Сегодня все начали трубить о том, как современные технологии изменят поле боя до неузнаваемости и в этой связи я хотел бы, чтобы вы представили себе такого бодренького дедушку, который в свои шестьдесят лет бегает стометровку быстрее молодых спортсменов, поднимает тяжести больше всех, да и вообще – никогда не жалуется на здоровье, пока добрая половина молодежи уже успела подсесть на таблетки.
Согласитесь, звучит абсурдно? Но не абсурдно ли то, что старая добрая советская РСЗО БМ-21 "Град" образца аж 1963 года до сих пор, по многим параметрам обходит даже современных конкурентов, оставаясь в строю не только Российской армии, но и десятков армий других стран? Как вам такая живучесть советского старичка?
И пока распиаренные зарубежные комплексы за бешеные миллионы долларов теряются от работы РЭБ и сбиваются дешевыми жужжалками, старичок "Град" методично, день за днем, выполняет свои задачи от песков Сирии до наших широт.
Секрет тут кроется не в бедности армий и не в какой-то там ностальгии по СССР, как бы нам не хотелось. Секрет в гениальной философии Александра Ганичева, главного конструктора всей этой системы. Ведь именно он заложил в машину то, что сейчас модно называть "антихрупкостью"…
Так чего же есть в старом добром РСЗО, чего нет у его новомодных конкурентов? Давайте скорее разбираться.
Говоря о современных РСЗО, надо понимать, что это вообще такое. Это, как говорят сами артиллеристы, да и не только они, настоящие симфонические оркестры боевых действий. Тут тебе и GPS-наведение, и какая-то хитрая интеграция с разведкой, и куча электроники. Звучит, конечно, красиво и богато. Но, как говорится, есть нюанс…
Чем сложнее система, тем больше в ней мест, где она может сломаться, превратив дорогущую машину в бесполезный и порой даже крайне опасный хлам.
Это как сравнивать швейцарские часы с кучей шестеренок и наш советский будильник "Слава". Первые стоят как квартира и боятся пыли, второй же просто работает сорок лет (хотя тикает так, что спать невозможно) и звонит, когда надо.
Как понимаете, военная реальность крайне жестока ко многим чересчур сложным "шедеврам".
РЭБ глушит спутники, и самая умная боеголовка становится слепым куском железа, дефицит спецов делает технику бесполезной, а логистика запчастей превращается в сущий кошмар, особенно на передовой.
А что наш "Град"? А он устроен как автомат Калашникова среди артиллерии. Механика, железо, минимум мозгов. Бойцы поговаривают, что его можно починить кувалдой и матом прямо в чистом поле. Поверим?
Таким образом это не баг, это самая настоящая фича. Осознанная стратегия выживания. Одна из фич…
А теперь давайте разбираться, как Александр Ганичев и его ребята из НИИ-147 (ныне "Сплав") решали крайне сложную задачу в далеких 60-х?
Если говорить максимально грубо, то их начальная задача была до боли проста: нужно было дать простой пехоте мощный огонь, дешево и сердито. Ответ оказался гениальным в своей простоте, хотя многим тогда даже эта простота казалась дикостью!
Сорок направляющих труб – это не просто пусковая установка. Это целая философия, которая работает как часы даже в самых экстремальных условиях. Вот вы знали, что если один модуль помят осколком, то система это поймет и стрельнет 39-ю зарядами? Если половина машины разворочена – она все равно даст 20 залпов (понятное дело, при условии сохранности необходимой половины элементов)!
Хваленый HIMARS с его шестью трубами при поломке одной теряет сразу 16% мощи. "Град" теряет всего 2,5%.
Математика…
Вспомним и то, что Ганичев специально отказался от сложного наведения. Простая баллистика, "тупая" ракета. Точность там – плюс-минус трамвайная остановка, 1–2% от дальности. Но когда сорок снарядов перепахивают гектар земли, точность, честно говоря, становится делом десятым, ведь по факту это оружие страха. Психологического давления. А если надо что-то поточнее, то есть другое вооружение.
Плюс установка на шасси "Урала" (позже КАМАЗы, ЗИЛы). Это значило, что запчасти есть в абсолютно каждом колхозе. Это не элитный лимузин для парадов, а рабочая лошадка передовой, народная телега, так сказать. Которую может починить любой рукастый мужик.
Касательно долголетия "Града", то тут дело не в том, что конструкцию "заморозили". Наоборот.
Система живет 60 лет не потому, что она старая, а потому что Ганичев придумал модульность. Меняй снаряды, меняй машину, меняй прицелы, но суть системы не трогай. Суть системы должна оставаться неизменной.
Кстати, мало кто знает, но изначально снаряд "Града" был простой осколочной болванкой. А сегодня? Сегодня к "Граду" есть и кассетные, и зажигательные, и мины, и черт знает что еще…
Так что если посмотреть на всю ситуацию сверху, то можно обнаружить, что Ганичев не стал пихать интеллект в саму пусковую трубу, он оставил возможность делать умные снаряды. Стандартный калибр 122 мм стал универсальным начиная от Китая до Северной Кореи.
Да, сейчас появились "Торнадо-Г" с цифрой и спутниками. Точность выросла, время залпа сократилось. Но это как поставить ABS на старый УАЗик – ездить стало удобнее, но если электроника сгорит, он все равно поедет.
Да, с одной стороны ответ на вопрос в заголовке может показаться странным, но с другой стороны "Град" и вправду эффективен не вопреки возрасту, а благодаря ему!
Ганичев создал не просто пушку, он создал экосистему. Где выживает… простейший. Избыточность всегда бьет совершенство в реальной грязи окопов. Сорок "кривых" снарядов лучше, чем шесть "золотых", если эти шесть собьют или заглушат.
Демократия этой машины в том, что стрелять из нее может вчерашний школьник после недели инструктажа. А на западные цацки нужны инженеры с высшим образованием. В долгой битве, как показывает история, побеждает масса и, как мы уже понимаем, Ганичев это понимал. Можно сказать, что парадокс "Града" – это чистая эволюция. Динозавры были крутыми и огромными, но вымерли, потому что были слишком сложными.
Да, он не такой "красивый". Да, он не "умный" в современном понимании. Но когда начнется "ядерная зима" технологий, когда РЭБ вырубит все айфоны и GPS, когда гламурные динозавры встанут мертвым грузом, этот старичок из 60-х будет методично посылать свои сорок подарков за горизонт. Не обращая внимания на хаос.
Такие вот надежные машины строил Советский Союз, строил Александр Никитович Ганичев, что даже спустя 60 с лишним лет они до сих пор в строю, до сих пор выполняют свою задачу на отлично. Ставьте палец вверх, если понравился мой сегодняшний материал. Не забывайте подписаться, чтобы не пропустить выхода новых материалов.
Что думаете? Пишите свои мысли в комментариях.