Варя вышла замуж несколько лет назад и с тех самых пор изо всех сил старалась быть хорошей женой. Она крутилась, как белка в колесе, стараясь наравне с мужем обеспечить достойную жизнь своей маленькой семье. Детей у них не было, и, задумываясь о материнстве, Варя содрогалась: как с такими зарплатами можно было бы содержать еще и детей, она представляла смутно. Потому они не торопились.
— Надо немного подождать, — говорил Артем. — Меня вот-вот должны повысить на работе. А ведь там совсем другие зарплаты! Вот тогда мы с тобой заживем!
Однако повышение почему-то не происходило. Артем злился, а Варя его успокаивала:
— Ничего страшного! Нам ведь на все хватает. Мы с тобой не аристократы, нам многого не надо.
— Хватает?! — все чаще и чаще восклицал муж. — Да я машину себе уже несколько лет не могу купить, хотя мы с тобой экономим на всем, что только можно. Куда только деньги деваются?
— В этом месяце пришлось чинить водопровод.
— А в прошлом? В позапрошлом?
— Ну, в позапрошлом духовка сломалась…
— Вот об этом я тебе и говорю! Сколько бы мы ни откладывали, этих денег все равно ни на что не хватает: то одно сломается, то другое! И как назло — ломается в самый неподходящий момент!
Варе нечего было ответить. В целом, жизнь ее устраивала. Пусть порой и было тяжело — особенно когда приходилось задерживаться на работе, чтобы справиться с потоком заказов — она считала, что могло быть и хуже.
У них была кое-какая, купленная на двоих квартирка (пришлось продать старый домик в деревне, доставшийся от дедушки), более-менее стабильная работа (работать приходилось порой и за других, но зато у начальства Варя была на хорошем счету), а денег хватало и на одежду, и на еду. Конечно, ни о каких излишествах речи быть не могло, однако Артем не оставлял идею купить автомобиль, пусть даже и подержанный. Варя с ним не спорила, хотя в душе не понимала, зачем он ему понадобился.
— Ты не понимаешь! — сказал он как-то. — Машина — это статус! Ты едешь, и сразу понятно, что ты хоть чего-то стоишь в этой жизни. Совсем не то, что трястись, как кабачок, в набитой маршрутке!
Варю вопросы статуса не волновали. Но она ничего не говорила Артему. В конце концов, — думала она, — ничего плохого в том, что мужчина стремится зарабатывать больше, нет. В том что он хочет купить машину — тоже. Поэтому она просто старалась всячески способствовать исполнению мечты мужа. Взяла работы побольше и при этом не сняла с себя ни одной домашней задачи. Все так же старалась готовить каждый день что-то вкусное, поддерживала чистоту, по возможности брала на себя всякие мелкие хлопоты, связанные с ремонтом. Однако спустя короткое время она поняла, что зверски устает.
Дополнительная нагрузка на работе не дала ожидаемого увеличения дохода. Начальство, собрав коллектив, объявило, что на предприятии кризис, придется сократить штат сотрудников. Варю оставили — как самую ответственную и работящую. Но зарплату увеличили совсем на чуть-чуть, хотя обязанностей прибавилось много.
На дом сил уже не оставалось, но, памятуя наставления матери, Варя выжимала из себя последнюю энергию, чтобы обеспечить уют. Совсем незаметно их с Артемом отношения стали портиться. Поначалу это было неощутимо, и Варя опомнилась, только когда в процессе очередной дискуссии по поводу их существования муж зло крикнул:
— Да тебе все — «нормально»! Всего тебе «достаточно»! Потому что ты мыслишь примитивно, как курица!
Варя обиделась и растерялась:
— Ну а что я могу сделать?
— Вот именно! — взревел Артем. — «Что я могу сделать?» Взяла бы, и сделала уже что-нибудь!
Эти слова глубоко засели в ее голове. Несколько последующих дней Варя сосредоточенно думала о том, что делает не так. Она вдруг почувствовала себя виноватой: что слишком много времени проводит на работе, что мало внимания уделяет мужу, что тратит деньги на себя в то время, как могла бы обойтись без всякой ерунды вроде новых джинсов и сапог (старые вполне еще крепкие, хотя и потерлись).
Терзаясь этими думами, она позвонила матери и после разговора только еще больше уверилась, что основная проблема в ней:
— Мужчина должен постоянно чувствовать твою заботу. А ты там на работе прозябаешь целыми днями! Того и гляди, он себе любовницу найдет! — сказала мать.
После этих слов Варя решила наладить семейную жизнь. Однако у нее тут же возникли проблемы с работой: как только она стала противиться дополнительной работе, как начальство тут же стало более пристально за ней наблюдать. Зарплату сократили, объяснив это тем, что она больше не выполняет положенный объем нагрузки.
— Но ведь это не входит в мои обязанности! — возмутилась она и получила в ответ лаконичное:
— Если вы не считаете это своими обязанностями, вам следует подумать о смене работы.
Варя была шокирована. Вечером она пожаловалась мужу, однако вместо поддержки услышала:
— Еще не хватало, чтобы и тебя с работы выгнали!
— Что значит «и меня»?
— То и значит, что я дорабатываю последние две недели — написал заявление по собственному желанию!
— Но ты мне совсем ничего не рассказывал!
— А что тут рассказывать? Надоело мне это все! Копейки платят, повышения не дождаться, а я должен это все терпеть! Не хочу больше! Устроюсь в другую компанию и буду там нормально получать!
Чтобы поддержать мужа, Варя, скрепя сердце, терпела придирки собственного начальства, а муж тем временем пытался найти новое место. Однако у него ничего не получалось, отчего он все время пребывал в плохом настроении, и скандалы дома участились. Варя чувствовала себя выжатой, но продолжала молчать и ходить на работу, чтобы получать хоть какие-то деньги, ведь жить теперь приходилось на одну ее зарплату. Артем тем временем бесконечно пропадал на собеседованиях и стажировках, которые обычно заканчивались ничем. Так они прожили больше двух месяцев.
Как-то раз Варя встретила свою давнюю знакомую Валентину. Они были рады видеть другу друга — за заботами совсем не хватало времени на общение. Варя в первые за очень долгое время позволила себе задержаться после работы за кружечкой чая в недорогом кафе.
— Ну, как у тебя-то? — спросила Валентина.
— Да как-как… Не очень, если честно, — и Варя поведала о проблемах, навалившихся на хрупкие плечи.
— Слушай, а нам в офис сотрудники нужны. Я понимаю, конечно, что ты в другой сфере, но ведь там ничего особенного делать не надо — с бумагами работать, вовремя их в базу вносить и начальнику отчет составлять раз в неделю. Почти что секретарша, только сама себе принадлежишь. Ну, и зарплата повыше твоей. Не хочешь попробовать?
Предложение звучало заманчиво, и Варя, недолго думая, согласилась.
— А для Артема там места не найдется?
— Не знаю, надо спросить. Да, ты сама устройся, а там и его приведешь! Компания-то не маленькая!
Варя тут же поспешила домой, чтобы рассказать мужу хорошую новость, но дома его не было. На звонки Артем не отвечал, и Варя изнервничалась, пока дождалась его. Только, вот вместо объяснений услышала в ответ кучу грубостей.
«Сама виновата, — подумала она. — Он уставший с собеседования пришел, а тут я со своими претензиями!»
Чтобы уволиться с работы, ей нужно было отработать еще две недели — разозленное начальство мигом позабыло все ее прошлые заслуги. Ну и пусть! Варя уже подала документы на новое место работы, и ее кандидатуру одобрили. Осталось только написать заявление в отделе кадров.
Артем все чаще где-то пропадал, и сколько Варя ни пыталась с ним поговорить, ни старалась поддержать — он все время грубил и отмахивался. Она из кожи вон лезла, чтобы каждый вечер дома на столе его ждали любимые блюда, но они все чаще отправлялись в холодильник — Артем приходил все позже и позже.
— Где ты был сегодня? — участливо интересовалась она каждый раз.
— Меня на стажировку взяли. Допоздна сидел, чтобы разобраться что к чему. Устал жутко, так что лишних вопросов не задавай.
— А ужинать будешь?
— Не хочу — там перекусил.
Варя тихо вздыхала, но боялась разозлить мужа, а потому не лезла к нему.
Наконец две недели закончились, и Варя отправилась на новое рабочее место. Там ее отправили в отдел кадров, чтобы она написала заявление о приеме на работу, но было обеденное время, и ей пришлось ждать. Предвкушая радужное будущее, Варвара сидела на лавочке перед головным офисом и глазела на прохожих.
Как вдруг недалеко она заметила знакомую фигуру.
— Артем! — радостно воскликнула она и поспешила к мужу.
Но вместо радости, Артем чертыхнулся в сторону и спросил:
— Что ты тут делаешь?
— Как «что»? Заявление пришла писать! Я же на работу устраиваюсь! Я же рассказывала тебе вчера. — муж как-то странно отстранился. Он выглядел чужим — волосы уложены не так, как обычно, одежда не его. — Ты чего? — непонимающе спросила Варя.
И тут из-за поворота появилась эффектная дама. Она обернулась, чтобы проверить, закрыла ли припаркованную у обочины машину, и походкой от бедра направилась к ним.
— Привет! — громко поздоровалась она и удивленно уставилась на Варю. — А это кто?
Артем замялся, побелел и стал заикаться.
— Я Варя, жена Артема, — робко представилась Варвара, но незнакомка в ответ засмеялась.
— Очень хорошая шутка! — сказала она спокойным, уверенным тоном. — Но Артем не женат. Они с женой развелись несколько лет назад.
И только теперь Варя заметила, что на руке у мужа нет кольца. Она застыла на месте, не в силах что-либо сказать или сделать.
— Слушай, я тут так неудобно припаркована. Давай поедем в центр? Там как раз можно пообедать, и парковка удобная, — сказала дама, и Артем быстро согласился.
Варя наблюдала за тем, как они садятся в машину, чувствуя, как ее тело постепенно немеет. Еще чуть-чуть, и она упала бы в обморок, но рядом, как из ниоткуда, возникла Валентина:
— Что с тобой, Варя? Тебе плохо? — затеребила она ее, пытаясь понять, на кого Варя смотрит. — Кто это?
— Это мой муж…. — почти беззвучно прошептала Варвара.
— Вот этот вот? Да ну! Не может быть! Я этого мужика с этой кралей тут постоянно вижу. Они уже больше года тут ошиваются — живут, видно, где-то близко. Может, тебе показалось?
И тут Варя разревелась. Испуганная Валентина потащила ее к себе в кабинет, успокаивать и вот тогда-то, выслушав причитания подруги, поняла, что происходит. Сомнений не было: Артем променял Варю на обеспеченную женщину, имеющую собственный бизнес и автомобиль.
— Что же мне делать? — ревела Варя.
— Вытирать слезы и писать заявление! А завтра выходить на работу! — уверенно ответила Валентина.
Варвара была в отчаянии, и если бы не подруга, то, наверное, пропала бы. Но именно Валентина проследила, чтобы она устроилась на работу, и поддерживала ее в самые трудные моменты.
Артем сбежал как последний трус — забрал вещи, пока Вари не было дома. Она чувствовала себя опустошенной. Вся ее жизнь в один миг, будто бы потеряла смысл. Позже Артем появился, чтобы сообщить о том, что подал заявление на развод, и что претендует на квартиру.
И вот тут Варвара встряхнулась. Квартира покупалась на деньги, вырученные от продажи дома ее дедушки, пусть даже и была оформлена на них двоих. Отдать ее Артему означало остаться на улице, и ей пришлось немало потрудиться и потратиться на адвоката, чтобы оставить имущество себе.
Проходя через эти круги ада, Варя все чаще и чаще вспоминала, сколько сил и времени отдала мужчине, которого считала своей опорой, сравнивая с тем, как он ей за это отплатил, и оттого внутренне менялась. Она постепенно перестала быть той Варей, которой была — доверчивой, самоотверженной… слепой. В ней словно проснулся другой человек, и она вдруг поняла, как сильно ошибалась все это время. Эти внутренние изменения отразились на ее внешности и на ее гардеробе — она стала чаще носить каблуки, краситься и в целом перестала выглядеть как серая мышка. Очень скоро жизнь ее изменилась в лучшую сторону: поначалу непонятная работа стала приносить удовольствие и достойную зарплату, появилось время для удовольствий вроде кофе с подругами, а настроение улучшилось.
А через год в ее жизни появился новый мужчина — только теперь Варя была уверена, что ее не предадут. Ведь новый муж ценил ее заботу, поддерживал во всех начинаниях и никогда не возмущался по поводу того, что она недостаточно зарабатывает, а обеспечивал семью сам.
Автор: Одетта
---
---
Дневник хирурга
Хохотушка и «вечный двигатель» отделения нейрохирургии Больницы скорой медицинской помощи No 2 медсестра Клавочка наводила порядок в предоперационной палате. Их коллегу из смежного отделения Арсена Бедросовича только что увезли на каталке на операцию. Вездесущие товарки в накрахмаленных белых халатах шептались вслед:
- Не повезло мужику, едва шестьдесят лет стукнуло, а такая напасть приключилась. Опухоль на позвоночнике, да еще и такая активная. Это не шутка, можно сказать приговор. Если очень повезёт – останется неходячим инвалидом, будет на коляске передвигаться. Слишком всё далеко зашло. Бурно растущую в организме гадость уберут, но необратимых разрушений она уже успела наделать немало. Костные ткани кое-где уже не подлежат восстановлению.
В худшем случае может не выдержать изношенное переживаниями сердце. Вон кардиолог и анестезиолог вчера на планёрке сказали, что оно у Арсена Бедросовича слишком жалостливое. Судьбу каждого пациента через себя пропускал. Разве в их профессии так можно? Это же от себя самого ничего не останется.
Клава тяжело вздохнула, на миг забыв о своём лёгком характере и умении абстрагироваться в любых предлагаемых обстоятельствах. Приподняла матрас, и вдруг к её ногам упала обыкновенная «толстая» школьная тетрадь. Любопытная от природы девушка не могла заставить себя пройти мимо таинственной находки. Открыла первую страницу и замерла. На ней размашистым округлым почерком было выведено:
«Тому, кто найдёт эту тетрадь! Отдайте её, пожалуйста, моему сыну Карену, если я не вернусь живым...»
«У Арсена Бедросовича есть сын?» – изумлённо подумала Клавочка. Да рядом с ним никогда и женщин-то не наблюдалось. Закоренелый холостяк. Двадцать четыре часа в сутки одна работа, работа и работа. . .
. . . дочитать >>