Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Поставьте телефон на вершине Эльбруса»

За что стоит уважать Бетала Калмыкова, первого секретаря Кабардино-Балкарии до 1937 года, так это за то, что организуя «по просьбам трудящихся» показательное шоу вроде альпиниады 500 передовиков-колхозников, он сам не оставался раздавать ценные указания из своего уютного кабинета, а отправлялся на подвиги вместе со всеми. Во всяком случае, в 1935 году на Эльбрус с колхозниками он тоже взобрался! Все началось с того, что в 1933 году на Кавказе организовали альпиниаду РККА, в рамках которой красные командиры совершили массовое восхождение на Эльбрус. Из 67 вышедших на маршрут, вершину покорили 56 человек, после чего массовые альпиниады стали проводить буквально везде, устраивая порой показательные шоу вроде альпиниад передовиков или колхозников, когда на Эльбрус, Казбек или Белокуриху (хорошо хоть не на Пик Коммунизма) отправляли людей, которым по состоянию здоровья такие подвиги совершать совсем не стоило. На эту тему в центральных газетах даже вышла разгромная статья о том, что нельзя

За что стоит уважать Бетала Калмыкова, первого секретаря Кабардино-Балкарии до 1937 года, так это за то, что организуя «по просьбам трудящихся» показательное шоу вроде альпиниады 500 передовиков-колхозников, он сам не оставался раздавать ценные указания из своего уютного кабинета, а отправлялся на подвиги вместе со всеми. Во всяком случае, в 1935 году на Эльбрус с колхозниками он тоже взобрался!

Все началось с того, что в 1933 году на Кавказе организовали альпиниаду РККА, в рамках которой красные командиры совершили массовое восхождение на Эльбрус. Из 67 вышедших на маршрут, вершину покорили 56 человек, после чего массовые альпиниады стали проводить буквально везде, устраивая порой показательные шоу вроде альпиниад передовиков или колхозников, когда на Эльбрус, Казбек или Белокуриху (хорошо хоть не на Пик Коммунизма) отправляли людей, которым по состоянию здоровья такие подвиги совершать совсем не стоило. На эту тему в центральных газетах даже вышла разгромная статья о том, что нельзя так бездумно проводить альпиниады. Но при этом в той разгромной статье отметили, что вот альпиниаду колхозников организовали нормально.

Все началось с того, что начальство Кабардино-Балкарии в 1935 году вызвало очередную альпиниаду РККА «на соревнование». Тогда было модно организовывать соревнования по любому поводу и без повода, причем порой соревновались даже те, у кого результаты труда вообще сравнить невозможно: например, литейный цех и столовая. А тут советские начальники заявили, что «вызывают» альпинистов РККА и обещают, что не менее 500 колхозников отправятся в восхождение на Эльбрус. Данное слово начальство Кабардино-Балкарии исполнило – в реальности в восхождении принимало участие 638 человек.

Так вот перед тем как началось это массовое восхождение, начальство попыталось проявить заботу о безопасности участников альпиниады. Надо понимать, что в гору они лезли с тем снаряжением, которое имелось на тот момент, то есть, практически не имелось. И медикаменты с врачебной помощью обеспечивали на том уровне, какая имелась на тот момент. Далеко не все вернулись с этого восхождения в добром здравии. И связь пытались наладить тоже…

Проводники альпиниады «500» Юсуф Тилов (слева) и Саид Хаджиев (справа) с начальником штаба восходителей Францевичем, фото из газеты "Кабардино-Балкарская Правда"
Проводники альпиниады «500» Юсуф Тилов (слева) и Саид Хаджиев (справа) с начальником штаба восходителей Францевичем, фото из газеты "Кабардино-Балкарская Правда"

Со связью получилось следующее. Вызов «на соревнование» альпинистов РККА был не спонтанным, «альпиниада 500 колхозников» готовилась заблаговременно. В рамках этой подготовки облисполком Кабардино-Балкарии распорядился, чтобы местная облконтора связи провела телефонную линию Нальчик-вершина Эльбруса. Телефонные аппараты решили поставить в основных точках маршрута: на Кругозоре, Приюте Одиннадцати, Приюте Пастухова и вершине Эльбруса. В Тегенекли строили телефонную станцию на 30 абонентов.

Сначала поставили телефон на Кругозоре. Доложили Калмыкову, что Кругозор удалось телефонизировать, на что главный начальник Кабардино-Балкарии заметил, что это дело нехитрое: «вот если бы вы на вершине установили телефон, все бы знали, что вы герои».

-3

И так как нет таких задач, которые бы не поставили себе и своим подчиненным настоящие большевики, то телефонисты взвалили на себя бухты с проводами, сложили в рюкзаки изоляторы и инструмент. И полезли на Эльбрус. Проблема заключалась только в одном: среди телефонистов не нашлось ни одного альпиниста, плюс погода выдалась не самая лучшая. Добраться до вершины Эльбруса, одновременно прокладывая телефонную линию телефонисты не смогли, их сил хватило до 5300 метров, откуда пришлось спуститься в Приют Одиннадцати. Выручил облконтору связи 60-летний проводник Юсуп Тилов. Он стал проводником на Эльбрус одним из первых местных жителей, еще в Российской империи, когда начал развиваться альпинизм и имел большой опыт восхождений, но совершенно не умел обращаться с телефонным кабелем и даже ни разу не разговаривал по телефону. Но делать нечего, проводник предложил:

- Давайте, уважаемые, учите меня своему телефонному делу, я пойду прокладывать вашу телефонную линию.

-4

На высоте более пяти тысяч метров телефонисты из Нальчика устроили телефонный ликбез своему проводнику, после чего Юсуп Тилов взвалил на себя снаряжение и ушел к вершине Эльбруса, разматывая по пути кабель. Через несколько часов Юсуп позвонил с вершины в Приют Одиннадцати. Связь наладили прямо перед самым началом альпиниады.

-5

Проведенный телефон очень пригодился для того, чтобы товарищ Калмыков, взойдя на Эльбрус, обменялся поздравительными телеграммами со своим непосредственным начальником товарищем Евдокимовым. На тот момент чекист Ефим Евдокимов занимал пост первого секретаря Северо-Кавказского крайкома:

"...Отважным покорителям Эльбруса — колхозникам и тебе, дорогой Бетал, первому в ряду двухсот ставшему твердой ногой на высочайшей вершине, мой горячий привет и восхищение. Нет сомнения что славный колхозный поход будет завершен полной победой. Желаю всем доблестным участникам похода несокрушимого здоровья и радости.
Ваш Евдокимов..."

процитировали телеграмму в опубликованном в 1936 году сборнике «Вперед и выше» об этой альпиниаде.