Найти в Дзене
Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ

Трагедия рода Карповских: почему Полина Жемчужина вернулась из ссылки, а её брат и сестра погибли в тюрьме

В январе 1949 года по Москве прокатилась волна арестов. Брали не случайных людей - забирали близких родственников жены второго человека в государстве. Арона Семеновича Карповского подняли с постели ночью, как и было заведено, его сестру Розу Лешнявскую тоже. Из тюрьмы они уже не вышли. В конце девятнадцатого века в местечке Пологи Екатеринославской губернии, среди пыльных улочек, жила большая еврейская семья Карповских. Отец, Соломон, был портным, мать вела хозяйство. Детей народилось семеро. Соломон угас рано, когда младшей, Перл, не было и года. Вдова осталась одна с детьми на руках. Выживали чудом, но выжили. Повзрослев, дети разлетелись кто куда. Часть семьи в 1918 году отправилась в Палестину, находившуюся тогда под британским флагом. Брат Давид стал там видным религиозным деятелем, другой брат, Самуил, добрался до Америки, где превратился в Сэма Карпа, бизнесмена из Коннектикута. А младшая, Перл, осталась. С десяти лет работала на табачной фабрике в Екатеринославе, затем произ
Оглавление

В январе 1949 года по Москве прокатилась волна арестов. Брали не случайных людей - забирали близких родственников жены второго человека в государстве.

Арона Семеновича Карповского подняли с постели ночью, как и было заведено, его сестру Розу Лешнявскую тоже.

Из тюрьмы они уже не вышли.

Семеро детей портного

В конце девятнадцатого века в местечке Пологи Екатеринославской губернии, среди пыльных улочек, жила большая еврейская семья Карповских. Отец, Соломон, был портным, мать вела хозяйство. Детей народилось семеро.

Соломон угас рано, когда младшей, Перл, не было и года. Вдова осталась одна с детьми на руках. Выживали чудом, но выжили.

Повзрослев, дети разлетелись кто куда. Часть семьи в 1918 году отправилась в Палестину, находившуюся тогда под британским флагом. Брат Давид стал там видным религиозным деятелем, другой брат, Самуил, добрался до Америки, где превратился в Сэма Карпа, бизнесмена из Коннектикута.

А младшая, Перл, осталась.

С десяти лет работала на табачной фабрике в Екатеринославе, затем произошла революция, она ушла в подполье. В Харькове ей выдали документы на имя Полины Семеновны Жемчужиной (Перл на идише означает «жемчужина»).

В 1921 году на партийном совещании в Москве ее заметил секретарь ЦК Вячеслав Молотов.

Молотов
Молотов

Из местечка в Кремль

Брак с Молотовым сделал вчерашнюю девчонку одной из первых леди страны. Полина Семеновна обладала сильным характером и вскоре стала близкой подругой Надежды Аллилуевой, жены Сталина.

...Вечером 8 ноября 1932 года в квартире Ворошилова праздновали годовщину революции. Сталин грубо обратился к жене. Надежда вспыхнула и покинула стол. Полина пошла за ней.

«Когда она успокоилась, мы разошлись спать», - вспоминала Жемчужина.

Наутро Надежду нашли без чувств.

После этой трагедии Сталин невзлюбил Полину Семеновну, считая, что она дурно влияла на его супругу, но до поры до времени терпел.

Тем временем служебный путь Полины Семеновны стремительно шел вверх. Начав с руководства парфюмерной фабрикой «Новая заря», она вскоре возглавила трест «ТЭЖЭ», а к 1939 году заняла пост наркома рыбной промышленности.

Это был уникальный случай: женщина стала народным комиссаром по хозяйственной части.

Молотов позже вспоминал:

«Сталин лично назначил Полину Семеновну на этот пост, я даже возражал!».

А как же сложилась судьба остальных Карповских?

Те, кто не эмигрировал в Палестину или США, остались в Москве. Жили тихо:

брат Арон Семенович вышел на пенсию, сестра Роза Семеновна занималась домом. Племянники добились успехов: Илья Штейнберг стал директором авиазавода, Семен Голованевский работал в Министерстве рыбной промышленности.

Родня первой леди старалась не привлекать к себе внимания.

Семья Молотовых
Семья Молотовых

«Я - еврейская дочь»

В 1948 году Москву посетила Голда Меир, первый посол новообразованного Государства Израиль.

На торжественном приеме 7 ноября в честь годовщины революции Полина Жемчужина, выступавшая в роли хозяйки вечера, подошла к ней. Они уединились для долгой беседы, которая велась на идише.

- Их бин а идише тохтер, - произнесла тогда Жемчужина. - Я — дочь еврейского народа.

Читатель, в иное время эти слова могли остаться незамеченными. Но на дворе стоял 1948 год. Набирала обороты кампания по борьбе с «безродными космополитами». Уже был распущен Еврейский антифашистский комитет, активным членом которого была Полина, а в Минске при загадочных обстоятельствах погиб Соломон Михоэлс.

И в этот момент супруга главы МИДа общается с послом Израиля на идише, подчеркивая свои корни. Об этом немедленно доложили Сталину.

Полина Жемчужина
Полина Жемчужина

«Не выдержав режима»

29 декабря 1948 года решением Политбюро Жемчужину исключили из партии, а спустя месяц, 29 января 1949-го, арестовали.

Молотов при голосовании воздержался. По слухам, Полина сама настояла на разводе, заявив:

«Если партии это нужно, мы разойдемся».

И они расстались, впрочем, как позже установил их внук Вячеслав Никонов, в архивах не сохранилось ни свидетельств о заключении брака, ни документов о разводе.

Вместе с «железной леди» под каток репрессий попала и вся ее московская родня. В докладной записке, составленной Берией уже после ухода вождя, значилось:

«МГБ СССР в 1949 году необоснованно арестовало родственников и знакомых т. Жемчужиной: сестру-домохозяйку Р.С. Лешнявскую, брата-пенсионера А.С. Карповского, а также племянников - директора авиазавода № 339 И.И. Штейнберга и сотрудника Минрыбпрома С.М. Голованевского».

От них требовали компрометирующих показаний на Полину, чтобы через нее добраться до Молотова. Саму Жемчужину в первый год заключения вызывали к следователю 175 раз. Допросы длились сотни часов, зачастую в ночное время. Для психологического давления ей устраивали очные ставки со сломленными родственниками.

«Ни брат, ни сестра с Лубянки уже не вернулись», - констатировал позже Вячеслав Никонов.

В документах судьба арестованных описана сухим канцелярским языком:

«Арестованные Лешнявская и Карповский, не выдержав примененного к ним режима, умерли в тюрьме».

Официальная бумага не раскрывает деталей «режима». Однако в материалах реабилитации сказано прямее: к подследственным применялись незаконные методы физического воздействия с целью получения нужных показаний.

Арон Семенович и Роза Семеновна (пенсионер и домохозяйка, брат и сестра жены второго лица в государстве) погибли в ходе следствия, так и не дожив до суда.

Молотов в это время продолжал посещать заседания Политбюро. Берия, встречая его, иногда шептал на ухо:

«Полина жива!».
-5

«Верните Полину»

Полину Семеновну сохранили. Особое совещание приговорило ее к пяти годам ссылки в Кустанайскую область, в казахстанские степи.

В январе 1953 года ее вернули в Москву: она должна была стать фигурантом нового масштабного «дела врачей». Начались новые допросы, теперь уже касающиеся мужа.

«Решение правительства для меня закон», - такая фраза зафиксирована в протоколе ее допроса.

Но 5 марта 1953 года умер Сталин.

Похороны состоялись 9 марта. По иронии судьбы, в этот день Молотову исполнилось 63 года. Когда верхушка партии спускалась с трибуны Мавзолея, Хрущев и Берия спросили, чего бы он хотел в качестве подарка.

- Верните Полину, - коротко ответил Молотов.

Через несколько дней Берия, встретив Жемчужину на Лубянке, воскликнул:

«Героиня!»

Четырнадцатого марта 1953 года Полина Семеновна вернулась домой.

-6

Кто уцелел

Читатель, наверное, заметил, что одна ветвь семьи Карповских в моём рассказе почти не упоминалась, это те, кто в 1918 году уехал.

Давид Карповский стал в Палестине религиозным деятелем.

Компания Сэма Карпа «Carp Export and Import Co.» играла важную роль в снабжении СССР, потому что через нее закупались американские военные материалы в обход существующих ограничений. Ради получения заказов для Советского Союза Сэм не гнушался подкупом американских чиновников. Когда эти факты вскрылись, в Конгрессе США разразился скандал. Сталин лично приказал Жемчужиной оборвать все контакты с братом.

Сэм Карп, однако, благополучно пережил эти потрясения. Он инвестировал средства в бейсбольный клуб «Нью-Йорк Янкиз» и встретил старость обеспеченным человеком.

А те, кто остался в СССР?

Полина Жемчужина умерла в 1970 году от рака. Молотов пережил ее на шестнадцать лет. Каждый день, пока она лежала в больнице, он ездил к ней на электричке и метро, так как личного автомобиля ему уже не полагалось.

Их дочь Светлана умерла в 1989 году. Говорят, ее подкосила статья в перестроечной прессе, где утверждалось, будто она отреклась от матери. Это было ложью, а через две недели после публикации у нее случился инфаркт.

Племянница Сарра Михайловна Голованевская уцелела. После смерти Полины Семеновны она ухаживала за постаревшим Молотовым на государственной даче в Жуковке.

А внук Молотова и Жемчужиной, Вячеслав Никонов, стал депутатом Государственной Думы. В марте 2025 года он выпустил книгу о бабушке, назвав ее «Жемчужина советского правительства».

После исключения из партии Молотов лишился всех привилегий. Но поликлиникой и пайком продолжал пользоваться.

Знаете, на каком основании? Как член семьи незаконно репрессированной.