Найти в Дзене
Иван Бояринцев. Живая Баня

Масленица, которая меняет мир. Не понарошку, а по-настоящему.

Знаете, мы уже тридцать лет празднуем Масленицу в городе Миасс Челябинской области. Не просто празднуем, а готовим её. Наполняем смыслами. И учим других людей, как праздновать Масленицу. Зачем? Чтобы в этом мире жили сильные семьи. Чтобы города были богатыми. Чтобы наше Отечество занимало свою, должную роль в мире. А сейчас мы расскажем, как рождается самый большой, самый яркий и самый глубокий по своим смыслам праздник. Праздник русской души. Для каждого из нас, скоморохов – зачинщиков праздника, Миасская Масленица — это жизнь. Это часть нашего быта, и мы сами часть её. Это состояние… состояние любви, понимания праздника. Когда вокруг все ясно, понятно и хочется жить. И жить, и продолжать делать. Для себя. Для своей семьи. Для своего города. Практически все время Миасская Масленица превращается в сплошное действо всех людей, пришедших на праздник. Каждый человек вносит свою лепту. И каждый раз праздник новый — потому что люди новые, люди обновленные. И уходя, они тоже становятся други

Знаете, мы уже тридцать лет празднуем Масленицу в городе Миасс Челябинской области. Не просто празднуем, а готовим её. Наполняем смыслами. И учим других людей, как праздновать Масленицу. Зачем? Чтобы в этом мире жили сильные семьи. Чтобы города были богатыми. Чтобы наше Отечество занимало свою, должную роль в мире.

А сейчас мы расскажем, как рождается самый большой, самый яркий и самый глубокий по своим смыслам праздник. Праздник русской души.

Для каждого из нас, скоморохов – зачинщиков праздника, Миасская Масленица — это жизнь. Это часть нашего быта, и мы сами часть её. Это состояние… состояние любви, понимания праздника. Когда вокруг все ясно, понятно и хочется жить. И жить, и продолжать делать. Для себя. Для своей семьи. Для своего города.

Практически все время Миасская Масленица превращается в сплошное действо всех людей, пришедших на праздник. Каждый человек вносит свою лепту. И каждый раз праздник новый — потому что люди новые, люди обновленные. И уходя, они тоже становятся другими. Немного более яркими, более солнечными. Уходят с счастливыми улыбками.

И немаловажно, люди уходят с праздника трезвые. Они и приходят трезвые, и уходят трезвые.

Как это всё устроено? От хоровода до «стенки»

Вот, например, «Солнечный» хоровод. Это когда настроение зажигается. Когда мы все объединяемся, чувствуем друг друга. Это ожидание маленького чуда, как у ребенка.

Самый первый наш обряд — возложение блинов. Сакральный, можно сказать. Если положишь блин родному человеку на голову — значит, делишься с ним своим счастьем, богатством, здоровьем. А мы на сцене эти блины руководителям городским кладём — чтобы у всего нашего города и счастье было, и здоровье, и достаток. Со всем миром делимся самым лучшим.

Помимо привычных уже, гири, скакалки, борьбы, столба с призами и рукобора, есть бои на бревне. Человек с одной стороны, человек с другой. Задача — не опуская руку, хлопнуть по ладошке так, чтобы он с бревна упал, а ты остался. Здесь есть хитрости. Неважно, какой массы человек — главное его почувствовать душой своей и тогда он слетает от легкого прикосновения.

Еще одна наша затея — скоморошья баня. Представьте: на улице мороз, а люди раздеваются — потому что жарко, как летом! Нет, даже как в самой жаркой бане! И начинают друг друга вениками хлестать. От такого жара сама зима смотрит и думает: «Что-то я, видимо, тут лишняя… как бы мне не растаять совсем?» — и уносит свои ноги прочь. Такой он, этот обряд, наивный и по-детски простой. Но в этой простоте — своя красота, смак и вкус. Поэтому народ к нам всё больше подтягивается. Вместе, по-детски, зиму и прогоняем.

А еще мы чествуем новоженов. У нас такой обычай: кто женился от Масленицы до Масленицы, выходят на сцену и исполняя общее желание зрителей, стараются заработать призы. А теперь догадайтесь, какое желание молодоженам исполнять приходится? Они целуются «на погляд» чтобы люди увидели — вот, у них сложилось что-то необыкновенное.

Есть множество мужских состязаний и игровых потех на празднике, но сердце мужского действия — это «стенка». Мужская стенка. Это та сила, которая добрая. И наблюдать девчатам, когда мужчины ярятся, — это очень красиво, мощно. Это дает им возможность быть мягкой женщиной, когда знаешь, что у мужчин есть такая добрая сила.

В стенке мужчины чувствуют плечо друг друга. Объединяются в одно целое. Понимают, что вместе могут победить силу гораздо больше их самих. Каждый по отдельности слаб. А когда собираемся вместе, единым народом — для нас нет преград.

Чтобы случилась стенка, её нужно сбить. Перед тем как сойтись, ребят обстукивают, выдергивают. Чтобы этот разношерстный горох стал единым массивом. Чтобы из знакомых они стали дружиной.

Вспоминает Сергей Круглов: «Я помню, однажды я не попал в стенку. Травма ноги. Сидел рядом… и слезы катились. Я кричал: «Мужики, давай! Я с вами!». Я был в этой стенке, но был рядом. И это, знаете… ты хочешь жить по-настоящему. Ты идешь и бьешься за свою жизнь. Вот для этого и нужна стенка».

Крепость, наряды, песни, «баба» и тот самый костер

А потом — крепость. На ней, как правило, мужчины женатые. Их задача — как людей, знающих, что такое семья и дети, — не дать молодым парням получить что-то на халяву. Заставить думать головой. Крепость-то символизирует успех. И женщину красивую, царевну.

Каждый год крепость берут по-разному. То силой пробиваются, то обходят. И сразу видно, как люди думают, как они по жизни идут.

Когда большую крепость берём, спускаемся с «бабой» к детям — для них свою, малую, делаем. Чтобы понять, что там происходит, — нужно внутрь встать. А внутри — отцы, у которых свои дети есть. Мы смотрим за детишками, как за родными: если кто завалился — сразу подхватим, остановим. Травм никогда не было. Детей не остановить — они как лава! Ещё сигнала не дали, а у них уже глаза горят, сила через край бьёт. Они вообще препятствий не видят! Хотят потрогать эту «бабу», к подолу прикоснуться — и всё! Это очень круто. Состояние неудержимой, искренней радости. Только и успевай бережно направлять эту живую реку.

А главный символ — наша Баба Масляна. Её собираем всем миром. Кто тряпку принесет, кто ленту. Взрослые женщины играют в куклы — и многие потом и себе наряды шьют. Прикоснувшись однажды, выключить это нельзя.

А одежда на Масленице — это отдельная песня! У нас унисекс – девочки как мальчики, мальчики как девочки не принимается. Тут — красота настоящая! Женские наряды, сарафаны, которые в пляске летят, вокруг костра кружатся… Это непередаваемо! И мужики в своих рубахах да кафтанах — как они красиво смотрятся! Сила да стать во всей красе.

А как сморятся девушки, что ходят в настоящих, фольклорных нарядах! Не в современных костюмах, а именно в тех, что по этнографическим образцам сшиты. Красота! И те, кто на сцене поёт, — фольклористы. Народ сумасшедший, в лучшем смысле слова! Живут этим: старые песни, обряды, обычаи — всё, что стариной зовётся, наше самое коренное. Они это по крупицам восстанавливают, а потом на сцену несут — чтобы все мы увидели, как это было, как душевно и красиво жили. И ведь Масленица у нас не только про фольклор. Она и современную жизнь в себя вмещает. У того же костра, где чай всем наливают, могут и бардовские песни прозвучать, и советские, и современные — все они настраивают на общий лад: на общение, на комфорт, на душевную радость.

И костер. Его все ждут. Все спрашивают: «А когда бабу сжигать будут?». С самого утра спрашивают.

Что такое сжигание? Это сжигание помех. Накопленных омертвелостей. Задача праздника — возродить жизнь в общине. Зимнюю спячку перестроить на весенние дела. Баба олицетворяет всё ненужное, устаревшее. Сначала её хвалят, а потом ругают. И сжигают символ зимы, чтобы она ушла.

И знаете, нам её совершенно не жаль. К тому времени она уже опостылела, как сама зима. Сгорает за секунды. И наступает такое облегчение в душе… Тишина. Именно она позволяет прикоснуться к тому состоянию, с которым уходишь в пост.

А как это всё собирается? Зачин, артель и складчина

Масленицу можно, конечно, просто провести. Но это будет официальное мероприятие. Кто-то на сцене, костер, и всё. А с людьми надо играть, чтобы они сами играли. Для этого нужна артель скоморохов. Людей, которые горят этим делом. Которые изучают источники, ездят в экспедиции, книги читают, вечерки проводят. На самом деле мы ведём не только Масленицу, а полный годовой круг праздников.

А на зачине праздника мы готовим новичков. Кто на песни пришел, кто на плясы, кто на игры. Главное — если человек чувствует, ему нравится, мы принимаем хоть кого. Хочешь быть в Масленице? Приходи и будь. Но не зрителем, а участником. Вся Масленица твоя.

Устроить её просто. Надо этого захотеть. Но захотеть так сильно, чтобы все, кто занимаются разными делами, захотели улучшить жизнь — свою и своего народа — через возрождение общей радости.

Это огромный труд. Очистка снега, организация, согласования. Работа с администрацией, с отделами культуры, образования, спорта и туризма… Это складчина — души, действий, денег. Предприятия помогают, предприниматели. Мы сами вкладываемся. И получается мощное народное гуляние. На 10-20 тысяч человек. Где есть всё — и карусели, и батуты, и тиры. Но ядро — это люди, посвятившие себя возрождению народной культуры.

Общая радость, структурированная и направленная, создает такое действо, которое преображает реальность. Люди из обыденности попадают в сказку.

Для каждого из нас до сих пор удивление — разговариваешь с друзьями, а они говорят: «Ни разу не были на Миасской Масленице». А как можно жить без неё?

Ребята, приходите на праздник. Это жизнь. В нём есть душа. В нём мы. В нём наш город, наш народ.

Статья написана по мотивам интервью с организаторами масленицы.
Общество Русской Традиционной культуры г. Миасс.