Найти в Дзене
Книжная женщина

Эразм Роттердамский «Похвала глупости»

"Похвалу Глупости" вполне можно назвать "международным супербестселлером эпохи Возрождения", ведь сразу после первой публикации в Париже в 1511 году она выдержала только во Франции 7 переизданий, а всего переиздавалась в разных странах при жизни автора более 40 раз. Сам Эразм, считавший свою блестящую по форме и содержанию сатиру не более чем забавным литературным пустяком, был немало поражен столь громким успехом. В построенном в форме монолога произведении главной героиней выступает Мория (Глупость), открывая читателю свои тайны, перечисляя заслуги, восхваляя саму себя и, главное, насмехаясь над многим "мудрецами". В рассуждениях о своем предназначении она затрагивает вопросы искусства, культуры, устройства общества и многие другие. Люблю читать книги, которые были написаны несколько столетий назад. Что дает чтение книг эпох ушедших? Знания о том, что мир не меняется. Люди не меняются. Все те же у всех характеры и потребности. У нас изменились только технологии и оперативность узнава

"Похвалу Глупости" вполне можно назвать "международным супербестселлером эпохи Возрождения", ведь сразу после первой публикации в Париже в 1511 году она выдержала только во Франции 7 переизданий, а всего переиздавалась в разных странах при жизни автора более 40 раз. Сам Эразм, считавший свою блестящую по форме и содержанию сатиру не более чем забавным литературным пустяком, был немало поражен столь громким успехом.

В построенном в форме монолога произведении главной героиней выступает Мория (Глупость), открывая читателю свои тайны, перечисляя заслуги, восхваляя саму себя и, главное, насмехаясь над многим "мудрецами". В рассуждениях о своем предназначении она затрагивает вопросы искусства, культуры, устройства общества и многие другие.

Люблю читать книги, которые были написаны несколько столетий назад. Что дает чтение книг эпох ушедших? Знания о том, что мир не меняется. Люди не меняются. Все те же у всех характеры и потребности.

У нас изменились только технологии и оперативность узнавания новой информаций. А все остальное – злость и доброта, мудрость и глупость, жадность и щедрость, вера и атеизм, похоть и целомудрие остались на своих местах.

Поэтому, когда я читаю комменты в духе «Боже, какие люди злые стали» или «Боже, что же вокруг все такие тупые», или «Господи, сколько будет конец света и Апокалипсис», меня это забавляет. Всем таким комментаторам хочется дать в руки книгу Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Даром, что книга написана в 1511 году и в ней не упоминаются компьютеры и интернет. Все остальное осталось на своих местах. Тут тебе и священники жадные, и мужчины в возрасте, которые находят себе молоденьких девочек, чтобы на их фоне выглядеть мудрым и более молодым, а главное, чувствовать себя половым гигантом. Здесь и ненависть к тем, кто не разделяет твоих политических взглядом, здесь и похоть, и все-все, о чем мы так привыкли видеть на первых полосах сайтов, и возмущаться.

Только возмущение это напрасно. Абсолютно. Люди не стали хуже или лучше. Они такие же. Кто-то будет молиться всю жизнь о человеке, который причинил много боли, а кто-то готов убить за то, что прохожий, например, одет не как-то не так.

Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают

Так что, ничего нового нет под солнцем. А если вы думаете, что есть, то просто откройте небольшую книгу Роттердамского, и осознайте, что нет ни справедливости в этом мире, ни баланса, ни изменений в лучшую или худшую сторону. В этом мире все относительно. И только человеческая сущность, как ни странно, стабильна во все века.

Немного о книге. Написана она от имени самой Глупости, где она выступает вполне себе живой личностью. Дерзко заявляет она, что везде и во всем (любовь, ненависть, талант, священство, вера в Бога, атеизм, жадность, тщеславие и пр.) есть глупость.

Местами мне хотелось с ней спорить, потому что Глупость обесценила важные для меня вещи. Поэтому я останавливалась, обдумывала прочитанное и соглашалась с ней. Не во всем, но во многом.