Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Дезадаптивные стратегии поведения - #2 Диссоциация

Продолжая цикл о дезадаптивных стратегиях поведения, в этот раз поговорим о диссоциации. В каждой статье я разбираю каждую дезадаптивную стратегию отдельно: как она появилась, какую функцию выполняла, где проходит граница между функциональностью и расстройством, и почему в одних условиях они помогают, а в других начинают вредить, и что реально помогает с этим в терапии. Иногда человек может сказать: "Такое чувство, что все это происходит не со мной". У человека возникает ощущение, что он - это кто-то другой. Или что его вовсе не существует, а все, что происходит - происходит не с ним, а с каким-то выдуманным персонажем книги или фильма. Радость и боль ощущаются приглушенно, будто через толстое стекло. Скорее всего это способ выжить, который когда-то оказался единственно возможным. Диссоциация - это состояние, при котором психика человека отделяет его от собственных чувств и переживаний, а иногда даже от собственного тела. Проще говоря, человек "отключается" от того, что слишком больно
Оглавление

Продолжая цикл о дезадаптивных стратегиях поведения, в этот раз поговорим о диссоциации.

В каждой статье я разбираю каждую дезадаптивную стратегию отдельно: как она появилась, какую функцию выполняла, где проходит граница между функциональностью и расстройством, и почему в одних условиях они помогают, а в других начинают вредить, и что реально помогает с этим в терапии.

Диссоциация

Иногда человек может сказать: "Такое чувство, что все это происходит не со мной". У человека возникает ощущение, что он - это кто-то другой. Или что его вовсе не существует, а все, что происходит - происходит не с ним, а с каким-то выдуманным персонажем книги или фильма. Радость и боль ощущаются приглушенно, будто через толстое стекло. Скорее всего это способ выжить, который когда-то оказался единственно возможным.

Диссоциация - это состояние, при котором психика человека отделяет его от собственных чувств и переживаний, а иногда даже от собственного тела. Проще говоря, человек "отключается" от того, что слишком больно или страшно проживать напрямую.

Диссоциация может выглядеть по-разному:

  • чувство нереальности происходящего;
  • ощущение, что отделился от собственного тела и наблюдаешь за ним со стороны;
  • автоматические действия практически без эмоционального участия;
  • трудно почувствовать себя "здесь и сейчас";
  • изменяется восприятие времени - оно будто замедляется или, напротив, начинает идти слишком быстро.

Важно различать обычную рассеянность или невнимательность, например, когда задумался о чем-то или погрузился в себя от переутомления, и диссоциацию как устойчивую стратегию. В первом случае мы легко возвращаемся в реальность. Во втором - выход осложняется.

Когда диссоциация помогает

Чаще всего диссоциация формируется в условиях, где нет возможности повлиять на ситуацию или помощь недоступна, а эмоции слишком интенсивны или их нельзя выразить/разделить. Особенно часто диссоциация связана с ранним детским опытом, когда ребенок еще не умеет регулировать свои чувства и полностью зависит от окружающих. В таких условиях отключение становится порой единственным спасением.

На уровне мозга это связано с изменением работы систем, отвечающих за эмоции, внимание и телесные ощущения. Психика буквально снижает чувствительность к происходящему.

Когда стратегия становится неэффективной

Как и любое выживание, диссоциация работает до тех пор, пока есть угроза. Но если она сохраняется в нормальных условиях, плата за нее становится слишком высокой. Негативные последствия включают:

  • плохой контакт со своим телом, эмоциями и желаниями,
  • сложности в близких отношениях.

В долгосрочной перспективе диссоциация снижает качество жизни и усиливает чувство отчужденности от себя и других. То, что когда-то защищало, начинает вносить серьезные ограничения.

Что с этим можно сделать в терапии

В терапии диссоциацию не лечат и не пытаются избавиться от нее. Сначала важно создать ощущение безопасности. Терапия может включать следующие интервенции:

  • обучение распознаванию диссоциативных состояний;
  • развитие навыков заземления и осознанности;
  • постепенное восстановление контакта с телом и ощущениями;
  • обучение эмоциональной регуляции;
  • работа с пугающими мыслями и убеждениями, которые усиливают тревогу и беспомощность;
  • расширение диапазона "разрешенных" чувств;

Темп всегда подбирается индивидуально, так как важнее не скорость, а устойчивость. Когда человек научился замечать моменты "отключения" и возвращаться, появляется ощущение контроля. Чувства могут быть сложными, но их как оказывается можно выдержать. Возвращается контакт с телом, желаниями, другими людьми. Диссоциация перестает быть единственным способом справляться. Она все еще может возвращаться при сильном стрессе, но больше не управляет всей жизнью.

Автор: Олег Сидоренко
Психолог, Клинический психолог КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru