Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Чья это земля? Итальянская или югославская? ("Сердца без границ", Италия)

1947 год. Деревня неподалеку от Триеста разделена границей между Италией и Югославией на две части, что создает проблемы… Сердца без границ / Cuori senza frontiere. Италия, 1950. Режиссер Луиджи Дзампа. Сценаристы: Клэр Каталано, Пьеро Теллини, Стефано Терра. Актеры: Джина Лоллобриджида, Раф Валлоне, Эрно Криза, Туллио Кезич и др. Драма. Премьера: 26.09.1950. 1947 год. Деревня неподалеку от Триеста разделена границей между Италией и Югославией на две части, что создает проблемы… Во второй половине 1940-х территорию Триеста и его окрестностей считали своей две страны – Италия и Югославия, поэтому фильм Луиджи Дзампы «Сердца без границ» в год выхода в прокат был воспринят прессой особенно остро. Эцио Коломбо признавал, что «прикоснуться к открытой ране — всегда рискованный жест. Главная заслуга Дзампы заключается в том, что он подошел к столь острой проблеме без чрезмерных насильственных реакций. ... Фильму не хватает стержня сильной и единой силы вдохновения; вместо этого он работает ч

1947 год. Деревня неподалеку от Триеста разделена границей между Италией и Югославией на две части, что создает проблемы…

Сердца без границ / Cuori senza frontiere. Италия, 1950. Режиссер Луиджи Дзампа. Сценаристы: Клэр Каталано, Пьеро Теллини, Стефано Терра. Актеры: Джина Лоллобриджида, Раф Валлоне, Эрно Криза, Туллио Кезич и др. Драма. Премьера: 26.09.1950.

1947 год. Деревня неподалеку от Триеста разделена границей между Италией и Югославией на две части, что создает проблемы…

Во второй половине 1940-х территорию Триеста и его окрестностей считали своей две страны – Италия и Югославия, поэтому фильм Луиджи Дзампы «Сердца без границ» в год выхода в прокат был воспринят прессой особенно остро.

Эцио Коломбо признавал, что «прикоснуться к открытой ране — всегда рискованный жест. Главная заслуга Дзампы заключается в том, что он подошел к столь острой проблеме без чрезмерных насильственных реакций. ... Фильму не хватает стержня сильной и единой силы вдохновения; вместо этого он работает через фрагментарные проблески человеческой интуиции. В результате получается череда взлетов и падений, требующая от зрителя определенной степени понимания и адаптации» (Colombo, 1950).

А рецензент Segnalazioni cinematografiche отмечал, что этот «фильм, полемический по своей природе, подчеркивает две разные идеологии, которые духовно разделяют жителей деревни, но при этом восхваляет позитивные ценности и осуждает ложь, ненависть и обман... Работа не лишена достоинств, но она неровная. Операторская работа хороша, а игра некоторых актеров убедительна» (Segnalazioni cinematografiche. 28. 1950).

Однако рецензент Cinema утверждал, что «Дзампа был не самым подходящим режиссером для решения таких важных проблем. Его мастерство и потенциал больше ориентированы на легкомысленный жанр, комедию нравов, в которой он иногда добивается замечательных результатов. И действительно, в «Сердцах без границ» единственные убедительные части — это те, которые призваны добродушно высмеять некоторые традиционные институты, в то время как его попытки сделать серьёзное и окончательное заявление по социологической и международной проблеме, лежащей в основе фильма, кажутся разрозненными и непоследовательными» (Cinema. 49. 1950).

Уже в XXI веке Карло Габершек напомнил читателям, что «центральной темой фильма является военно-политическая граница, или, скорее, создание границы с постами, демаркационными линиями, колючей проволокой, козлами, барьерами и вооруженной охраной, которые разделяют то, что когда-то было единым. История маленького городка, микрокосма, в котором навязанная сверху воля к разделению порождает конфликты, отчаяние, обиду, угрозы, недоверие, неуверенность, эмоции, страсти и кризисы идентичности и принадлежности, становится метафорой гораздо большей трагедии» (Gaberscek, 2010).

Конечно, сегодня «Сердца без границ» в чем-то выглядят наивно, в чем-то излишне сентиментально. Однако Луиджи Дзампа во многих эпизодах сумел, на мой взгляд, совместить неореалистическую стилистику с искренностью чувств персонажей. Но, конечно же, главным в фильме стал гуманистический пафос авторов протестующих против любых границ, искусственно разделяющих людей…

Киновед Александр Федоров