В мире Формулы‑1 выдалась весьма необычная неделя: болиды впервые в 2026 году вышли на трассу, однако широкая публика — включая СМИ — получала информацию лишь малыми дозами. В мире, где всё обычно доступно по первому требованию, проведение тестов в Барселоне за закрытыми дверями (на фоне подготовки команд к изменению регламента в этом году) безусловно вызвало ажиотаж.
Но что тут поделать? По крайней мере, одна новостная тема всё же пробилась в инфополе: команда Williams решила пропустить пятидневные тесты из‑за «задержек в программе FW48». Мысли невольно вернулись к 2024 году, когда британская команда также столкнулась с кошмарным стартом: их болид опоздал с выходом и оказался перегруженным. Однако руководитель команды Джеймс Воулз оперативно отверг сравнения, подтвердив, что Williams «могла бы приехать в Барселону», но «для этого пришлось бы кардинально пересмотреть влияние на запасные компоненты и обновления в первых этапах сезона».
Предполагалось, что именно сейчас Williams выйдет на новый уровень: в составе — два сильных пилота, Алекс Албон и победитель Гран‑при Карлос Сайнс; к тому же за последние пять лет команда поднялась с последнего места на пятое и явно движется вверх.
Именно поэтому внезапно возникли сомнения в верном направлении развития команды. Однако, как стало известно, ключ к успеху в 2026 году, по мнению многих руководителей команд, — не удачное начало, а мощный финиш. Ожидается, что развитие в ходе сезона будет стремительным: коллективы адаптируются к масштабным изменениям регламента, и это может стать определяющей эпохой для Формулы‑1.
Так что, хотя для Williams ситуация не идеальна, пропуск закрытого теста в Барселоне — ещё не катастрофа, тем более что команды используют его в основном для наработки пробега. К тому же историческая команда всё же присутствует на месте событий.
«Да, у меня там есть люди, моя команда на месте», — подтвердил Воулз на встрече с журналистами. — «Для вас это не станет сюрпризом, но я действительно считаю, что мы готовы к хорошему чемпионату».
46‑летний руководитель продолжил, особо отметив поставщика силовых установок для Williams — компанию Mercedes, где Воулз ранее тоже работал:
«Я считаю, что Mercedes с самого начала демонстрирует хорошие результаты, строго следуя заявленному графику.
Это впечатляет с первых же шагов. В то же время нельзя недооценивать и Red Bull: они создали силовую установку с нуля — это блестящая работа. Они проделали огромную работу, наехав большое количество кругов. И, наконец, то же самое можно сказать о Ferrari.
Опять же, впечатляюще с самого начала. Но времена, показанные в Барселоне, в значительной степени не будут иметь значения. Реально картину начнёт прояснять только Бахрейн — официальный предсезонный тест».
Именно связь с Mercedes заставила многих возлагать на Williams высокие надежды в 2026 году. «Серебряные стрелы» сейчас — главные фавориты в борьбе за кубок конструкторов этого года, во многом благодаря тому, что они доминировали во время последней смены моторов в Формуле‑1 в 2014 году.
Впоследствии Mercedes выиграла следующие восемь чемпионатов. Хотя пока рано говорить, что в 2026 году повторится то же самое, признаки, безусловно, обнадеживающие. Например, в среду их пилоты — Джордж Расселл и Андреа Кими Антонелли — в сумме проехали 183 круга, причём последний даже провёл полную симуляцию гонки.
Сделать такое уже на третий день — впечатляющий результат, подтверждающий мнение, что у Mercedes самый мощный мотор. Полученные знания окажутся ценными — не только для немецкого бренда, но и для Williams.
«Мы получаем от Mercedes силовую установку и коробку передач, поэтому опыт, который они накапливают на этой неделе в Барселоне, перейдёт и к нам — и проявится уже в Бахрейне», — сказал Воулз.
«Дело не в том, что я хочу просто воспользоваться их тяжёлой работой, но стоит отметить: для нас это всё же преимущество — или, если угодно, устранённый недостаток. Я уверен, что за шесть дней в Бахрейне [11–13 и 18–20 февраля] мы выполним необходимую программу, и именно поэтому сейчас мы работаем на VTT.
Я хотел с самого начала в Бахрейне иметь надёжный болид, готовый к работе, — чтобы не сидеть на месте, как многие пилоты и команды, которые изо всех сил стараются что‑то сделать в Барселоне, но не могут даже выехать из гаража. Мы должны быть готовы к работе».
VTT (Virtual Test Track) — это аналог симулятора, но с важной особенностью: в нём задействована большая часть физического болида (за исключением крыльев). Машина устанавливается на стенд, который имитирует тестовые заезды на трассе.
Так что у Williams всё ещё есть поводы для оптимизма: режим «кризиса» включится лишь в том случае, если ситуация не изменится к Бахрейну. Воулз уверен, что «команда не отстанет», особенно с учётом VTT, на котором она работает на этой неделе.
«Мы тестируем систему охлаждения, выясняем её параметры, запускаем двигатель, коробку передач и прочее под нагрузкой, — пояснил Воулз. —
Да, здесь нет динамических нагрузок при прохождении поворотов, но, например, мы можем смоделировать ситуацию, когда перед вами едут две машины, одна машина или ни одной. Мы можем имитировать условия Сингапура, Бахрейна или, скажем, погоду в Сильверстоуне при температуре +4 °C.
Что особенно важно — мы можем параллельно с теми, кто работает в Барселоне, запускать ту же программную базу для силовой установки и коробки передач, чтобы понять их эффекты, но в более контролируемой среде, чем у них».
«Таким образом, мы всё равно получаем ценные данные по различным системам — по энергосистеме, по ЭБУ. Это бесценный опыт, но он, конечно, не заменяет заездов на трассе — просто разумное использование времени».
Воулз ни в коем случае не утверждает, что VTT лучше заездов в Барселоне. И на это есть причины:
а) статус симулятора с участием пилота (driver‑in‑loop simulator), который строит Williams, остаётся неопределённым;
б) если он не может сказать, насколько тяжёлым получился FW48, то возникает вопрос, насколько полезным окажется такой симулятор.
Тем не менее британец твёрдо настаивает: у VTT есть свои преимущества.
На вопрос, в чём именно они заключаются, он ответил:
«В первую очередь — в отработке системы охлаждения. Сейчас у нас совершенно иная система охлаждения по сравнению с теми, что мы разрабатывали и использовали раньше. Это позволяет нам не только получать актуальные данные, но и убедиться, что мы применяем её эффективно.
Кроме того, нужно помнить: в прошлом году у нас были проблемы с надёжностью, и я хотел убедиться, что все они устранены. А ещё — получить данные для будущих расчётов по размерам и компоновке системы. Так что это оказалось чрезвычайно полезным».
👍 Благодарим за внимание! Будем счастливы видеть вас среди подписчиков, а если статья принесла удовольствие — поделитесь лайком, это вдохновляет нас!
Будьте в курсе всех новостей Формулы-1 в Дзен, VK и OK.