Найти в Дзене
Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ

«И самая счастливая, и самая несчастная». О судьбе матери Юрия Гагарина

«Как вам удалось воспитать такого сына?» Этот вопрос Анне Тимофеевне задавали сотни раз. Журналисты и делегации, школьники с цветами. Все хотели знать секрет, а она только пожимала плечами и разводила руками. - Какой тут секрет? Обычная крестьянская семья, обычные дети. Разве что землянка, в которой мы прожили полтора года, была чуть теснее, чем у соседей. Четыре метра на четыре, в полный рост не встанешь. Читатель, наверное, ждёт рассказа о Юрии Гагарине. Но прежде позвольте рассказать о его матери. Потому что без неё не было бы никакого полёта. Анна Тимофеевна Матвеева родилась 20 декабря 1903 года в деревне Шахматово Гжатского уезда. В семье Матвеевых родилось четырнадцать детей, выжило пятеро. Обычное дело для тех лет. Когда Нюре исполнилось девять, отец нашёл работу в Петербурге на Путиловском заводе. Сняли небольшую квартиру, но жили в одной комнате, а две другие пускали жильцам. Мать работала прачкой. Тимофей Матвеевич, хоть сам был неграмотен, к учению относился с уважением.

«Как вам удалось воспитать такого сына?»

Этот вопрос Анне Тимофеевне задавали сотни раз. Журналисты и делегации, школьники с цветами. Все хотели знать секрет, а она только пожимала плечами и разводила руками.

- Какой тут секрет? Обычная крестьянская семья, обычные дети. Разве что землянка, в которой мы прожили полтора года, была чуть теснее, чем у соседей. Четыре метра на четыре, в полный рост не встанешь.

Читатель, наверное, ждёт рассказа о Юрии Гагарине. Но прежде позвольте рассказать о его матери. Потому что без неё не было бы никакого полёта.

Анна Тимофеевна Матвеева родилась 20 декабря 1903 года в деревне Шахматово Гжатского уезда. В семье Матвеевых родилось четырнадцать детей, выжило пятеро.

Обычное дело для тех лет.

Когда Нюре исполнилось девять, отец нашёл работу в Петербурге на Путиловском заводе. Сняли небольшую квартиру, но жили в одной комнате, а две другие пускали жильцам. Мать работала прачкой. Тимофей Матвеевич, хоть сам был неграмотен, к учению относился с уважением. Отправил смышлёную дочь в Путиловское училище при заводе. Там учили грамоте и счёту, шитью да рукоделию.

А ещё Нюра полюбила читать. Эту любовь она потом передаст своим детям.

В 1918 году отец получил на заводе увечье и вскоре покинул этот мир. Семья вернулась в деревню. В 1922-м брат Сергей, который ездил в Смоленск и Москву в переполненных теплушках, подхватил сыпной тиф. Его положили в больницу, и живым Анна его больше не видела. Через девять дней, не выдержав потери сына, угасла мать.

В девятнадцать лет Анна осталась старшей с двумя младшими на руках.

В октябре 1923 года, на Покров, она вышла замуж за Алексея Гагарина, плотника из соседнего села Клушино. Первое время жили в домике его матери, потом Алексей сам построил дом для семьи.

Анна Тимофеевена Гагрина
Анна Тимофеевена Гагрина

Когда издательство «Молодая гвардия» предложило Анне Тимофеевне написать книгу о сыне, она вспоминала те первые годы. И слова мужа, сказанные ей перед свадьбой:

«Руки у нас с тобой, Нюра, работящие, голова на плечах есть, да и любим друг друга. Остальное наживное. Не унывай!»

Начинали, как сейчас говорят, с нуля. К 1933 году обзавелись крепким хозяйством, завели лошадь и корову, птицу и мелкую скотину. И всё это разом пришлось отдать в колхоз «Ударник». Колебались, конечно, но пришли не с пустыми руками.

Анна Тимофеевна работала в поле и на ферме, дослужилась до заведующей свинофермой, родила четверых. Первенец Валентин появился в 1925-м, через два года Зоя. Юрий родился в 1934-м, младший Борис в 1936-м.

Девятого марта 1934 года, когда родился Юра, никто даже не думал о том, кем он станет. Будущий космонавт рос обычным крестьянским мальчишкой.

Первого сентября 1941 года он пошёл в первый класс.

Через сорок дней в Клушино вошли немцы.

Двенадцатого октября 1941 года оккупанты заняли дом Гагариных и устроили там мастерскую по зарядке аккумуляторов.

Семью выгнали на улицу.

Алексей Иванович выкопал во дворе землянку. Четыре метра на четыре, земляной пол и печка-буржуйка. Вместо лампы жгли лучину. Там и прожили полтора года.

В доме поселился немец по имени Альберт. Односельчане прозвали его "Чёртом" за лютую ненависть ко всем русским. Он разбрасывал конфеты на крыльце, а когда дети тянулись за ними, наступал сапогом на пальцы.

Однажды Альберт решил выместить злобу на пятилетнем Борисе. Немец схватил мальчишку за шарф, перекинул его через сук яблони и начал пугать ребёнка.

Юра увидел это первым и с криком бросился в землянку звать на помощь. Анна Тимофеевна успела выбежать и отбить сына у садиста, пока не случилась беда. Когда Альберт вернулся, Гагариных и след простыл, они спрятались, спасая детей.

-3

Юра мстил как мог. Забивал траву в выхлопную трубу немецкого мотоцикла, разбрасывал гвозди по дороге. Родители на всякий случай отправили его пожить к соседям, чтобы не попадался "Чёрту" на глаза.

А в январе 1943 года случилось то, чего Анна Тимофеевна боялась больше всего. Немцы угоняли молодёжь в Германию. Семнадцатилетнего Валентина и пятнадцатилетнюю Зою погнали в колонне по дороге на запад.

Мать бежала за колонной, её отгоняли прикладами, натравливали собак, а она всё равно бежала, пока хватало сил.

Дети вернулись только после войны.

Весной 1943 года Красная Армия освободила Клушино, и Юра вернулся за парту. Учебников и тетрадей в деревне не было, даже чернила приходилось делать самим, но это не мешало ему учиться.

В 1945 году семья перебралась в Гжатск. Дом перевезли по брёвнышку, Алексей Иванович сам его собрал на новом месте. Валентин и Зоя вернулись из Германии живыми.

Юра окончил шесть классов в Гжатске и уехал в Люберцы, в ремесленное училище. Потом была лётная школа в Саратове. Анна Тимофеевна знала, что сын готовится к чему-то важному, но к чему именно, ей не говорили.

Двенадцатого апреля 1961 года, около десяти утра, Анна Тимофеевна услышала по радио голос Левитана. «Говорит Москва!» При этих словах многие в тот день подумали о войне. Но Левитан говорил о другом, о космосе, и называл фамилию её сына.

Она бросилась на вокзал и села в электричку на станцию Чкаловская, к невестке Валентине. Думала, что случилась катастрофа, и только в поезде узнала, что Юра благополучно приземлился.

-4

В своей книге Анна Тимофеевна писала, что никакого особенного секрета воспитания у неё не было. И Юра не с пелёнок грезил звёздами, он хотел стать литейщиком, потом военным лётчиком. А рапорт в отряд космонавтов подал уже позже, когда понял, что это его путь.

Мировая слава изменила их жизнь в одночасье. Родной Гжатск переименовали в Гагарин, а дом родителей стал местом паломничества: делегации, мешки писем, постоянные гости.

В последний раз всей семьёй удалось собраться в декабре 1967-го. Юрий приехал с женой и дочками, а спустя три месяца его не стало.

Трагедия случилась 27 марта 1968 года, в день рождения отца. Самолёт разбился под Киржачом, но Анне Тимофеевне страшную весть принесли только на следующий день.

Внучка Тамара вспоминала, что бабушка в те дни словно окаменела. Слёз никто не видел, она вся сжалась в тугой узел. Лишь с горечью удивлялась:

«Господи, иду, солнце светит, люди кругом, а его больше нет...».

Чёрный платок она не снимала очень долго.

-5

Судьба продолжала испытывать эту сильную женщину. В 1973 году, совсем немного не дожив до золотой свадьбы, ушёл из жизни Алексей Иванович. А ещё через четыре года болезнь забрала младшего сына, Бориса, ему был всего сорок один.

Анна Тимофеевна пережила мужа на одиннадцать лет. Она нашла в себе силы жить дальше: написала две книги памяти, помогала создавать мемориальный музей. На её восьмидесятилетний юбилей приезжал космонавт Виталий Севастьянов, чтобы поклониться матери первого космонавта.

Её сердце остановилось 12 июня 1984 года.

Уже в наши дни, в 2008 году, был учреждён почётный знак «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной.

Награда для тех, кто воспитал четверых и более детей, как и она сама.