Денис Борисов.
В марте 2014 года лингвисты из США Марк Сиколи и Гарри Холтон опубликовали исследование, в котором определили направление миграции предков носителей енисейских языков и языков на-дене. Четырьмя годами раньше после многолетних исследований и полевых работ, которые проводились в 2008 году в Туруханском районе в северо-западной части Красноярского края, американский ученый Эдвард Вайда показал, что эти языки восходят к общему праязыку. «Лента.ру» решила воспроизвести основные выводы этих работ и их следствия для исторического языкознания.
Исследования Эдварда Вайды
В 2010 году американский лингвист Эдвард Вайда из Западно-Вашингтонского университета опубликовал статью «A Siberian link with Na-Dene languages» в Anthropological Papers of the University of Alaska, в которой привел доказательства того, что небольшая группа енисейских языков из Сибири и группа языков на-дене из Северной Америки имели общего предка. Сегодня большинство лингвистов согласны с результатами исследования Вайды.
Автор провел скрупулезный анализ енисейских языков и языков на-дене, отобрал значимые и отсеял сомнительные лексические когнаты из базового словаря исследуемых языков. В особенности Вайда интересовался лексикой из семантических групп, связанных с природой, естественными потребностями человека (еда, безопасность, сон, жилище) и частями тела. Затем лингвист выявил ряды звуковых соответствий между языками и отсеял те словарные параллели, которые им не отвечают.
Также Вайда исследовал типовой порядок глагольных форм в обеих группах языков и обнаружил закономерности, которые не могут быть объяснены не иначе, как наличием общего праязыка. Самое главное, впервые были подтверждены гипотезы о существовании в прошлом единой культурной, географической и языковой общности предков ─ носителей енисейских языков и языков на-дене и о миграции людей из Центральной Азии в Северную Америку.
Праязык енисейских языков и языков на-дене существовал в позднемезолитическую эпоху, и его следы нашли отражение в отбираемых Вайдой лексических соответствиях. Носители языка были собирателями и рыболовами и перешли к неолитической культуре значительно позднее, чем люди на Ближнем Востоке.
Важным является подтверждение дивергентного характера развития исследуемых языков: они произошли от общего предка, а не образовались в результате взаимодействия с языковым субстратом. Так, во многих языковых союзах (например, балканском) ряд языков эволюционирует конвергентно, несмотря на изначальные генетические отличия: румынский язык, находясь под влиянием славянских, сохранил падежную систему, а болгарский ─ под влиянием турецкого превратился в единственный аналитический язык среди славянских.
Исследования Марка Сиколи и Гарри Холтона
Недавно Марк Сиколи из Джорджтаунского университета и Гарри Холтон из Университета Аляски в Фэрбэнксе опубликовали статью, в которой пришли в выводу, что миграция людей из Азии в Северную Америку не была строго однонаправленной. Авторы использовали филогенетический анализ для исследования гипотетической дене-енисейской макросемьи. В их работе анализировались данные 38 языков на-дене вместе с изолированным хайда и двумя енисейскими ─ коттским и кетским, которые были представлены в форме 116 типологических особенностей (из них 26 позже были исключены как неинформативные).
Проверялись две модели: первая ─ об односторонней миграции людей из Азии через Берингию в Северную Америку и вторая ─ о миграции из Берингии в Азию енисейской популяции и в Америку ─ популяции на-дене. Задача осложнялась наличием небольшого числа данных и сложностью морфологии языков на-дене.
В результате анализа выяснилось, что вторая модель статистически удовлетворяется лучше первой. Это означает, что миграция не была однонаправленной: изначально областью, из которой осуществлялось расселение, можно считать Берингию (в направлениях Азии и Северной Америки), но потом часть людей (енисейская популяция) совершила обратную миграцию («back-migration») из Берингии в Азию.
Енисейские языки
Енисейские языки ─ группа языков народностей, живших в бассейне Среднего и Верхнего Енисея. Енисейскими эти народы назвал в 1823 году немецкий востоковед Юлиус Клапрот, а доказательство языкового родства были представлены в середине XIX века финским филологом Матиасом Кастреном, который и предложил использовать такое название для языковой семьи.
Енисейская семья состоит из двух ветвей: южноенисейской и североенисейской, выделившихся из единого протоенисейского языка около двух тысяч лет назад. В южноенисейскую ветвь входят две группы языков: ассано-котская и арино-пумпокольская. На языках этой ветви перестали говорить уже к середине XIX века. В североенисейскую ветвь входит одна кетско-югская группа, состоящая из двух языков ─ кетского и югского. В настоящее время живым является только кетский язык.
Сергей Старостин.
Считается, что енисейские языки входят в дене-енисейскую или сино-кавказскую макросемьи. Родство енисейских языков и на-дене уже признается большинством лингвистов, тогда как остальные языковые связи остаются под вопросом. Также имеются экзотические гипотезы о том, что язык барушаски вместе с енисейскими языками образует надсемью карасук. В наше время на языке барушаски ─ изолированном языке буришей, проживающих на севере Кашмира, говорят, по разным данным, от 50 до 100 тысяч человек. Название надсемьи происходит от названия Карасукской культуры, артефакты которой были впервые обнаружены в конце XIX века на раскопках рядом с притоком Енисея ─ рекой Карасук в Хакасии. Найденным при раскопках памятникам ─ более трех тысяч лет.
Так, гипотетическая сино-кавказская макросемья, идею о существовании которой в начале XX века предложил, основываясь на словарных параллелях, итальянский филолог Альфредо Тромбетти и обосновывал в 1980-х годах советско-российский лингвист Сергей Старостин, объединяет сино-тибетские и северокавказские языковые семьи. Эти семьи разделились около 10-11 тысяч лет назад. Сино-тибетские языки включают в себя около 300 языков, в том числе различные диалекты китайского. Разделение языков этой семьи началось около семи тысяч лет назад; сейчас на них говорят около 1,3 миллиарда человек. Северокавказские языки включают в себя две ветви: нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую, разделившиеся шесть-восемь тысяч лет назад. На них говорят около шести миллионов человек, преимущественно на территории современной России в Северном Кавказе