Найти в Дзене
Old school dude

ZZ Top и Джими Хендрикс, какая здесь связь и как Хендрикс восхвалял Билли Гиббонса

Культовая рок-группа из Техаса, усовершенствовавшая уникальную смесь блюза, буги-вуги, кантри, а позже и метала с новой волной и один из самых влиятельных гитаристов в истории музыки ХХ века, которого ещё при жизни называли феноменом и гением. И Джими Хендрикс и Билли Гиббонс из ZZ Top, оба выдающиеся гитаристы, происходили из разных слоёв общества, но их объединяла любовь к музыке. В то время как Джими часто ассоциируется с его инновационным стилем, необузданной энергией и непревзойденным мастерством выступления, Билли прославился своим техасским блюзовым звучанием и резкими риффами. Хендрикс, с его талантом к импровизации и такими культовыми песнями, как «Purple Haze» и «Voodoo Child», произвёл настоящую революцию в использовании электрогитары в рок-музыке. С другой стороны, Гиббонс, будучи фронтменом ZZ Top, создал такие хиты, как «La Grange» и «Tush», в которых рок смешался с нотками техасского блюза. Что у них могло быть общего и какие тут могли быть пересечения? И были ли вообще?

Культовая рок-группа из Техаса, усовершенствовавшая уникальную смесь блюза, буги-вуги, кантри, а позже и метала с новой волной и один из самых влиятельных гитаристов в истории музыки ХХ века, которого ещё при жизни называли феноменом и гением. И Джими Хендрикс и Билли Гиббонс из ZZ Top, оба выдающиеся гитаристы, происходили из разных слоёв общества, но их объединяла любовь к музыке. В то время как Джими часто ассоциируется с его инновационным стилем, необузданной энергией и непревзойденным мастерством выступления, Билли прославился своим техасским блюзовым звучанием и резкими риффами.

Хендрикс, с его талантом к импровизации и такими культовыми песнями, как «Purple Haze» и «Voodoo Child», произвёл настоящую революцию в использовании электрогитары в рок-музыке. С другой стороны, Гиббонс, будучи фронтменом ZZ Top, создал такие хиты, как «La Grange» и «Tush», в которых рок смешался с нотками техасского блюза. Что у них могло быть общего и какие тут могли быть пересечения? И были ли вообще?

Это интересный вопрос. Хендрикса не стало в 1970-м, а ZZ Top начинали в Хьюстоне в 1969-м, вдохновляясь, по словам Гиббонса, «английскими исполнителями, такими как The Animals, The Rolling Stones, The Beatles, The Who, The Kinks, Эриком Клэптоном, Джеффом Беком… может быть, кем-то ещё … Мы скорее интерпретаторы блюза».

Ко времени их старта Джими Хендрикс был уже в статусе мегазвезды, оказывая значительное влияние на блюз и развитие музыки в целом. Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Без сомнения, такое мощное явление не могло не затронуть идеолога ZZ Top – Билли Гиббонса. Оказывается, они были знакомы лично и воздействие одного на другого было самым непосредственным.

Коллаж Билла Гиббонса и Джими Хендрикса. Узнаете Гиббонса без бороды?
Коллаж Билла Гиббонса и Джими Хендрикса. Узнаете Гиббонса без бороды?

До появления гигантской бороды, до славы «MTV» и до того, как как появились ZZ Top, сделавшие его знаменитым, Билли Гиббонс был начинающим гитаристом. И давайте сперва обратимся к его музыкальным истокам. Гиббонс рассказывал о том, как возникла его любовь к блюзу и гитаре: «Я вырос в доме, где музыка была постоянным явлением. Мой отец, довольно интересный артист эстрады, обеспечил мне в детстве потрясающую звуковую атмосферу. У нас также была домработница (афроамериканка Стелла «Большая» Мэттьюз – прим.), и она любила слушать ритм-энд-блюзовые радиостанции.

И однажды, когда мне было около семи лет, мой отец взял меня с собой в студию «ACA» в Хьюстоне, где у него были какие-то дела. В тот момент шла запись альбома, и мой отец привёл меня туда, усадил на стул и сказал: «Я вернусь за тобой через некоторое время». Затем он ушёл в офис или куда-то ещё, оставив меня сидеть и болтать ногами. Через какое-то время в студию вошёл Би Би Кинг со своей группой, они настроились и начали записываться. Я никогда не забуду этот момент, и то, что Би Би делал с гитарой, я помню, как подумал: «Вот это для меня!».

Кроме того, мы с моей младшей сестрой и мамой отправились на концерт Элвиса Пресли. И эти два случая по сей день не выходят у меня из головы. Эти два события были вдвойне ответственны за то, что моя жизнь приняла определенное направление. Между Элвисом и Би Би Кингом для меня всё было кончено».

Рок-энд-ролл и блюз отныне стали определяющими в судьбе молодого музыканта. Поначалу он был перкуссионистом, и отец отправил Гиббонса-младшего учиться к Тито Пуэнте – известному вибрафонисту, перкуссионисту. В тринадцать лет, юный Билли получил в подарок свою первую электрогитару «Gibson Les Paul Melody Maker» 1962 года в комплекте с усилителем «Fender Champ». Примерно через час начинающий гитарист уже мог похвастаться исполнением песни «What I’d Say» Рэя Чарльза и нескольких вещей Джимми Рида.

По словам самого Гиббонса, вскоре никто не мог его оторвать от постоянной игры на гитаре. «Я думаю, будет справедливо сказать, что когда Мадди Уотерс отложил акустическую гитару на второй план и наконец-то решил включить её в усилитель – это стало довольно важным поворотным моментом», – вспоминал он. – «С этого момента – с наэлектризованности блюза – для меня не было пути назад. И я бы также добавил в мои влияния Джимми Рида. Даже по сей день я возвращаюсь к его старым записям, и это несколько удивительно, что после того, как я слушаю их снова и снова, всегда всплывает что-то, чего я, возможно, раньше не замечал. Для меня удивительно, что я до сих пор получаю такой заряд от песен Джимми Рида».

Во время учебы в художественной школе «Warner Brothers» в Голливуде, Гиббонс начал публично музицировать. Первую группу под названием Saints он собрал здесь в 14-летнем возрасте вместе со своими приятелями Дэвидом Кроссвелом и Филиппом Тафтом. В ней он помимо гитары ещё и пел, поскольку «у двух старших парней были большущие усилители, а у меня совсем маленький, и я орал, чтобы меня услышали». Далее были коллективы Billy G & the Blueflames и The Coachmen, которые выступали в местных клубах. Это был уже определённый статус, ребята усердно лабали ритм-энд-блюзы, набираясь постепенно мастерства.

В свои семнадцать Гиббонс закончил учёбу и вернулся в родной Хьюстон. Здесь он сформировал искусно оформленную группу, концептуально вдохновленную другом и коллегой-музыкантом Роки Эриксоном и группой The 13th Floor Elevators, назвав свой ансамбль Moving Sidewalks и переключившись с ритм-н-блюза на психоделическую музыку. В состав помимо Гиббонса (гитара, вокал) ещё входили клавишник Том Мур, басист Дон Саммерс и Дэн Митчелл на барабанах. Они быстро завоевали множество поклонников, особенно среди хьюстонской «подростковой сцены». Ребята записали несколько синглов и один полноформатный альбом «Flash». Их сингл «99th Floor», сочинённый Гиббоносм был хорошо принят и в течение шести недель возглавлял чарты Хьюстона.

Этот успех побудил группу подписать контракт с лейблом «Wand Records», который затем выпустил сингл «Need Me», также вошедший в топ-10 хитов.

Группу хорошо принимали в родном штате «Одинокой звезды», но за его пределами они были мало известны. Зато у себя на Родине они предваряли выступления многих известных исполнителей, например The Doors. Наконец, в феврале 1968 года состоялось очное знакомство Билли Гиббонса и Джими Хендрикса, когда американский тур The Jimi Hendrix Experience добрался до Техаса. К самой музыке Хендрикса Гиббонс приобщился, конечно, несколько раньше. Одна из его техасских подружек побывала на каникулах в Лондоне и привезла оттуда первую пластинку группы Джими «Are You Experienced?» 1967 года.

Билли вспоминает: «Я помню, как стоял у проигрывателя с широко открытыми глазами и отвисшей челюстью. Мне было семнадцать, когда эта пластинка попала ко мне, и я впитал её всей своей душой. Я часами слушал, как Джими создаёт свои вещи, выжимая из простой гитары и усилителя то, о чём не было написано ни в одном руководстве».

Особое внимание со всего альбома на молодого Гиббонса произвела композиция «Red House». Вспоминая, как впервые услышал этот трек, Билли рассказывал: «Приятель сообщил: «Есть песня, которую тебе стоит послушать». Он говорил о «Red House» Джими Хендрикса, и это полностью перевернуло всё с ног на голову. Это был блюз, вышедший за все рамки».

И вот теперь кумир Гиббонса будет выступать с ним на одной сцене. Джими с группой был, разумеется, хедлайнером, а предварять его шоу должен был техасский квартет Moving Sidewalks.

Самое интересное, что в обычном концертном сете техасцев было несколько песен Хендрикса. Невероятно, но молодая группа сохранила этот сет, когда выступала на разогреве у самого «гения гитары», что они нахально списали на нехватку материала, чтобы заполнить своё выступление. Как это описал Гиббонс: «У нас не хватило материала на 45 минут, поэтому мы начали исполнять «Purple Haze». Я оглянулся и увидел, что Хендрикс стоит за кулисами, широко раскрыв глаза и ухмыляясь».

Помимо этой композиции они исполнили кавер-версию и другой классической песни Хендрикса – «Foxy Lady».

Здесь представлены аутентичная версия «Foxy Lady» и её кавер реинкарнации группы Moving Sidewalks образца 2013 года. Примерно так же это звучало и в 1968-м.

Эти каверы были не просто воспроизведены, а интерпретированы через призму уникальности группы, придав им свой собственный колорит и дух. Билли Гиббонс рассказывал: «Попытка переосмыслить эти композиции – это было что-то настолько новое, что я не знал, с чего начать. Нам повезло, что мы смогли интерпретировать наши версии «Foxy Lady» и «Purple Haze». Это были техасские интерпретации. Когда я уходил со сцены, меня схватил за плечи улыбающийся Хендрикс. Он сказал: «Я должен был встретиться с тобой. У тебя недюжие задатки! Мне это нравится»».

Moving Sidewalks и Джими Хендрикс, узнать которого не сложно, а Билл Гиббонс здесь – второй справа
Moving Sidewalks и Джими Хендрикс, узнать которого не сложно, а Билл Гиббонс здесь – второй справа

Удивительно, отнюдь не разозлившись, Джими на самом деле был впечатлён наглостью дебютантов и подружился с Билли. И вполне объяснимо то потрясение, которое во время их совместных гастролей Хендрикс эпохи расцвета произвёл на молодых ребят. То сокрушение всех дотоле существующих правил, о котором орды гитаристов слышали только на записи, молодой Гиббонс смог увидеть вблизи и лично.

Билли вспоминал свои открытия: «Он работал одновременно на нескольких уровнях. Его техника сразу выделялась, и её подкрепляло какое-то необычное звучание. Я готов поспорить, что инженеры, разработавшие «Fender Stratocaster», даже не представляли, что их изобретение может издавать такие звуки. В руках Джими Хендрикса это было нечто потустороннее…

Это было просто дико. Он знал все приёмы – пятипозиционное положение тумблера до того, как оно стало пятипозиционным, использование рычага тремоло «whammy bar» вверх с последующим понижением звучания, глушение струн... было просто здорово находиться рядом с ним и видеть всё то, что он делал инстинктивно».

Помимо непосредственного лицезрения гитарных приёмов Хендрикса юный гитарист на непродолжительное время сошёлся с ним достаточно близко. Как он вспоминал: «Мне тогда было 18 лет, и каким-то образом организаторы сочли нужным поселить нас в гостиничном номере напротив его комнаты. Это было удобно, чтобы я мог задать ему очевидный вопрос: «Как ты это делаешь?» Я помню, как однажды вечером он ворвался в гостиничный номер и сказал: «Эй, ты это знаешь?» – и принялся выдавать пассаж минут на десять. Я только покачал головой и сказал: «Э-э, нет. Не мог бы ты повторить это ещё раз?»

В одном из интервью лидер ZZ Top вспомнил о другой встрече с Хендриксом в гостиничном номере, во время которой два гитариста сидели в изумлении, слушая дебютный альбом группы Джеффа Бека «Truth». Хендрикс, по словам Гиббонса, был просто в восторге от альбома и спросил Билли, «как Беку удалось добиться таких потусторонних звуков на своём Les Paul?» Я ответил: «Джими, тебя, наверное, удивит, если ты узнаешь, что Джефф Бек, возможно, слушает твою пластинку, пытаясь понять, что же делаешь ты в свою очередь!» Я помню, как он на цыпочках крался по коридору отеля: «Иди сюда. Ты знаешь, как это делается?» Он уже разучивал отрывки из первой пластинки Джеффа Бека «Truth»…

Как ни странно, Хендрикс был готов включить в свой гитарный арсенал блюзовые композиции, которые в Штатах были не в фаворе у большинства чернокожих артистов. В то время мне довелось играть с ним на сцене, что довольно хорошо задокументировано, но именно то, что происходило за кулисами, действительно передало магию момента».

Хендрикс тогда подружился с Билли Гиббонсом и показал юному музыканту оригинальные настройки электрогитары и вообще прочил тому большое будущее. Так, он заявил в «The Tonight Show», что лучший гитарист в Америке – это человек из Техаса по имени Билли Гиббонс, о котором никто не слышал. По словам многих близких к Джими людей, молодой фронтмен Moving Sidewalks стал одним из его любимых гитаристов.

«Я слышал это раньше», – однажды ответил Гиббонс, когда ему сообщили, что Хендрикс считает его лучшим. – «Мы были хорошими друзьями», – добавил он, – «очень хорошими друзьями. У меня до сих пор сохранились приятные воспоминания о том времени, когда мы были вместе, и я надеюсь, что когда-нибудь смогу рассказать об этом».

Когда гастроли по Техасу The Jimi Hendrix Experience закончились юный гитарист из Хьюстона и технически и ментально был уже на другом уровне. Этот небольшой совместный тур с Хендриксом, изменивший его жизнь, стал для Гиббонса одним из самых любимых моментов, когда Хендрикс по-новому научил его играть на шестиструнке, что оказалось бесценным. «Джими переключил трехпозиционный режим на пятипозиционный», – рассказывал Гиббонс. – «Именно он обнаружил промежуточные положения, и для того, чтобы они не выскакивали из-под контроля, он показал мне, как снять заднюю защитную пластину и пружину внутри тумблера, чтобы она более или менее оставалась на месте! И в этом звуке была какая-то особая мелодичность.

Это был первый пятипозиционный тумблер, который я когда-либо видел. Он снял пружины со стандартного переключателя, чтобы он просто висел там. Когда он хотел перевести гитару не в ту фазу, Джими тряс её до тех пор, пока переключатель не вставал в нужное положение настолько плавно, насколько это возможно».

По окончании совместного тура Джими Хендрикс подарил Гиббонсу гитару «Реверенду» – «Fender Stratocaster» 1957 год, известную как «Pink Strat». А такие подарки, согласитесь, дарят не каждому. «Оригинальный розовый цвет перерос в абрикос», – говорит Билли. – «Он сказал, что розовый цвет не способствует горению. Он дал мне её и сказал: «Играй дальше, брат!»

«Pink Strat». Фото из открытых источников
«Pink Strat». Фото из открытых источников

После того, как в 1969-м два участника Moving Sidewalks – клавишник Том Мур и басист Дон Саммерс – были призваны в армию Соединенных Штатов, группа распалась, и Гиббонс собрал новый проект – первую версию ZZ Top. В тот состав группы вошли басист/клавишник Энтони Барахас и барабанщик Питер Перез. Очень скоро их заменили басист и клавишник Ланье Грейг и бывший ударник Moving Sidewalks – Дэн Митчелл.

Название группы принадлежало Гиббонсу. У ребят была небольшая квартира, украшенная концертными афишами, и он заметил, что у многих исполнителей вместо имён использованы инициалы. Гиббонс особенно обратил внимание на B.B. King и Z. Z. Hill и подумал объединить их в «ZZ King». Затем он понял, что «король на вершине» звучит как-то более выигрышно, и пришёл к идее назвать группу «ZZ Top».

Из-за отсутствия интереса со стороны крупных американских звукозаписывающих компаний ZZ Top в конце 1969 года заключили контракт с американским филиалом британского лейбла «Decca» – «London Records». К этому моменту их состав изменился: на басу стал играть Дасти Хилл, а на барабанах – Фрэнк Бирд (оба пришли из группы American Blues – прим.) В этот момент всем трём участникам группы было по 20 лет.

Популярность ZZ Top приобрели в 70-е годы, а в 80-х они стали уже мегазвездами. С момента основания ZZ Top выпустили 15 альбомов, из которых одиннадцать – «золотых», семь – «платиновых» и три – «мультиплатиновых». В 2004 году коллектив включили в «Зал славы рок-н-ролла». Музыка группы звучала в более чем 80 фильмах, мультфильмах и видеоиграх. Кроме того, образ бородатых гитаристов много раз пародировали, к примеру, в мультсериале «Симпсоны».

Прорывным альбомом для музыкантов стал в 1973 году «Tres Hombres». Во главе с заразительным «La Grange», который с его буги-ритмами, блюзовыми обликами, грубой басовой линией и текстами, наполненными намеками и аллюзиями, он задал шаблон для звучания группы и сделал группу звёздами. Этот альбом зафиксировал их превращение из крепкой, но в общем-то не особо впечатляющей команды, игравшей южный буги, в одну из прекраснейших групп в мире. «La Grange», кстати, Гиббонс записал на подарке Хендрикса – «Pink Strat».

Шесть лет спустя, когда ZZ Top записывали свой шестой альбом «Degüello», Гиббонс использовал стиль, который преподал ему Хендрикс. Он сыграл его на треке, который многие поклонники считают лучшим блюзовым номером ZZ Top – «A Fool For Your Stockings».

Билли Гиббонс вспоминал: «Я помню, как услышал, как один из наших приятелей вспоминал, почему он влюбился в определённую девушку. Когда он произнес фразу «Чувак, я был без ума от её чулок», – это было так честно и так неожиданно. Я сразу же записал её, и она сослужила нам хорошую службу. Интересно, что когда мы записывали эту песню, я играл на гитаре «Strat», которую Джими Хендрикс подарил мне, когда мы вместе гастролировали, и по какой-то причине гитара не работала через усилитель. В итоге мы подключили её напрямую к плате, и именно поэтому в этом треке получилось такое чистое звучание».

Вот такая получилась эстафета от одной легенды гитары – другой. Как говорил наш классик «О сколько нам открытий чудных…». Надо только проявить чуть любознательности и находчивости. За сим пока прощаюсь.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал

☢️ Другие статьи этой тематики: