Найти в Дзене

Почему публичность на бирже убивает долгосрочные стратегии

? Многие частные компании не собираются проводить IPO. Председатель совета директоров компании Kosh, охватывающей множество отраслей от переработки нефти до целлюлозно-бумажного производства, Чарльз Кох в интервью Financial Times признал, что достиг многого благодаря тому, что на него не давили акционеры, требующие от компании показывать звездные результаты каждый квартал. По его мнению, для бизнеса важно совсем другое: Что делали менеджеры? Была ли у них эффективная программа исследований и разработок? Есть ли у них нужные сотрудники? Есть ли у них хорошие стратегии на будущее? Важны именно эти показатели, а не то, заработают ли они на пенни больше или меньше. Он также критикует топ-менеджеров акционерных компаний, смирившихся с такой ситуацией. По его словам, они должны возражать против такого подхода к управлению и объяснять, что фиксация внимания на ежеквартальных показателях мешает развиваться и продуктивно работать. Коху важнее: есть ли у менеджеров стратегия на 10 лет вперёд,

Почему публичность на бирже убивает долгосрочные стратегии?

Многие частные компании не собираются проводить IPO.

Председатель совета директоров компании Kosh, охватывающей множество отраслей от переработки нефти до целлюлозно-бумажного производства, Чарльз Кох в интервью Financial Times признал, что достиг многого благодаря тому, что на него не давили акционеры, требующие от компании показывать звездные результаты каждый квартал.

По его мнению, для бизнеса важно совсем другое:

Что делали менеджеры? Была ли у них эффективная программа исследований и разработок? Есть ли у них нужные сотрудники? Есть ли у них хорошие стратегии на будущее? Важны именно эти показатели, а не то, заработают ли они на пенни больше или меньше.

Он также критикует топ-менеджеров акционерных компаний, смирившихся с такой ситуацией. По его словам, они должны возражать против такого подхода к управлению и объяснять, что фиксация внимания на ежеквартальных показателях мешает развиваться и продуктивно работать. Коху важнее: есть ли у менеджеров стратегия на 10 лет вперёд, а не на 3 месяца.

В интервью Bloomberg он подтвердил, что его компания никогда не пойдет на IPO. Являясь одной из крупнейших частных компаний в США , Кох не обязан раскрывать финансовые детали или пояснять свои стратегические решения ни с акционерам, ни общественности. Несмотря на масштабное присутствие по всему миру (более 120 тысяч сотрудников в 50 странах), он старается не привлекать к себе внимания. Кох часто сталкивается с критикой за не слишком экологичное поведение и политическое лоббирование. Однако эта критика не может повлиять на стоимость компании, поскольку акций у нее нет.

Не собираются выходить на IPO и многие другие частные структуры, в том числе такие известные как IKEA и Mars.

Основатель IKEA Ингвар Кампрад, так же как и Чарльз Кох, заявлял, что его компания никогда не станет публичной.

Причины те же – желание избежать давления со стороны акционеров и по-прежнему ориентироваться на долгосрочную перспективу. О нежелании выходить на IPO говорил Стивен Бэджер, занимавший до 2020 года пост председателя Совета директоров Mars:

Мы на 100% привержены намеренно оставаться частной компанией, подчеркивал он. Это действительно позволяет нам идти своим путем, строить свое будущее и по-настоящему инвестировать в долгосрочную перспективу.

По словам Беджера, статус частной компании обеспечивает гибкость, о которой многие публичные фирмы могут только мечтать. "То, что мы частная компания, дает нам конкурентное преимущество, поскольку мы знаем, кто наши акционеры, объяснял он. При необходимости мы могли бы разнести их всех в небольшом помещении. Таким образом, у руководства есть возможность напрямую взаимодействовать с акционерами. Я думаю, что это действительно дает нам возможность быстро принимать решения".

Ну а как же главное преимущество акционерных компаний по сравнению с частными – возможность привлекать капитал за счет продажи акции? В реальности роль этого источника финансирования не так уж велика.

Согласно данным, которые приводит Уильям Лазоник, профессор экономики университета Массачусетса, и Мустафа Эрдем Сакинч, профессор экономики Университета Сорбонны, Boeing за все время существования привлек через продажу акций всего лишь $911 млн по курсу 2018 года. И только с первого квартала 2013 года по первый квартал 2019 года Boeing выплатил акционерам дивидендов на $17,4 млрд, а $43 млрд потратил на выкуп своих акций.

Кризис, в котором оказался Boeing демонстрирует, что акционеры могут сыграть в судьбе компании опасную роль. Они годами забирали не только прибыль, но и депозиты, которые компания получала от заказчиков в счет оплаты будущих поставок самолетов. Ради выплат акционерам Boeing экономила на всем, включая разработку программного обеспечения, которое было передано индийским программистам. Именно некачественное программное обеспечение стало причиной двух аварий лайнеров Boeing, в которых погибли 346 человек.

1\2