Найти в Дзене
Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ

Женское счастье маршала Будённого: как сложилась судьба его третьей жены и дочери Нины

В августе 1937-го по Москве ходили «чёрные воронки», и никто уже не спал спокойно. В эту ночь за Ольгой Будённой, второй женой маршала, пришли люди из НКВД. Её обвинили в шпионаже, вздор, разумеется, но кого это тогда волновало? Молодую женщину, оперную певицу, увезли в ночь, и маршал остался один с годовалым сыном на руках. Казалось бы, на этом история семьи Будённых могла и закончиться, но случилось иначе. Тёща маршала, Варвара Ивановна, осталась в доме помогать с внуком, и именно она привела в дом свою племянницу Марию, двоюродную сестру арестованной Ольги. Двадцатилетнюю курянку, приехавшую в столицу на заработки. Читатель, возможно, усмехнётся: ловко, мол, тёща устроилась. Но давайте разберёмся, как всё было на самом деле. Про личную жизнь Семёна Михайловича ходили разные слухи. Михаил Булгаков записал в дневнике 13 декабря 1925 года: «Мельком слышал, что умерла жена Буденного. Потом слух, что самоубийство, а потом, оказывается, он ее убил». Так говорила Москва, но правда была
Оглавление

В августе 1937-го по Москве ходили «чёрные воронки», и никто уже не спал спокойно. В эту ночь за Ольгой Будённой, второй женой маршала, пришли люди из НКВД. Её обвинили в шпионаже, вздор, разумеется, но кого это тогда волновало?

Молодую женщину, оперную певицу, увезли в ночь, и маршал остался один с годовалым сыном на руках.

Казалось бы, на этом история семьи Будённых могла и закончиться, но случилось иначе. Тёща маршала, Варвара Ивановна, осталась в доме помогать с внуком, и именно она привела в дом свою племянницу Марию, двоюродную сестру арестованной Ольги. Двадцатилетнюю курянку, приехавшую в столицу на заработки.

Читатель, возможно, усмехнётся: ловко, мол, тёща устроилась. Но давайте разберёмся, как всё было на самом деле.

Три жены Будённого

Про личную жизнь Семёна Михайловича ходили разные слухи. Михаил Булгаков записал в дневнике 13 декабря 1925 года:

«Мельком слышал, что умерла жена Буденного. Потом слух, что самоубийство, а потом, оказывается, он ее убил».

Так говорила Москва, но правда была проще: первая жена, казачка Надежда, застрелилась сама. То ли случайно, неосторожно обращаясь с оружием, то ли намеренно, узнав о похождениях мужа.

В 1925 году пятидесятидвухлетний командарм женился во второй раз. Избранницей стала Ольга Михайлова, певица Большого театра. Женщина красивая, образованная, из хорошей семьи. Брак казался счастливым, а потом, в августе тридцать седьмого, Ольгу арестовали.

Маршал писал Сталину, просил разобраться, но вождь лишь заметил, что НКВД зря не берёт. Ольга провела в лагерях и ссылке девятнадцать лет. Освободили её только в 1956-м, уже при Хрущёве.

-2

Тёща-сваха

А теперь вернёмся к Марии Васильевне, племяннице Варвары Ивановны. Курянка приехала в Москву в 1936-м, устроилась на завод. Жила у тётки, помогала по хозяйству.

Когда Ольгу забрали, Мария осталась в доме, нянчила маленького Серёжу.

Будённому в ту пору было за пятьдесят, Марии едва исполнилось двадцать. Разница в тридцать три года. Маршал долго присматривался к девушке, а потом спросил напрямую:

«Как вы ко мне относитесь?»

Мария ответила, как на партсобрании:

«Вы мой любимый герой».

Будённый не растерялся:

«Замуж за меня пойдёте?»

Дорогой читатель, это не выдумка, а рассказ самой Марии Васильевны писательнице Ларисе Васильевой. Мария тогда ездила в Курск посоветоваться с родными, и по возвращении маршал встретил её вопросом: ну что решила?

«Положительно», - ответила она, а у самой, по её словам, уши горели от стыда. Будённый тоже вспыхнул: «Боялся спросить. Вдруг откажешь!»

Так двоюродная сестра арестованной жены стала третьей супругой маршала.

Мария Васильевна Буденная
Мария Васильевна Буденная

Кремлёвский рай

Семья поселилась в Романовом переулке, на Грановского, где жила вся советская верхушка.

В 1938-м родился сын Сергей, в сентябре 1939-го появилась дочь Нина, а в июле 1944-го родился сын Михаил.

С именем Нины связана забавная история. Годовалый Серёжа лепетал что-то невнятное, когда принесли новорождённую сестру. Отец прислушался и уверенно заявил: «Он говорит — Нина!» Так девочку и назвали.

Детей воспитывали строго. С пяти лет учили английскому и сажали за фортепиано. Все трое ездили верхом и фехтовали, а шашкой владели не хуже отца. Будённый сам преподавал бильярд, а в шашки его обыграть не мог никто.

А вот нежности в нём было не меньше, чем строгости. После любого серьёзного разговора, будь то выволочка за двойку или проступок, он никогда не отпускал детей без ласки. Обнимал, гладил по голове.

Нина вспоминала это всю жизнь.

В кабинете маршала висела особая картина: Сталин на переднем сиденье «Паккарда», а позади него Будённый с Ворошиловым. На отдельной подставке красовалась коллекция шашек.

Что касается обращения, Мария Васильевна всю жизнь звала мужа по имени-отчеству. Он ворчал: «Я твой муж! А Семён Михайлович на коне сидит».

Когда в 1953-м умер Сталин, четырнадцатилетняя Нина спросила отца: «Как же мы теперь будем жить?» Маршал подумал и ответил: «Я думаю, неплохо…»

Маршал Советского Союза С. М. Будённый в 1944 году
Маршал Советского Союза С. М. Будённый в 1944 году

Дочь маршала и актёр Державин

Нина окончила факультет журналистики МГУ в 1961 году. Тогда же подруга Юлия Хрущёва, внучка Никиты Сергеевича, познакомила её с молодым актёром Михаилом Державиным.

Державин потом вспоминал:

«Женившись на Нине, я попал в какую-то невероятную жизнь, в дом, где жили герои моего детства. Выхожу во двор, а из соседнего подъезда появляется Климент Ефремович Ворошилов, из другого подъезда выходит Рокоссовский, красавец, и спрашивает: „Как дела, сынок?" Наверху живёт Родион Яковлевич Малиновский. А мой тесть - Семён Михайлович Будённый».

Маршалу молодой зять понравился. Будённый подарил молодым квартиру, обустроил быт. В 1963 году родилась внучка Маша. Казалось, семейное счастье обеспечено на годы вперёд.

В 1973 году Семён Михайлович скончался. Ему было девяносто, а спустя несколько лет в жизни Нины случился переворот.

Михаил и Нина
Михаил и Нина

Любовь, которая всё изменила

К концу семидесятых Нина встретила художника Николая Пономарёва. Он был старше её на двадцать лет, академик, впоследствии президент Академии художеств. Она влюбилась так, что решилась на развод.

«Державин для меня был цветочком, а Николай настоящим казачиной», - признавалась она позже. И добавляла: «Папы уже не было, а то мне пришлось бы плохо, он очень Мишу любил. Развод мне такой кровью дался… У меня душа рвалась. Любовь у меня случилась, вот как…»

В другом интервью Нина сказала прямо:

«Если бы отец был жив, я бы не развелась с Державиным».

С Пономарёвым она прожила почти двадцать лет, до его смерти в 1997 году.

После смерти второго мужа Нина Семёновна купила дом на Верхневолжских озёрах. Живёт там с апреля по октябрь, создаёт «ковры-фантазии» в технике наивного искусства. На одном из ковров изображён муж Николай с газетой «Аргументы и факты» в руках.