Найти в Дзене

Императорский фарфор

Утром четвёртого дня новогодних каникул в Санкт-Петербурге (ссылка на их начало) мы снова спешили на метро. Среди прочих музеев наша компаньонка Юля прямо-таки потребовала включить в обязательную программу Музей Императорского фарфорового завода! Мы вяло сопротивлялись, так как до станции «Ломоносовская» ехать целых полчаса, но хорошо, что от метро до завода путь оказался совсем коротким. И вот мы уже на пороге, за которым заманчиво сверкают витрины, полные завораживающей красоты! Нет, это ещё не музей, это фирменный магазин при заводе, но факт этот нимало не умаляет великолепия представленных экспонатов! И мы поторопились в гардероб, чтобы с комфортом насладиться экспозицией — язык не повернётся назвать это ассортиментом. Невская порцелиновая мануфактура (с 1965 года — Императорский фарфоровый завод) была учреждена дочерью Петра I, императрицей Елизаветой, в 1744 году. Именно здесь Дмитрию Ивановичу Виноградову удалось разгадать секрет фарфора и наладить его производство из российских
Чухонцы. Казаки. Екатерина II. Терракота. XVIII в.
Чухонцы. Казаки. Екатерина II. Терракота. XVIII в.

Утром четвёртого дня новогодних каникул в Санкт-Петербурге (ссылка на их начало) мы снова спешили на метро. Среди прочих музеев наша компаньонка Юля прямо-таки потребовала включить в обязательную программу Музей Императорского фарфорового завода! Мы вяло сопротивлялись, так как до станции «Ломоносовская» ехать целых полчаса, но хорошо, что от метро до завода путь оказался совсем коротким.

-2

И вот мы уже на пороге, за которым заманчиво сверкают витрины, полные завораживающей красоты! Нет, это ещё не музей, это фирменный магазин при заводе, но факт этот нимало не умаляет великолепия представленных экспонатов! И мы поторопились в гардероб, чтобы с комфортом насладиться экспозицией — язык не повернётся назвать это ассортиментом.

Невская порцелиновая мануфактура (с 1965 года — Императорский фарфоровый завод) была учреждена дочерью Петра I, императрицей Елизаветой, в 1744 году. Именно здесь Дмитрию Ивановичу Виноградову удалось разгадать секрет фарфора и наладить его производство из российских материалов. Виноградов не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но также изобрёл рецепты глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.

Создание собственного производства фарфора было для России вопросом международного престижа, поскольку фарфор в XVIII веке считался настоящей драгоценностью. «Невская порцелиновая мануфактура» сделалась третьим в Европе заводом по производству фарфора. Принадлежавший семье Романовых, фарфоровый завод выполнял заказы Императорского двора, и продукция его, высочайшего качества и изысканной художественности, служила «Ко славе России».

Поначалу мануфактура изготавливала табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году был построен большой горн для обжига, и стали создаваться более крупные изделия.

-6

1765 года, во время царствования Екатерины II, мануфактура была реорганизована в Императорский фарфоровый завод. Все изделия завода теперь маркировались вензелем правящего монарха.

С конца ХVIII века Императорский завод сделался одним из ведущих в Европе. По заказу Екатерины II создаются сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», а также скульптурные портреты государыни и многофигурные настольные украшения, прославляющие её деяния. Зарождается традиция изготовления скульптур для серии «Народы России».

Павел I также проявлял интерес к фарфоровому искусству и обеспечивал завод крупными заказами. При нём сделались модными малые сервизы — сервиз «Тет-а-тет» на две персоны и сервиз «Солитер» на одну персону. Особенный восторг вызвал у Павла сервиз, выполненный по его заказу для Михайловского замка. По воспоминаниям камер-пажа, «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

Фарфор времен Николая I славился виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. развивались портретная и иконная росписи.

Пласт-тондо "Мадонна с младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем". Стекло. С-Пб. Императорский фарфоровый завод. 1861
Пласт-тондо "Мадонна с младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем". Стекло. С-Пб. Императорский фарфоровый завод. 1861

При Александре III, считавшем распространение искусства делом государственной важности, специалисты завода ездили в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы. Появились новые машины и станки, были построены современные горны. Завод получал заказы на создание крупных сервизов: «Коронационного» и «Рафаэлевского». Некоторые из рисунков правил лично император. Любовь Александра III к китайским и японским вазам и к цветной глазури отразились на общем стиле завода. На смену эклектике пришёл модерн.

При Николае II, под патронатом Александры Федоровны, завод достиг образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Императрицей было заказано производство двух крупных сервизов «Александринского» и «Царскосельского».

-12

С середины 1900-х годов заводом установлены связи с художниками объединения «Мир искусства» Константином Сомовым, Евгением Лансере, Сергеем Чехониным.

Пласт "Арктическая фантазия". Роспись А.В.Воробьёвского. 1936
Пласт "Арктическая фантазия". Роспись А.В.Воробьёвского. 1936

В 1918 году завод национализировали, он стал Государственным фарфоровым заводом и перешёл в ведение Народного комиссариата просвещения. Теперь он был нацелен на производство агитационного фарфора.

Под руководством Сергея Чехонина, «мастера советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие Александра Щекотихина–Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского.

В 1944 году художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. За основу Яцкевич взяла сервиз «Собственный», изготовленный ещё для Елизаветы Петровны.

Кобальтовая сеточка. Роспись А.А.Яцкевич. 1950
Кобальтовая сеточка. Роспись А.А.Яцкевич. 1950

Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I к 100-летию Императорского фарфорового завода. Музей задумывался как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей.

С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века.

Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит. После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Государственный Эрмитаж принял под своё управление уникальное историческое собрание музея Императорского фарфорового завода, расположенного на территории ОАО «ИФЗ» по адресу: проспект Обуховской обороны, 151 в феврале 2001 г.

В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора.

Блюдо. Китай. Западная Европа (позолота). XVIII в.
Блюдо. Китай. Западная Европа (позолота). XVIII в.

Музей фарфорового завода оказался великолепным. Фарфор и стекло — от далёких исторических времён до наших дней, произведения искусства в сверкающих витринах. Разнообразные формы, цвета, фактуры. И сама история в вазах, чашках, тарелках. Императорские гербы и монограммы, портреты царских особ. Мифологические сюжеты, стилизации под Грецию, барокко — было чем полюбоваться и что поизучать!

-18

От Пасхальных витрин мы ходили к витринам со статуэтками народов России. А после фигурки советского периода на фоне расписных блюд по оригиналам Петрова-Водкина, Щекотихиной-Потоцкой, Малевича… А ещё шахматы «Красные и белые», Папанинские истории, многофигурная композиция «Под солнцем Сталинской Конституции»…

И конечно множество фарфоровых фигурок животных…

Больше двух часов мы на одном дыхании бродили от витрины к витрине. Потом поняли, что пора остановиться.

И снова отправились в магазин при заводе.

-22

Ух, сколько же тут было соблазнов! Какой изысканной красоты вещицы стояли в ярко освещённых витринах! Посуда и статуэтки, копии музейных оригиналов, многие из которых мы только что видели... Жаль, что цены на эту красоту больно кусались! Иначе мы непременно увезли бы с собой множество прекрасных образчиков фарфорового творчества! Впрочем, мы в любом случае не устояли, не удержались от покупок. Юля выбрала шкатулку и фарфоровую ёлочную игрушку с ярким солнышком. А Лена, засматривавшаяся на великолепную, утончённую посуду в стиле «кобальтовая сетка», в конце концов купила сахарницу «незабудка», с похожим на «кобальт» сине-голубым, с золотом, рисунком. Просто так, потому что уйти отсюда, не унеся с собой хотя бы фрагментика этой красоты, не представлялось возможным!

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

5 января 2025 г.

Музеи
137 тыс интересуются