Найти в Дзене
Илья Шевченко

Давайте убьём время

На самом глубинном уровне бытия мы все - просто энергия, жаждущая обрести форму. Мы привыкли думать в терминах линейного времени, идущего от прошлого к будущему. Мы строим планы, рисуем цели. Восприятие времени как линейной последовательности закладывается с пелёнок. Нам говорят с малых лет, что мы должны кем-то стать. Чего-то в этой жизни добиться. Нас приучают постепенно к мысли, что желаемое находится впереди. Но тогда почему столько людей с тоской вспоминают детство? Они тоскуют по невинности, по отсутствию проблеем? А если заглянуть глубже? Дело не в невинности, а в том, что раньше у нас была энергия и любовь к жизни. Потом на их место пришла рутина и куча обязанностей, без половины которых вполне можно было бы обойтись, но мы, взрослые, влюблены в наши бесконечные хлопоты. Они отвлекают от важного. Энергия и жизнь - вот что вызывает тоску. Вот то, что мы потеряли, оставили в прошлом. Точно ли мы должны кем-то становиться, как нам твердят? А если всё обстоит как раз наоборот? Есл

На самом глубинном уровне бытия мы все - просто энергия, жаждущая обрести форму. Мы привыкли думать в терминах линейного времени, идущего от прошлого к будущему. Мы строим планы, рисуем цели. Восприятие времени как линейной последовательности закладывается с пелёнок.

Нам говорят с малых лет, что мы должны кем-то стать. Чего-то в этой жизни добиться. Нас приучают постепенно к мысли, что желаемое находится впереди. Но тогда почему столько людей с тоской вспоминают детство? Они тоскуют по невинности, по отсутствию проблеем? А если заглянуть глубже?

Дело не в невинности, а в том, что раньше у нас была энергия и любовь к жизни. Потом на их место пришла рутина и куча обязанностей, без половины которых вполне можно было бы обойтись, но мы, взрослые, влюблены в наши бесконечные хлопоты. Они отвлекают от важного. Энергия и жизнь - вот что вызывает тоску. Вот то, что мы потеряли, оставили в прошлом.

Точно ли мы должны кем-то становиться, как нам твердят? А если всё обстоит как раз наоборот? Если время – процесс забывания, энтропии, распада? Тогда необходимо вернуться туда, где всё началось. Нет, не для того, чтобы снова стать ребёнком. Чтобы вспомнить, кем мы были до того, как нам сказали, что мы должны кем-то стать.

В этот момент мы сделались ущербными. Ведь раз я должен кем-то стать, сдаётся, сейчас я никто? Раз я должен чего-то добиться, сдаётся, сейчас я убогий и жалкий? Будущее обесценивает настоящее. Так происходит каждый раз, когда вы ставите перед собой цель. Вы создаёте пропасть между «потом» и «сейчас». А потом пытаетесь пройти по мосту, но почему-то противоположный берег всё время отступает в туман, а мост дрожит под ногами, грозя обрушиться в бурлящую бездну.

Линейное время – время вечной тоски. Время никогда не наступающего «завтра». Я искал такую философию, которая позволила бы мне отказаться от концепции линейного времени. Я повесил часы напротив зеркала и смотрел, как стрелки в отражении идут назад.

На самом глубинном уровне бытия мы все - просто энергия, жаждущая обрести форму. Глаза детей горят огнём. У них ещё нет ни опыта, ни знаний, но есть огонь, и этот огонь – самое ценное. Без него – зачем нужны опыт и знания? Выкиньте их на свалку!

Энергия не имеет представления о самой себе. Представление – это рамки, оковы. Образ, которому ты вынужден соответствовать. Когда говорят «Будь собой», то на самом деле имеют в виду: «Не будь никем, просто расслабься и веди себя естественно. Выкинь из головы любые представления о том, каким ты должен быть».

Энергия жизни безгранична, и потому не осознаёт сама себя. Чтобы осознать себя, ей нужно принять какой-то облик. Вот почему дети любят играть. Они пробуют разные маски, разные костюмы и любуются на себя в них, словно в примерочной перед зеркалом. Повертелся, покрутился, попробовал другой костюм… Этот велик, этот маловат, этот сидит криво, а этот как раз – останусь-ка я в нём навсегда!

Вот так человек забывает, что изначально он есть чистая безграничная энергия и начинает считать себя костюмом, который однажды надел. Теперь костюм можно снять только вместе с кожей…

Линейное время – время вечной тоски. Время никогда не наступающего «завтра». Какого же решение проблемы? Как убить время? Буддисты призывают отказаться от желаний, выйти из круга Сансары, обрести вечный покой. Но я не согласен. Есть жажда и тоска древнее, чем все остальные желания, возникающие на протяжении жизни. Самая первая жажда из всех. Жажда принять обличие. Надеть маску. Выступить на сцене жизни. «Я – вождь краснокожих» - говорит восьмилетний ребёнок, играя с другими детьми. Говорит пафосно, с чувством своего достоинства. «Я – юрист» - говорит взрослый. «Я – бухгалтер». «Я – учёный. «Я – профессиональный фотограф». «Я – отец/мать». Бесконечные маски, которые мы надеваем. Чем мы отличаемся детей? Только одним – мы играем давно и всерьёз. Мы – пленники своих ролей, а дети свободны. Пока ещё свободны. Пока ещё они выбирают свои роли, а не роли – их.

Бесконечное стремится стать конечным. Безграничное стремится к определению. Вечное жаждет познать земные страдания и смерть. Бог мается от скуки. Бог хочет стать человеком. Ребёнок – это скучающий бог.

Уже не совсем бог, скажете вы, ведь он родился. У него есть тело, есть имя, данное матерью. Верно. И всё-таки он ещё не забыл, как был вечностью. Дыхание вечности пока ещё свежо и чувствуется во всём. Позже оно сотрётся неумолимым движением стрелок на часах.

А потому не правы буддисты, индуисты и иже с ними. Они хотят вернуться назад, в пустоту до рождения. Чтобы ничего не желать. Но они забывают, что даже у пустоты есть желания.

На самом глубинном уровне бытия мы все - просто энергия, жаждущая обрести форму. Мы – маска на пустоте. Если маска вспомнит, что она – пустота, то и пустота узнает в маске себя. И тогда произойдёт метафизическое бракосочетание.