Знакомьтесь, это тетя Ася. Не та тетя, которая печет пироги и дарит носки на Новый год. Нет. Наша тетя Ася — тетя-« дайте мне спасательный круг». Появляется на радаре исключительно в моменты, когда ей что-то очень и очень нужно.
Ее звонки имеют безошибочный звуковой шаблон:
Звонок. Молчание 3 секунды. Голос, исполненный трагизма: «Привет... Это тетя Ася. У меня тут беда...»
Беда, конечно же, глобальная. То сына заперли в каком-то подвале в соседнем от нас городе и надо его срочно спасать. А когда спасли, то даже и спасибо не сказали, потому что, оказывается, ничего страшного в этом не было. Просто им показалось, что его там заперли... То нужно срочно перевести 50 страниц с китайского (тетя Ася внезапно решила выйти на рынок Поднебесной, но передумала, как только мы нашли переводчика). То тёте Асе срочно понадобились буклеты с какой-то ювелирной выставки (до которой нам пришлось добираться 120 км, но это ж ничего, это ж недалеко, в нашей же стране)... И нас даже не спросили, удобно ли нам в рабочее время отпрашиваться на целый день с работы, ведь родственникам же надо помогать! Тётушка вообще считает, что нет ничего страшного, если иногда не сходить на работу. Видимо, в их стране с этим всё намного проще.
И ни разу за последние десять лет она не позвонила просто так, не спросила «Как вы?», не вспомнила ни о чьем дне рождения. Зато ее коронная фраза, брошенная в семейном чате после очередного не оказанного "миру" одолжения, звучала как гонг: «Ну что ж, видно, у меня такие родственники. Все друг другу помогают, а я как сирота».
Когда мои дети поехали в страну, где она проживает и попросились к ней заехать, не жить, нет, у них было снято и оплачено жилье на всю неделю. Они просто попросились заехать и подарить им подарки от нас! По приезду им просто не ответили на звонки, и все подарки они привезли назад. Но это нормально в ее понимании. Они были очень заняты и не смогли найти 5 минут за ту неделю, что дети отдыхали в ее стране, чтобы просто открыть дверь или встретиться где-то около ИХ места проживания. Дети даже в их город были готовы специально для этого приехать на пару часов.
Мы уже свыклись. Смирились. Отшучивались. Потом было несколько лет молчания, почему-то они обиделись на нас... Пока не случился звонок № 108...
Тетя Ася (таким шепотом, будто ведет операцию по освобождению заложников): Алло? Вы не поверите. У нас тут полная катастрофа. Мы решили всей семьей срочно переехать в Россию. Моим детям и внукам дали разрешение, а мне — нет! Бюрократы!
Я (наивный): Ого. А в чем проблема-то?
Тетя Ася: Да понимаешь, мне нужно приглашение! Срочное! Вот вы и сделайте. Это ж пустяк.
Я: Приглашение? Ну, в теории можно...
Тетя Ася (перебивая, голос становится бодрым и деловым): Вот и отлично! Вы его сделайте, и все. Я, конечно, жить у вас не буду, мне будет не удобно в вашем маленьком городишке. Я сразу поеду в Краснодар [город за 1000 км]. У меня там будут жить дети. Но приглашение-то пусть будет от вас!
В моей голове замигал красный свет. Я, как законопослушный графоман, полезла читать. И открыла для себя удивительный мир Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Я (уже осторожно): Тетя, а где ты будешь регистрироваться по приезде?
Тетя Ася (махая рукой на весь миграционный кодекс): Да какая разница! Где хочу, там и зарегистрируюсь. Главное — бумажка!
А вот и не «какая разница». Согласно тому самому закону (глава 2, ст.16, если быть точным), приглашающая сторона — то есть мы — берет на себя серьезную ответственность. Мы должны предоставить иностранцу (тете Асе) место для фактического проживания. И именно по этому адресу она должна встать на миграционный учет в течение 7 дней. Если она поедет в другой город, это будет уже нарушение режима пребывания. А спрашивать за это будут с нас, приглашающих. Штрафы, невозможность выписывать приглашения в будущем — мало не покажется.
Плюс ко всему я, как приглашающая сторона, обязуюсь дать гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения тёти, как иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Но я живу на зарплату мужа, поэтому никаких гарантий тёте дать не могу!!!
Я (пытаясь вложить в голос всю мягкость юриста из чат-бота): Понимаешь, тетя, так не работает. Закон — он как рецепт борща. Если написал, что надо положить свеклу, а ты кладешь арбуз — это уже не борщ. Если мы делаем приглашение, ты должна жить у нас. Хотя бы формально.
Тетя Ася (голос снова становится трагическим): Опять вы со своими отговорками! Что ж это такое! Родственники, а помочь не можете! Бумажку какую-то... Нет у меня больше родственников!
В тот момент я поняла главное. Конфликт был не в бумажке. Он был о фундаментально разном понимании слова «отношения». Для нас отношения — это улица с двусторонним движением. Иногда помогаешь ты, иногда — тебе. Вы поздравляете друг друга с праздниками, вы сочувствуете друг другу в горе, вы просто есть друг у друга всегда. Для тети Аси — это односторонняя магистраль, где она вечно мчится на всех парах, а все остальные — придорожные столбы, которые обязаны указывать правильный путь.
Мы не сделали того приглашения. Объяснили еще раз, почему, сослались на закон (отправили даже скриншоты статей). Ответа не последовало. В семейном чате повисла тишина. Видимо, мы снова попали в категорию «плохих родственников». Ну это, возможно, до следующего раза, когда Тёте Асе понадобится наша помощь... 😉
Но теперь у меня есть железный аргумент. Не просто «не хочу» или «неудобно», а сухой, казенный, но очень убедительный язык закона. И в этом есть свой кайф. Иногда лучший способ сохранить мир в семье — это вежливо, но твердо очертить границы, указав на пунктирную линию, проведенную Госдумой. А еще — сохранить историю в блоге. Вдруг тетя Ася тоже читает Дзен?
А у вас есть такие родственники, которые периодически просят помощи, но когда один раз не сможешь помочь, сразу оказываешься в черном списке? Как вы относитесь к их обидам и причитаниям?
Мне раньше было стыдно, я очень сильно переживала, если не получалось кому-то помочь, волновалась, что кто-то на меня обижен, а сейчас я уже смирилась. Ну, такие мы плохие родственники, придётся как-то с этим жить... 🤣🤣🤣