Когда я начинал этот канал в прошлом году, одни из первых статей были посвящены горным походам в Приморском крае: про долгожданное и трудное восхождение на Лысую (https://dzen.ru/a/aOgfgCeP2gQfSJVw) и базовый совет для новичков, которые только хотят ходить в горы или недавно начали (https://dzen.ru/a/aP3g9q4xeEPlZ4wC). Пришло время для ещё одного откровения, касающегося зимних походов.
По отношению к зимним походам туристы-любители обычно делятся на две большие категории: тех, кто продолжает ходить круглый год, невзирая на отрицательные температуры, и тех, кто предпочитает пережидать холодное время года в тепличных городских условиях либо выбирается недалеко и ненадолго. И в самом деле, последних понять можно: зимой сложность горных походов смело умножайте на два, а то и на три по сравнению с осенью. Во-первых, банально холодно, если задерживаться на одном месте долго без костра, во-вторых, короткий световой день, а в-третьих, снега по колено, а то и по пояс на хребтах, что делает некоторые лёгкие в тёплый сезон вершины труднодоступными без снегоступов или солидной группы поддержки, которая помогает тропить по очереди.
Впрочем, есть и свои плюсы зимой: никакой мошкары, клещей, змей или медведей; не перегреешься на солнце, как летом; прозрачный пустой лес даёт хорошую видимость; мало людей на маршрутах и на дорогах; и самое главное — зимние пейзажи, ради которых я и терплю эти адские муки в виде ледяного ветра и сугробов по пояс. Когда я ещё ребёнком лазил по кучам убранного снега в городе, представляя, что я хожу по горам, я, конечно, не мечтал об отмороженных щеках, пальцах и снежных перемётах на хребте, через которые героически ползёшь к вершине. Сразу понимаешь, что геенну огненную придумали люди, никогда не бывавшие на севере или в горах и не знавшие зимы. Вот бы этих древних евреев на Эверест закинуть — глядишь, по-другому бы описывали адские муки. Но обо всём по порядку.
Бытует мнение, что самые аварийные водители — между тремя и пятью годами, когда они уже привыкли к рулю, почувствовали себя уверенно, расслабились или даже начали наглеть, позволяя себе нарушение техники безопасности всё чаще и чаще. Так же и я поплатился за свою самоуверенную дерзость на пятом году вождения, разбив любимую машину вкруг. По-видимому, такую же ошибку совершают и некоторые относительно опытные туристы, которые освоились в природе настолько, чтобы почувствовать себя как дома и расслабиться, забив на элементарные правила безопасности. То и дело слышишь про сноубордистов-фрирайдеров, засыпанных снежными обвалами на "безобидной" Фалазе, саперов-самоубийц, ушедших в открытое море и пропавших без вести, походников-одиночек, заблудившихся в горах, или дайверов, не всплывших на поверхность. И всё это были опытные люди, которые "сто раз так делали". А недавно такой же опасный урок "на грани" преподала мне любимая Фалаза, заставив меня сильно задуматься о своей жизни и моём отношении к ней. Дальше я постараюсь без лишних подробностей изложить свою историю преодоления стихии, в которую сам же полез, с тем, чтобы вы увидели мои ошибки и не повторяли их. Надеюсь, это будет полезный рассказ.
11 января мы с другом и его девушкой отправились в Анисимовку, чтобы пройти Фалазу моим любимым маршрутом: от турбазы "Простоквашино" (43.133315, 132.801111) по хребту через две вершины и спуститься в "Грибановку" (43.123294, 132.795340). Ошибка номер раз: мы выехали слишком поздно для зимнего похода и прибыли к началу маршрута только в 12 ч дня. Солнце садится между 17-18 ч зимой, но в лесу-то темнеет раньше, поэтому желательное время для начала обратного пути к машине — 15 ч.
Ошибка номер два: накануне выпало много снега (почему, собственно, мы и замешкались в городе: я откапывал стоянку возле дома и не только). А это значит, что идти надо не втроём, а больше, чтобы тропить по очереди, а ещё лучше — иметь снегоступы, потому что прорываться через перемёты по грудь на хребте — сомнительное удовольствие.
Ошибка номер три: нельзя разрывать группу или давать кому-то уйти одному. Так как я был уверен почему-то, что смогу быстренько метнуться в снегоступах до ближайшей вершины с лавочкой и потом нагнать спускавшихся ребят, то спокойно отпустил их вниз по следам.
Ошибка номер четыре: не переоценивайте снегоступы. Да, в них можно идти по крепкому насту с улыбкой там, где в обычной обуви ты бы ушёл по грудь, но если снег свежий, рыхлый, ты всё равно будешь проваливаться. Пусть и не так глубоко, но вытаскивать из снега ноги в снегоступах намного тяжелее, чем без них. Собственно, дойдя до пресловутой лавочки уже в сумерках, я поймал невероятно красивую зарю, но обратный путь показался мне сущим адом, так что я по первости не решался вернуться по своим следам, думая всё-таки дойти до самой Фалазы и спуститься по классической тропе. Но благоразумие в итоге победило. Наконец-то. Слишком поздно.
Что я там говорил? Следы? Ах да, ошибка номер пять: ветер может просто замести ваши следы позёмкой на хребте так, будто вы здесь и не проходили полчаса назад. Это стало для меня настоящим сюрпризом, когда мои друзья позвонили мне с "радостной" новостью: мы потеряли наши следы и заблудились (хорошо хоть связь на горе ловила везде). Я сначала не понял, как такое возможно, а потом в какой-то момент перестал видеть и свои следы, причём именно в том трудном месте на склоне, где я продирался среди деревьев и тропа почти не читалась даже при свете солнца. А уже стемнело, и оба моих налобных фонарика сказали мне: "Давай, до свидания!" — на таком морозе (было уже -18, и сильный северный ветер прибавлял сверху с десяток минусов). Итак, ошибка номер шесть: позаботьтесь о хорошем фонаре для похода, чтобы он выдерживал экстремальные морозы, чтобы не остаться, как я, с фонариком от телефона. К чести "Самсунга", он прекрасно выдержал этот поход, и никакой ветер и погружения в снег не привели его аккумулятор в обморок, как было бы с любым "айфоном".
Думаете, на этом мои косяки закончились? Как бы не так! Ошибка номер семь: не снимайте мокрую балаклаву на горе — потом не наденете. А запасной не было. Итог — подмороженная кожа на щеке и на носу. А ещё отмороженные кончики пальцев, потому что мы с ребятами постоянно были на связи, и я снимал правую перчатку, чтобы ответить на телефон. Хотя даже на левой руке почему-то пострадал кончик большого пальца, несмотря на двуслойные лыжные перчатки. Вывод: берите варежки, они теплее.
Ну, всё, вроде с ошибками покончили, дальше "хэппиэнд": ребята спустились напрямки по целине к горнолыжке "Грибановке", идя просто на огни. Я последовал их примеру, хотя несколько отклонился от их направления, предпочтя спуск к ручью по охотничей тропе, которую я случайно нашёл, так же прорываясь по склону вниз, как и они вначале. Затем я уже вышел на горнолыжку, зная, куда и как течёт эта речка, и под конец еле переставлял ноги, идя чисто на адреналине. В сон клонило со страшной силой. Но спать было нельзя. Да и некогда: мы молча сели в машину и помчались домой уже за полночь. Весь следующий день друзья отсыпались, а я ходил по дому, как зомби, ещё пару дней, полностью восстановившись только к концу недели.
Зимние горы не прощают ошибок, темнота и холод не наша стихия, а потому ни в коем случае не оставайтесь одни в зимнем лесу затемно! Если летом мы могли легко прошагать всю тропу при свете фонариков, то зимой потерять свои следы и самообладание на холодном ветру в темноте очень просто. Цените жизнь свою и своих спутников, не подставляйте никого ради призрачных целей. Горы стояли и стоят, и будут стоять намного дольше, чем мы можем себе представить — ничего страшного, если вы не дошли до конца в этот раз. А ещё трезво оценивайте свои силы, ведь в какой-то момент тело может ответить вам на ваше: "Я ковбой — я перепрыгну!" — резонным: "Ты ковбой — ты и прыгай!".