошо знал, ну и поговорил с ней, пообещала мамка, вот мол, через год пойдёт в школу Витька, так вместе с ним и Клашку отправлю, а сейчас...ну неоткуда мол помощи, да и девчонка мала, а так с братом хоть будет.
Но, через год Витька не пошёл в школу, заболел он, соответственно и Клаша не пошла, Витя пошёл через два, а там бабушка слегла, девчонки ещё маленькие.
-С Танюшкой пойдёшь, Клаша, ты росточку махонького, как раз Танюшка с тобой вровень будет, вместе пойдёте, - говорила мама...
Как Танюшке в школу идти, бабушка пропала, еле как на болотах нашли, домой привели, а она заболела и слегла, а потом и вовсе...не стало её, а Ниночка маленькая, как её? Нечто одну дома оставлять...
-Клаша, - уже неуверенно говорит мама, ну с Ниной что ли в школу пойдёшь...
Так и не пошла Клаша в школу так и осталась безграмотной.
Ах ка кона завидовала сестре и брату, когда таскала на себе Ниночку та до трёх лет не ходила, а брат с сестрой, приезжали на каникулы и были заняты важными делами—уроки делали, книжки читали.
Витя умный был, уже тогда на всех, с высока смотрел...Он и стал начальником большим, Таня тоже хорошее образование получила, сперва учительницей работала, а после директором в школе стала, вот так.
Ниночка, самая младшая, туговато в школе ей приходилось, но ничего, выучилась, продавцом сколько отработала, потом товароведом её сделали курсы окончила специальные, живёт "кум королю", чего только нет у неё и Клашу одевает, в красивые вещи.
Замуж Клаша так и не вышла.
а когда ей было?
пока детей с мамой вырастили, на ноги поставили, работала на двух работах, хозяйство с матерью держали, большую половину мяса, овощей, в город на базар отвозили, а оставшуюся делили на четыре части, себе с матерью поменьше, а ребятам поровну, а как, кто же их поддержит?
Какие там женихи в глуши той, да и то находились, сватались, да глянет Клаша, в глаза мамины печальные, ну куда там, какой замуж.
А потом мама слегла, Клаша за ней ухаживала.
Брат женился, свадьбу ему сделала, сёстры замуж выходили, племянники рождались, их на свежий воздух, в деревню к Клаше...Чтобы крепенькими росли, без болезней.
-Клавдия нас всех вырастила, - любил говорить брат Виктор, из-за нас неучем осталась, а уж неужели наших детей не так воспитает.
И Клаша воспитывала.
-Пиши, пиши Геша правильно, - учила старшего племянника, у неё, полностью неграмотной, было врождённое чувство грамотности, она понимала, если племянник схалтурил и написал как попало, с ошибками или ещё что.
-Эх, - плакал, угостившись коньячком марочным братец Витенька - какой потенциал загубили, ведь она, сестра моя— неграмотная, а слышь ты? Нутром ошибки чует...
А ну, Генка, неси сюда листок и карандаш, Клаша, гляди.
И писал слово какое или предложение, размашистым почерком, с ошибками.
-Вот тут и тут, неправильно, Витюша, - говорила скромно Клаша и уходила в тень...
- Эээ, погоди, ты мог научить, - кричали пьяно гости.
-Я? Научить? Да не в жизнь, на-на, пиши...
И гости, делая ошибки, совали в руки Клаше листочек, а она, не умея читать, как -то эти ошибки находила.
-Вот тут и тут...
-Видали? Видали? Феномен. Феномен! А ведь она, сестрица моя, безграмотная...Как она учиться хотела, как она бедная плакала, а куда? Матери -то помогать кто будет? Так всех нас и вырастила, выучила.
Все гости восхищались, даже хлопали в ладоши и лишь один гость однажды, спросил у Виктора, мол чего же, ежели такая склонная к учёбе, чего же не научил хоть писать, считать сестру?
Виктор взъерепенился начал что-то доказывать гостю, в грудь себя бить...Больше он не звал Клашу, чтобы показать это её умение, находить ошибки.
Так и жила Клаша, то у брата, потом у сестры, у другой сестры, ребятишек нянчила.
А, как детей вырастила, так обратно к себе в деревню и уехала.
А что там деревня? Хутор како-то, три дома осталось, до центрально одиннадцать километров.
Забрали стариков всех родные к себе, осталась одна Клаша на том хуторе.
Упала как -то, да ногу повредила, ой, совсем беда, хорошо, что вспомнили про неё.
Вызвали родных.
Начали решать куда Клавдию, у одних места нет, у других желания.
Сразу позабыли и племянники, как спорили в детстве, кого Клаша больше любит.
Все глаза отводят.
-Нинка, - говорит обрюзгший, постаревший Виктор, - с тобой Клаша больше всех возилась, из-за тебя можно сказать и безграмотной осталась, детей твоих до самого окончания школы воспитывала.
-А ваших не воспитывала? Что же вы тогда не поменялись с Клашей местами, а Витька, ты на год всего младше отпустил бы её в школу тогда, а сам бы матери помогал.
А о накинулись на меня, я сама здоровьем страдаю…
Ругаются родные, а Клаша вспоминает, как в детстве, делили сёстры и братец её любовь, кого Клаша больше любит, как племянники потом так же, как прибегали к ней, поделиться секретами, спросить совета.
Лежит на кровати Клавдия и кажется ей, что спорят они, кого больше Клаша любит…
-Не ругайтесь, родненькие, я вас всех люблю, - говорит Клавдия и тихо улыбаясь, откидывается на подушке…
-Мама…Клаша, - кричит самая младшая племянница, - Клаша…
-Ушла, ушла…тихо ушла, праведница наша, нянюшка, сестрица любимая.
-Чтобы не быть обузой, ушла, - плачет Виктор.
Спор начали, где хоронить Клашу, каждый у себя хочет, это значит, чтобы на праздники приходить и стоять, угощать всех, прося, чтобы помянули душу чистую…Клавдию Саватеевну.
А ей Клаше -то уже и всё равно…Главное, чтобы помнили…
Всех вас люблю, - шепчет Клаша и идёт следом за матушкой и улыбающимся отцом.
-Прости ты нас Клаша, - плачут сёстры и брат, - прости...
-прости, Клава, - просят племянники.
-Прости, детка, - шепчут родители, протягивая к ней руки.
-Да что вы…Я вас всех люблю…За что прощать-то…
Доброе утро, мои хорошие.
Обнимаю вас,
Шлю лучики своего добра и позитива.
Всегда ваша
Мавридика д.