Настя всем улыбалась, благодарно пожимала руки и кивала головой.
Потом подошла к шифоньеру и достала Петькин подарок:
- А вот чо мне сынок подарил, - показала комплект постельного белья, развернула ночнушку и приложила к себе.
Глава 16
В тот вечер на Дне рождения Насти собралось много родни. Пришли сёстры Павла: Лена и Дуня со своими мужьями, пришла Галя – сестра Насти. Приехал дед из города, отец Павла. Пришла бабка Пожидайка – матерщинница и любительница выпить, со своим дедом. Гости с трудом уселись за стол в зале. – Папаша, что ж Ваня с Машей не приехали? – спросила Дуня у отца.
- В Краснодар уехали к детям. Вера с Ваней учатся в мединституте, вот поехали их навестить. Поручили мне вручить подарок Наде и от их имени. Достал дед из гаманка мятую пятирублёвку и протянул невестке.
- Вот тебе от всех нас подарочек. Купи себе что-нибудь.
Гости молча переглядывались. А потом тоже начали дарить. Маленькое полотенце и кусочек душистого мыла.
- Это тебе на память от нас, - сказала Лена. – Будешь мылом умываться, полотенцем вытираться и вспоминать нас добрым словом.
- От нас прими подшальник, - протянула платок Дуня.
- А от нас с дедом одеколону флакон, - крикнула Пожидайка и засмеялась.
Настя всем улыбалась, благодарно пожимала руки и кивала головой.
Потом подошла к шифоньеру и достала Петькин подарок:
- А вот чо мне сынок подарил, - показала комплект постельного, развернула ночнушку и приложила к себе.
- Оо, - протянули гости. А бабка-подружка вскочила, выхватила ночную рубашку из рук хозяйки и мгновенно напялила на себя.
- Дай покрасоваться! – и начала приплясывать под матерные частушки.
День рождения удался. Бабка Пожидайка смешила всех. Она знала сотни шуток-прибауток, частушек и анекдотов. Правда, все были с матами, но подвыпившим гостям нравились. Закуски и выпивки на столе было в изобилии.
Детей усадили за стол в другой комнате.
***
Утром Пётр встал рано и принялся убирать со стола. Мать с отцом были уже в кухоньке и обсуждали вчерашний праздник.
- Хорошо посидели вчера, - говорила Настя и стучала рюмками в большом тазу. Потом перемыла стаканы. Тут и сын начал выносить тарелки.
- Петя, да не грюкай ты там. Пусть дети поспят. Потом помою. Иди сюда. Маманька твоя сейчас воды свеженькой из колодца принесёт, да и буду становить кастрюли на печку.
Петька спрыгнул с крыльца и побежал к колодцу, чтобы помочь крёстной. Галя тяжело поднималась на бугорок. Но шла уверенно. Таскать воду в вёдрах на коромыслах ей было привычно. В их посёлке все брали воду для питья в реке. А это далеко и возвышение там, как гора.
Отобрал вёдра у крёстной и занёс во двор. Она зашла в калитку с коромыслом в руке.
- Настя, как же хорошо, что у вас вода блызэнько. У нас сосед выкопал колодец 15 метров получилось. Витька, сынок Нинын сделал бассейн и завозит воду в него машиной. Но собирается копать колодец. Такой рукастый хлопец. Мы у них воду берём для хозяйства и вообще. Светка разрешает. Вот живут уже 5 лет, а деток нет. Говорила мне Нинка, что хотят взять дитя в детском доме. Но это секрет из секретов.
- Так и не болтай лишнего, - оборвала сестру хозяйка. - Я взяла унукив да сто раз уже пожалела. Такие непослушные растут, горе, да и только. Ушла моя доченька, на меня заботу оставилааа, - заплакала Настя.
- Надя, не плачь, не рви своё сердце, - сказал Павел, и пошёл в дом.
- Паша, завтракать счас будем, - крикнула вслед ему Анастасия.
***
Скандал разгорелся после завтрака. Пропали деньги, которые надарили вчера гости. Их там и было 8 рублей, но и они исчезли.
Мать пришла из комнаты на кухоньку во дворе, бледная, с трясущимися руками:
- Петя, ты гроши не брал?
Сын поднял на неё свои голубые глаза и покачал головой.
- Какие гроши? – спросила сестра.
- Та те, что вчера мне на день рождения подарил батька и ты. Там был трояк и пятёрка. Я положила их в шифонер, под Петин подарок.
- Може, дети взяли? - предположила Галина.
- Мои не возьмут, - резко ответил Пётр. – Ма, а ты, может, положила их куда-то в другое место и забыла?
- Да что я, совсем дурная? Я хоть и не грамотная, но на память не жалуюсь, - рассердилась мать.
- Так ты думаешь, что это я или Петька слямзили твои гроши? - перешла в наступление побледневшая сестра.
- Ой, да ничего я не думаю, - отмахнулась рукой Настя.
- Да ноги моей здесь больше не будет, - закричала Галина и принялась надевать сапоги. - Сестра воровкой сделала. Вот, Петя, какая у тебя мать...
Анастасия подошла к сестре и взяла её за руку.
- Галька, чо ты несёшь? Я знаю, кто взял. Ты только Павлу ничего не говори.
***
Из дома выскочил внук Андрей и побежал в уборную. Пётр выглянул вслед и увидел, что племянник зачем-то завернул в сарай.
Быстро выбежал из сарая и нырнул в дверь уборной.
- Интересно, а что он в сарае делал? – подумал Пётр и пошёл проверить. В сарае уже было пусто. Корову, тёлку и ослов отец выпустил за ворота, и они пошли на гору, пастись. Так всегда делали жители Подгорной улицы. Пётр осмотрелся. Найти здесь что-либо, спрятанное пацаном, было нереально.
Пётр вышел из сарая и подождал Андрея в огороде.
- Как дела, Андрюха? Чем занимаешься?
- Да так, ничем. Сейчас позавтракаю и в школу побегу.
- Я в твои годы кротиков ловил, шкурки сушил и сдавал. Вон, посмотри, целая связка капканов висит.
- Да ну! Дядь Петь, зачем мне какие-то кротики, когда мне платят пенсию по потере кормильцев? Бабунька каждый месяц получает на нас с Машей деньги. Говорит, что пока вырастем, она насобирает нам на хаты. Дом этот дяде Васе планируют оставить.
- Андрей, ты где застрял? Быстрее завтракай да в школу поторопись, - позвала внука Настя.
Когда подросток ушёл, мать тихонько спросила у Петра, чтобы не слышал Павел:
- Ну, чо он тебе сказал? Деньги он взял?
- Я не спрашивал. Рассказал ему, что в детстве кротиков на горе ловил. Капканы так до сих пор и висят на крючке под сараем. А он мне сказал, что бабушка, получает пенсию на них с Машей и ловить кротов ему не нужно.
- Получаю, да! Завела им сберкнижки и каждый месяц все деньги кладу туда. Вырастут, хаты им купим. Вот и будет у них жильё, - ответила мать. – Васиному сыну Серёже мы уже квартиру оплатили. Вася в кредит брал, в Ленинграде. Серёжка выучится, а у него уже квартирка есть. Пусть и однокомнатная, но со всеми удобствами.
Пётр удивлённо смотрел на мать. Новость оказалась ошеломительной. Не зря Инна подлизывалась к матери. Петра тоже не обижали. Пару раз денег подкидывали. Один раз дали на корову 500 рублей, но Зоя корову не захотела, а купили на те деньги цветной телевизор.
Второй раз дали 500 р. на покупку дома. Жить в крошечной квартирке стало тесно, когда родился Лёшка. Да и тёща стала чаще приезжать. А что можно было купить за 500 рублей? Сарай. Вот и купили. Правда за 1000, но старый саманный дом. Большой. Под камышовой крышей, текущей в нескольких местах. Первым долгом поменяли крышу.
***
Петька обиженно засопел. Надо же. У малолетнего племянника уже есть своя квартира в Питере, а он с семьёй живёт в старом доме и постоянно его ремонтирует. Стало очень обидно.
Мать всегда такая прозорливая и внимательная, глянула на старшего сына и отвернулась. Сын никогда не звал её в гости. Раньше звал, но она постоянно отнекивалась. То корова её держала, то огород, а потом появились внуки. Павел был у сына один раз. И после того зарёкся приезжать к вечно недовольному и злому Петьке. Да, сын уже стал самостоятельным, взрослым, двое детей у него, но вёл себя, как барин. Оскорблял жену и орал на детей.
Зоя Павлу нравилась. Он всегда останавливал Надю, когда она начинала ругать невестку. А когда увидел, как Петька унижает жену при детях, прогудел:
- Один остаться не боишься, шалопай? Бросит тебя Зойка, неука.
- Не бросит. 5 раз уже уходила, и всегда сама возвращалась, - скорчил самодовольную рожу сын.
***
После завтрака Галина собралась уходить.
- Пойду я через гору. Может попадётся кто, подвезёт. А нет и так дойду, мне не привыкать.
- Давай завтра отвезу на коняшках своих, - предложил Павел.
- Не надо. Сама дойду.
- Оставайся, Галька, ещё на ночку, - предложила Настя.
- Та не. У вас и без меня тесно. Побежу до дому. Мамка там одна.
- Чего это она одна? Нинка там, Витька с жинкой.
- Не, не. Побегу. Душа что-то болит.
- Подожди, я тебе гостинцев положу.
- Да ты чо? Тягнуть буду у такую даль твои гостинцы. Ничо не возьму.
- Возьми мамке хоть пирожочкив. Она любит мои пирожки.
- Ну, ладно. Положи чуть-чуть.
Скоро крёстная Петра уже собралась в дорогу. За спиной висел старый рюкзак, в руках – сучковатая палка.
- Ну, усё. Прощевайте пока.
- Иди уже, а то дотянешь до ночи, - подтолкнула Настя сестру.
По своей привычке Галька всех расцеловала, и взрослых, и детей, помахала рукой и пошла со двора. Петька смотрел ей вслед и вспоминал детство.
Потом подумал, сел за руль и поехал следом:
- Маманька, садись. Подвезу тебя хоть чуть-чуть.
- Ой, Петюнька, какой же ты молодец. Вот спасибо. Счас сяду. Я сюда шла, дорога была гладкая, кое-где колеи встречались.
Галина поставила свою палку на заднее сидение, туда же положила рюкзак. Села впереди, перекрестилась, оправила юбку, и они поехали. Ехали через лес. Дорога на самом деле была нормальная. А вот на перевал Запорожец подняться не смог. Прямо посередине торчала каменная глыба. Лесовозы её и не замечали, а Запорожец сел бы.
- Вот спасибо, крестничек. Половину пути проехала, теперь быстро дома буду. Вот, возьми на бензин, - крёстная достала из кармана грязный платочек, развязала узелок и вытащила две рублёвые купюры. – Возьми, Петя. Как будешь здесь, приезжай к нам, - вышла из машины, достала свой сидор, надела на плечи, взяла палку и пошла. Галя оглядывалась несколько раз и махала рукой. Петька стоял у машины. Как только крёстная скрылась из виду, нервно оглянулся и сел за руль. Показалось ему, что сверкнуло что-то сбоку, среди развалин небольшого хуторка.
Продолжение здесь
Главу 15 читайте здесь
Все главы читайте здесь
Всем доброго утра и хорошего дня!