Найти в Дзене

Как девять полководцев из крестьянских семей переломили ход войны

— Товарищ Василевский, а как поживает ваш отец? Сталин не спеша подошел к военачальнику. Василевский опешил. Он явно не ждал такого поворота в разговоре о военной операции. Вождь остановился напротив, буравя немигающим взглядом. Молчал. Ждал ответа. — Товарищ Сталин, я не поддерживаю с ним никаких отношений. — Я в курсе. Но почему вы, да и ваши братья, совершенно не помогаете отцу? Насколько мне известно, один ваш брат врач, другой агроном, третий летчик и обеспеченный человек. Я думаю, что вы все могли бы помогать родителям. Кто же им еще поможет, если не вы? Сталин знал все и про всех. Знал он и то, что Александр Михайлович прервал отношения с отцом еще в 1926 году. Отрекся от священника ради карьеры в Красной Армии. Но мог ли вождь руководствоваться классовым происхождением при назначении на высокую должность? Или все-таки во главе угла стояла компетентность? Ответ поражает. Девять маршалов Победы. Девять полководцев, сломивших хребет немецкой армии. Если посмотреть на их биографии,

— Товарищ Василевский, а как поживает ваш отец?

Сталин не спеша подошел к военачальнику. Василевский опешил. Он явно не ждал такого поворота в разговоре о военной операции.

Вождь остановился напротив, буравя немигающим взглядом. Молчал. Ждал ответа.

— Товарищ Сталин, я не поддерживаю с ним никаких отношений.

— Я в курсе. Но почему вы, да и ваши братья, совершенно не помогаете отцу? Насколько мне известно, один ваш брат врач, другой агроном, третий летчик и обеспеченный человек. Я думаю, что вы все могли бы помогать родителям.

Кто же им еще поможет, если не вы?

Сталин знал все и про всех. Знал он и то, что Александр Михайлович прервал отношения с отцом еще в 1926 году. Отрекся от священника ради карьеры в Красной Армии.

Но мог ли вождь руководствоваться классовым происхождением при назначении на высокую должность? Или все-таки во главе угла стояла компетентность?

Ответ поражает.

Девять маршалов Победы. Девять полководцев, сломивших хребет немецкой армии. Если посмотреть на их биографии, обнаружится нечто неожиданное.

Почти все они родились в семьях, где о военной карьере не могло быть и речи.

Александр Михайлович Василевский — сын псаломщика. Его отец служил в храме, проповедовал Слово Божие, преподавал в церковно-приходской школе. Мечтал, чтобы сын пошел по его стопам.

Сын действительно окончил семинарию в Костромской губернии. Но связывать жизнь со священнослужением не спешил.

Потом грянула Первая мировая. Революция. Гражданская война.

Василевский неожиданно — как для отца, так и для себя — стал профессиональным военным. Это обстоятельство и разрушило семью. Отец не простил выбора.

Разрыв длился почти двадцать лет.

-2

Леонид Александрович Говоров стоял особняком среди военачальников. Все, кто встречался с ним впервые, видели не вояку, а математика. Русского интеллигента с немецким языком и научной степенью.

Единственный из маршалов защитил диссертацию. Единственный опубликовал научный труд. Единственный выучил немецкий и получил специальность военного переводчика.

Но в биографии он писал: родился в бедной крестьянской семье.

Как это сочетается с образом интеллектуала?

Его отец, Александр Григорьевич, действительно был крестьянином из Вятской губернии. Подрабатывал бурлаком на Волге. Грамоту и письмо осилил самостоятельно.

Да так хорошо освоил, что смог занять должность начальника канцелярии в местном реальном училище.

Мать, Мария Александровна, воспитывала четверых сыновей. Младший стал маршалом.

Георгий Константинович Жуков родился в Калужской губернии в семье сапожника. Отец изредка подрабатывал у барина на поле. Мать, Устинья Артемьевна, также трудилась в поле, а зимой занималась извозом.

Но происхождение самого Константина Артемьевича окутано тайной.

Грудничком он был подкинут на порог приюта. В два года его усыновила Анна Жукова, назвав Константином. Почему мальчик попал к ней без имени, никто так пояснить и не смог.

-3

Возможно, приемная мать знала больше других.

Ходили слухи, что отец младенца был греком. Отсюда и греческое имя Константин. Однако документальных подтверждений этому не найдено.

Тайна осталась тайной.

Иван Степанович Конев всегда гордился тем, что на его родине — в Вологодской губернии — не было крепостного права. Своих родителей он мог назвать вольными хлебопашцами.

О семье Конев вспоминал редко.

Мать, Евдокия Степановна, умерла, когда он был маленьким. Отец женился во второй раз. Новая жена мальчика не приняла. Ванятку воспитывали дед по отцу и тетка по материнской линии.

Дед, Иван Степанович, был зажиточным крестьянином. При советской власти его назвали бы кулаком. Имел лавку с товарами первой необходимости. Зимой занимался извозом.

На собственные сбережения построил школу в селе.

Родион Яковлевич Малиновский — пожалуй, самое запутанное происхождение среди всех маршалов. Он родился вне брака.

Его мать, Варвара Николаевна Малиновская, украинка, не распространялась на тему отцовства. Сам маршал тоже молчал.

-4

Да, незаконнорожденный. Ничего про отца не знаю и никогда его не видел.

Слухи множились.

Сначала в отцы приписали одесского учителя. Потом — графа Гейдена, в имении которого жила мать. Она работала там не кухаркой, а экономкой.

Наконец появилась самая горячая версия.

Отцом якобы был одесский землемер Яков. Он хотел жениться на красивой Варе, но был убит еще до рождения сына. По национальности — караим.

Ученые до сих пор спорят: караимы — отдельный народ или секта иудаизма?

Загадка осталась неразгаданной.

Кирилл Афанасьевич Мерецков родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. О его родителях известно лишь одно: «Сын крестьянина Афанасия».

Документы молчат. История стерла подробности.

Константин Константинович Рокоссовский родился в семье поляка Ксаверия Юзефа и белоруски Антонины Овсянниковой. В начале карьеры указывал местом рождения Варшаву.

Отец работал машинистом на железной дороге. Мать преподавала русский язык и литературу.

После войны Рокоссовский неожиданно стал уроженцем Великих Лук.

Причина проста и абсурдна одновременно.

-5

Было решено установить бронзовые бюсты дважды Героям Советского Союза на их малой родине. С Рокоссовским возникла проблема. В Варшаве памятник не поставишь.

Выход нашли быстро: считать малой родиной Великие Луки. Там когда-то находилось имение Рокоссовских — дальних родственников маршала.

География подчинилась политике.

Есть и другая версия. Отец вовсе не был машинистом. Он занимал должность ревизора Варшавской железной дороги и происходил из старинного польского дворянского рода.

Что правда — неизвестно до сих пор.

Семен Константинович Тимошенко родился в Бессарабской губернии в крестьянской многодетной семье. Украинец. Из семнадцати детей Семен был самым младшим.

Его отец, Константин Гаврилович, всю жизнь батрачил и вел скудное крестьянское хозяйство на берегу Днестровского лимана.

Семен хорошо знал традиции молдавского народа. Неплохо владел их языком.

Федор Иванович Толбухин родился в Ярославской губернии в крепкой крестьянской семье. Отец умер рано. С тринадцати лет Федор воспитывался в Петербурге у дяди.

-6

Точнее, помогал в торговых делах.

Существует версия о ханских корнях Толбухиных. Родословная якобы тянется от хана Золотой Орды Толи-Буха, правнука Батыя.

Красивая легенда без документальных подтверждений.

Девять полководцев. Девять судеб из самых низов Российской империи.

Сын священника, который порвал с отцом. Сын бурлака, ставший ученым. Подкидыш с греческими корнями. Незаконнорожденный с тремя версиями отцовства. Поляк, чья малая родина переехала на тысячу километров.

Ни один из них не был рожден для военной карьеры.

Семинарист. Крестьянские дети. Торговый помощник. Все они попали в армию случайно — через Первую мировую, революцию, Гражданскую.

И все они оказались гениями войны.

Сталин знал об их происхождении. Знал о священнике-отце Василевского. О бурлаке-отце Говорова. О загадочном происхождении Малиновского.

Но назначал их на высшие должности.

-7

Компетентность оказалась важнее анкеты. Талант — важнее биографии. Результат — важнее происхождения.

Василевский после разговора со Сталиным возобновил отношения с отцом. Помогал ему до самой смерти священника в 1942 году.

Война не выбирает полководцев по анкетам.

Она выбирает тех, кто умеет побеждать.