Николай Прокудин. В погоне за призраками Петербурга (сказочный детектив)
На землю опускаются поэты,
И засыпают крылья нафталином,
И засыпают в воздухе голимом
На глиняных окраинах планеты.
Присмотришься — их больше нет на свете, —
Бесшумные фантомы, привиденья,
Считающие жизнь искусством смерти,
А смерть простой работой провиденья.
Е. Е. Мякишев
Пролог
По непроверенным слухам, эта таинственная и увлекательная история произошла в Санкт-Петербурге несколько лет назад. Весна стояла в самом разгаре, учебный год заканчивался — на горизонте маячили долгожданные летние каникулы.
Главный герой повествования, ученик начальных классов гимназии №… Сашка Большаков по прозвищу Большак: тощий, длинноногий, довольно нескладный, неспешно брёл по главной улице города — Невскому проспекту. Порывистый ветер лохматил белобрысые вихры, пыль вышибала слезу из хитрых и нахальных голубых глаз, лопоухие уши, словно паруса, слегка пошевеливались. С неба брызнули капли дождя, и Саня непроизвольно поднял капюшон куртки. Дождь издавна полюбил этот город и лил круглый год. Названия менялись: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и вновь Санкт-Петербург — но город постоянно омывался сверху дождями, а снизу наводнениями из Балтики.
Частенько бывало Саня после уроков направлялся в старинное здание Российской национальной библиотеки, где служила сотрудником его мама Екатерина. Обычно входил не через парадные двери со стороны Екатерининского сада, а с Садовой. Окидывал взглядом древние, деревянные, сильно потрескавшиеся и всегда запертые ворота, и нырял в служебный вход. Красавица мама Катя встречала сына на лестнице перед постом полиции, увлекала внутрь. Проходя мимо большого зеркала, машинально пальцами поправляла короткие белокурые кудряшки, а мизинчиком чуть проводила по ярко-красным губам. Мама была стройной, очень симпатичной — охранники, полицейские и мужчины-сотрудники провожали её долгими восхищенными взглядами.
В мамины рабочие будни Саня коротал время в библиотеке вместо школьной продлёнки: в абсолютной тишине учил уроки, вернее сказать, часто делал вид, что усердно занимается. А на самом деле «твёрдый хорошист» Сашка ленился: читал книги, листал иллюстрированные журналы, играл в игрушки в смартфоне или дремал. Раз в неделю вместе с ним в библиотеку приходила подружка-одноклассница Соня, круглая отличница. Крупная, высокая, рыжая до такого яркого колора, что, казалось, от её волос может загореться библиотека. И тогда, в дни её приходов, друзья действительно долго занимались уроками, а не дуракавалянием.
В огромном старинном здании у Большака был любимый закуток: небольшое угловое помещение в конце длинного коридора. В кабинете вдоль стен высились стеллажи со старыми книгами, возле батареи отопления стоял мягкий с потёртой кожей диван, на полу вытоптанный до дыр коврик, перед диванчиком удобный журнальный столик. На свободной от стеллажей стене висел огромный портрет с окислившейся от времени нечитаемой биркой. В принципе, Саня и без подписи знал, кто изображён на портрете — великий русский литератор Иван Андреевич Крылов.
Исторический, многовековой дух библиотеки нравился и манил мальчика. Книгохранилище с огромными фондами — место особое, а когда в нём хранятся собрания старинных фолиантов, книги с дарственными автографами писателей, переданные родственниками, — создаётся необыкновенная атмосфера — будто в воздухе витает загадочная тайна!..
Саня перелистнул страницу — зевнул. Внезапно небо нахмурилось и в историческом центре города заморосил нудный мелкий дождь. Вечерело, напольные часы пробили девять часов вечера — скоро у мамы конец рабочего дня и они отправятся домой.
В комнате было довольно жарко, мальчика постепенно сморило — задремал. Корейский смартфон выпал из ослабевших рук, упал на диван, Саня непроизвольно пристроил щёку на солидный том собрания сочинений Крылова. Мальчику привиделся калейдоскоп увлекательных обрывочных цветных снов: погони, приключения. Интересно!..
Библиотечный
Внезапно чья-то сильная рука крепко тряхнула Санька за плечо, Большак воскликнул:
— Ох! Уф!
Проснулся.
Нехотя открыл глаза и от неожиданности чуть не свалился с дивана. И ведь было от чего упасть: просыпаешься, а перед тобой в загадочной дымке мерцающий почти бестелесный силуэт. В воздухе витал странный и неприятный запах чего-то отдающего плесенью, тленом, с лёгкой примесью серы. Странная фигура была в старинном мундире непонятной эпохи, на голове шляпа, через плечо перевязь с тяжёлой шпагой. Седовласый незнакомец со всклоченной причёской и густыми бакенбардами, обрамляющими щёки, глядел на Большакова с невыносимой грустью.
— Хорошо и уютно устроился! Храп стоит на всю библиотеку — даже меня разбудил! Дрыхнешь, словно я в далёком беззаботном прошлом…
— Ой! А вы кто такой? — вскричал Сашка. — Откуда взялись? Я вроде кабинет на ключ запирал…
Незнакомец со вздохом ответил:
— Эх, мальчик! Я и сам уже толком не знаю, кто я теперь… Раньше был литератором и довольно известным — Иван Крылов. Слышал обо мне?
— Вау! Иван Андреевич? Да ладно… Не может быть…
Большак крепко зажмурился, энергично тряхнул головой, но когда открыл глаза, то призрак, увы, из комнаты не исчез.
— Да-да, я тот самый Крылов!
Сашка залпом выпил полстакана кипячёной воды из графина и шумно выдохнул:
— Ох-ох! Ё-моё! Конечно, знаю! Мы ваши басни по литературе недавно учили: «Волк на псарне», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»…
— Нравятся?
— Забавные! Особенно «Стрекоза и муравей» …
— Забавные, говоришь… Эх, Саня, давно наблюдаю я за тобой… Хороший ты отрок! В каждой моей басне философия, дух нашего русского народа!
— Б-р-р! Вы явно мне снитесь! Иван Андреевич Крылов умер давно…
— Вроде бы да… действительно, умер, но почему-то так получилось, что я остался по-прежнему здесь, на своём боевом посту главного библиотекаря.
Саня энергично потряс головой, но таинственная фигура в полумраке не исчезла.
— Вы мне точно не мерещитесь, не снитесь?
Тучный Иван Андреевич снял шляпу, отстегнул шпагу и грузно уселся рядом, однако ткань диванчика под ним даже не шелохнулась. На Большака пахнуло буквально могильным холодом. Мальчишка невольно содрогнулся всем телом, и верно: этот собеседник — бестелесный призрак!..
— Зачем вам шпага?
— Основными атрибутами формы библиотекаря в мои годы являлись мундир, специальный головной убор и шпага. Холодное оружие подчёркивало статус хранителя Императорской библиотеки. А вот посетители, наоборот, обязаны были шпаги сдавать в гардероб!
— Эх, жалко, что холодное оружие полагались только в прошлом: у моей мамы нынче нет ни шпаги, ни кортика — только компьютер, блокнот и авторучка.
Призрак старика Крылова криво улыбнулся и ласково погладил своей пухлой холодной рукой мальчика по голове — по телу Сани невольно пробежали мурашки.
— Милейший мой отрок! — откашлявшись и громко чихнув, главный библиотекарь продолжил разговор. — Тебе посчастливилось посмотреть на то, чего большинство посетителей библиотеки никогда не увидят, — на хранилища со старинными книгами! Мы находимся в настоящей сокровищнице — достаточно лишь упомянуть великолепный кабинет Вольтера! А ещё тысячи древних манускриптов и фолиантов…
Саня в знак согласия энергично закивал головой.
— Так вот, продолжу: в потайном сейфе хранилища, в заветной шкатулке были скрыты настоящие, а не фальшивые завещания Петра Великого и Екатерины II. А вчера ночью сейф вскрыли и их похитили!
— Что за шкатулка?
— Антикварная вещь — раритет! Изготовлена из сандалового дерева, инкрустирована сапфирами и изумрудами.
— Кто были эти похитители?
— Привидения — мрачнейшие тёмные призраки! Явился в библиотеку некий негодяй и проходимец Григорий Распутин. Похитил реликвии при содействии призрака, который назвался «медвежатником» Казимира Ястржембского, и знаменитого бандита, налётчика Лёньки Пантелеева.
— Иван Андреевич, а кто такой «медвежатник»?
— Я услышал, как этот Каземир отрекомендовался своим сотоварищам «медвежатником». Это специалист по взлому сейфов. Взломщик.
Призрак Распутина давно пытался захватить завещания, но в одиночку у него не получалось. Но теперь он нашёл себе достойных сотоварищей… Над Северной Столицей нависла опасность: случатся мощнейшие пожары, наводнения, ураганы, землетрясения — город уйдёт под землю. Манускрипты необходимо срочно вернуть на место до празднования Дня города…
Саня нахмурился:
— А как тёмные призраки смогли проникнуть в здание, ведь вы его охраняете?
Старик Крылов вздохнул:
— Каюсь, виновен, зазевался, недоглядел — чуток проспал… А потом они меня заперли магическим кругом — мелом очертили. Хорошо уборщица утром мел смыла, иначе так и сидел бы в тёмном углу.
— Эх вы, а ещё при шпаге…
— Я же сказал — виноват! Просыпаюсь, а налётчики в сейфе ковыряют — переговариваются шумно, не таясь. Потому я знаю их имена — кто есть кто…
— А почему такие важные документы доверены библиотеке?
Иван Андреевич тяжело вздохнул:
— Понимаешь, Саня, наша Российская национальная библиотека, основана в 1795 году матушкой-заступницей, великой императрицей Екатериной II — крупнейшая библиотека мира! Место было определено в самом центре столицы Российской Империи, на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Сашка нетерпеливо прервал старого литератора:
— Да знаю я историю здания — на экскурсиях бывал не раз…
— Отрок, не перебивай! Документы необходимо срочно вернуть, но сам я, увы, покинуть боевой пост не способен. А ты можешь свободно перемещаться по городу…
— Но почему вы выбрали меня? Почему не кого-то из взрослых? Или заявите в полицию!
Крылов всплеснул руками:
— Я, конечно, лучше бы доверил поимку преступников более солидным и серьёзным людям, но они меня не видят или не хотят замечать! И в полицию обращался — к постовому в библиотеке подходил, на ухо шептал, но он лишь отмахивается руками, крестится и вопит «Чур меня!»…
Саня невольно воскликнул:
— Ох эти взрослые…
— Ведь ты любишь Петербург?
— Конечно!
— Ну, что скажешь?
— Ладно, раз без меня беда — согласен спасать город!
Старик Крылов обрадовался согласию и даже попытался обнять мальчика.
— Вот и славно! Для розыска и поимки грабителей дам тебе помощников: настоящего следопыта — сторожевую таксу-крысолова Моську…
И Крылов указал пальцем на появившуюся в пространстве буквально из воздуха чёрную низкорослую собаку, которая радостно взвизгнула и лизнула руку Саньку.
— Почему таксу?
— В мои времена в Библиотеке была штатная должность — таксовод, специальный человек, отвечавший за такс. Он выпускал ночью собак в помещения для ловли крыс. Моська — призрак библиотечной таксы, следопыт, она пойдёт по следу налётчиков. — Вторым помощником будет легендарный кот Баюн.
В этот момент в противоположном углу материализовался крупный кот в серую полоску, который громко мяукнул и мигнул круглыми жёлтыми глазами.
Крылов продолжил:
— Баюн тоже призрак. Библиотечные привидения — особая история. Мы отличаемся от призраков дворцов и замков, мы — стражи и преданные хранители информации. Вообще библиотечные чаще всего проявляются в виде котов, ведь они уникальные животные: видят то, чего не видит человек, чувствуют то, что люди не ощущают. Сотрудники книгохранилищ полагают: библиотечный кот, как дух-хранитель, появился не случайно. Чтобы обезопасить ценные издания от нашествия мышей и крыс, в хранилища часто запускают кошек-мышеловок.
— Я тоже люблю кошек — я кошатник! — улыбнулся Саня.
— Замечательно, значит сработаетесь! — воскликнул старый литератор. — А ещё Баюн очень хорошо знает Петербург, его славную историю, мифы и легенды. — Для силовой поддержки дам тебе сфинкса. Во всём Петербурге лишь два таких маленьких сфинкса — один из них облюбовал для себя шлем богини мудрости Минервы, украшающей крышу библиотеки.
Послышался топот, и, грохоча тяжёлыми лапами, в дверях появилось небольшое чудище. Медный сфинкс был грязно-голубого цвета и похож на старый памятник, окислившийся от времени и сильно засиженный голубями.
— Ваш сфинкс послушный, не злой? Он не кусается?
Иван Андреевич хитро прищурил глаз и ласково разгладил вихры на голове мальчика:
— С хорошими людьми он добр…
Саня кулаком почесал курносый нос и продолжил уточнять детали:
— А имя у сфинкса есть?
Главный библиотекарь в недоумении развёл руки:
— Даже не знаю, вероятно, нету.
— Можно я его назову Миня?
Библиотекарь-баснописец прищурился и хитро усмехнулся:
— Называй как хочешь.
Саня тщательно протёр сфинкса тряпкой от пыли и прочих лишних наслоений:
— Приятель, видимо, давненько тебя не чистили.
Иван Андреевич Крылов одобрил выбор имени:
— Пусть будет по-твоему: Миня так Миня. Вот тебе примерный маршрут передвижения грабителей, — Иван Андреевич протянул Сашке свёрнутый в трубочку листок серой бумаги: — Злодеям нужно знаковое место для совершения ритуального сожжения манускриптов. Необходимо их догнать, остановить, обезвредить — отправить в тёмные миры…
Иван Андреевич, кряхтя и вздыхая, поднялся с дивана и направился к выходу, шлёпая по полу босыми ногами.
Саня тем временем быстро написал записку маме: «Мамочка, не переживай — занят важным делом: Иван Андреевич Крылов велел мне поймать призраков и вернуть документы в библиотеку. Твой сын Санёк…»
Крылов указал пальцем на смартфон:
— Эту говорящую музыкальную шкатулку оставь здесь — она может спугнуть призраков!
— В мобильник встроен фонарик! Как я буду передвигаться в тёмных подземельях?
— В подвале найдёшь факел, да и Баюн глазами подсветит…
Досадуя необходимости расстаться со смартфоном, Саня оставил записку на столе. А Крылов поторопил:
— Ступай за мной — покажу подземный ход! Запоминай маршрут движения: сначала идёшь в театр и, если жулики оттуда уже ушли, — следуй в Аничков дворец.
Саня взглянул на босоногого библиотекаря с сочувствием:
— А почему вы ходите без обуви? Сапоги стоптались?
— Эх, старость — не радость! — закряхтел Крылов. — Подагра замучила — ноги жутко болят…
Санёк покачал головой:
— Лечиться надо! Хотите, я вам лекарство принесу.
— Ох, и выручил бы ты, отрок, меня чудодейственными снадобьями лет двести назад! Теперь поздно — не поможет, я ведь призрак... Лишь ощущение боли осталось…
— Фантомные боли, — понимающе кивнул мальчик. — Я об этом читал…
— Время поджимает — хватит болтать! — раздражённо махнул рукой библиотекарь, — пора приниматься за дело.
Старик Крылов надавил рукой на потайную дощечку, тяжёлый книжный шкаф сдвинулся с места и откатился в сторону — за ним открылся низкий лаз в тайный подземный ход, выложенный из тёмно-коричневого кирпича, густо покрытого вековой пылью и плесенью.
Мальчишка присвистнул и восторженно воскликнул:
— Ух, ты, круто! О нём никто не знает?
Библиотекарь усмехнулся:
— Никто среди ныне живущих людей даже не подозревает о существовании прохода! Назначаю тебя руководителем экспедиции по розыску преступников-похитителей! Удачи тебе, Санёк. Ступай — спасай город!
Продолжение следует.
Николай Прокудин. Редактировал BV.
======================================================
Желающим приобрести Детские книги Н.Прокудина (аннотация здесь)
обращаться к автору n-s.prokudin@yandex.ru
или по Ватсап (Телеграм) +7(981)699-80-56
======================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================