Найти в Дзене
Стражи Родины

Всего 3 минуты и стратег превращается в металлолом. История душераздирающего договора, после которого были распилены сотни самолетов B-52

Эта история началась в далекие 90-е годы, когда в некоторых уголках нашей земли начали происходить вещи, от которых у любого нормального авиатора сердце кровью обливается. Если немного погуглить, можно найти десятки историй пилотов, которые прямо рассказали, что они чувствовали во время распила и главное – что они думают по этому поводу. Собственно, если мы перенесемся на одну из баз, то увидим там картину поистине душераздирающую, особенно для тех, кто понимает толк в технике. Уничтожение проходило максимально буднично, если о таком вообще можно говорить в подобном стиле. Работало все так: бралась огромная гильотина весом в 13 тысяч фунтов с грохотом обрушивалась на фюзеляж тех самых B-52G. Пройдет всего через три минуты и первый, самый фатальный разрез уже разделит машину на две части, разделит так, что совместить ее обратно будет попросту нереально… Еще каких-то десять минут работы этого бездушного механизма и крылья вместе с хвостом валяются отдельно от корпуса. Все, теперь это то

Эта история началась в далекие 90-е годы, когда в некоторых уголках нашей земли начали происходить вещи, от которых у любого нормального авиатора сердце кровью обливается.

Если немного погуглить, можно найти десятки историй пилотов, которые прямо рассказали, что они чувствовали во время распила и главное – что они думают по этому поводу.

Собственно, если мы перенесемся на одну из баз, то увидим там картину поистине душераздирающую, особенно для тех, кто понимает толк в технике.

Уничтожение проходило максимально буднично, если о таком вообще можно говорить в подобном стиле. Работало все так: бралась огромная гильотина весом в 13 тысяч фунтов с грохотом обрушивалась на фюзеляж тех самых B-52G. Пройдет всего через три минуты и первый, самый фатальный разрез уже разделит машину на две части, разделит так, что совместить ее обратно будет попросту нереально… Еще каких-то десять минут работы этого бездушного механизма и крылья вместе с хвостом валяются отдельно от корпуса.

Все, теперь это точно не самолет. Теперь это обычный металлолом, хотя после все те же американцы пошли на хитрость, найдя способ сохранить часть самолетного оборудования, но об этом чуть позже.

Так что же случилось в 90-е, что самолеты по всему миру начали терять свои хвосты с крыльями и в чем была цель душераздирающего договора, после которого мы увидели вот этот кадр?

Если говорить о деньгах, а, как все мы знаем, американцы очень любят считать деньги, то тут арифметика получается совсем уж грустная…

Представьте себе все тот же бомбардировщик, который с учетом инфляции стоил налогоплательщикам 90 миллионов долларов, который буквально на глазах превращался в кучу лома весом в 100 тысяч фунтов.

Как думаете, сколько за нее можно было выручить?

За эту кучу можно было всего 20 тысяч баксов…

Американцы, конечно, народ весьма и весьма прагматичный, но тут даже генерал Эрл О'Лоулин, который за всем этим наблюдал, назвал это "горько-сладким моментом". Горько, потому что технику жалко, а сладко – ну, видимо, потому что приказ выполнили.

Лично я сладости этой не понял, может вы подскажете что он имел в виду?

К слову сказать, масштабы этой "чистки" были просто колоссальными. С 1992 по 2001 год, выполняя условия договора СНВ-1 (START I), Соединенные Штаты пустили под нож 365 своих бомбардировщиков.

Причем, мало было просто распилить самолет. Договор, подписанный еще в 1991 году, требовал железных доказательств. Мол, вы не просто так их спрячьте, а уничтожьте так, чтобы Советский Союз, а потом и Россия, это видели.

Именно по этой причине вскоре пустыня Аризоны быстро превратилась в гигантское кладбище, где сотни расчлененных гигантов должны были пролежать ровно три месяца. Лежали они там специально. Чтобы наши, российские спутники могли, пролетая сверху, зафиксировать каждый разрез.

Что самое интересное, что вся эта бюрократия стоила просто бешеных денег… Вместе с затратами на инспекции и всякого рода отчетность, верификация обходилась американцам в сумму от 200 до 700 миллионов долларов ежегодно.

Дело в том, что лимит договора ограничивал арсенал 160 стратегическими бомбардировщиками на страну. А так как у американцев на тот момент было аж 525 единиц, им пришлось уничтожить "чуть" больше, чем у нас, тем пришлось уничтожить аж 365 бортов.

О – оптимизация

Поначалу первые сто самолетов крошила та самая гильотина. Быстро, эффектно, но, как выяснилось, слишком уж дорого. Американцы поняли, что так они не только самолеты потеряют, но и последние штаны. Именно поэтому после 1994 года ВВС перешли на использование спасательных пил К-12. Теперь они спасали не только людей, но и деньги…

Тут нашему брату лучше отвернуться, ведь на фото ниже будет распил уже советского самолета…

-2

Это решение позволило сделать распил более точным, благодаря чему хоть что-то удавалось спасти – двигатели, авионику. Договор-то требовал уничтожения только планера (корпуса), а не запчастей. Запчасти американцы потом либо продавали, либо ставили на те B-52, что еще оставались в строю. Хозяйственные, ничего не скажешь…

Процесс этот был отлажен у них до автоматизма, конвейер смерти, честное слово. Всего четыре разреза, которые занимали 15 минут времени, плюс еще полчаса на возню с подготовкой и все готово. За день успевали приговорить до пяти машин. Экипажи, которые все это видели, чаще всего молчали. Многие из них летали на этих самых бомбардировщиках во Вьетнаме и Ираке. Как вспоминал один ветеран: "Видеть, как наши крылья резали на наших глазах – это было невыносимо".

Но если американцы пилили свое старье, то на другом конце света происходила настоящая трагедия…

Речь, конечно, про нашу соседку. После распада Союза Киеву досталась внушительный флот из 86 стратегических бомбардировщиков, включая 33 Ту-95МС и 19 красавцев Ту-160 "Белый лебедь". Самые мощные в мире, между прочим...

Но, как говорится, недолго музыка играла. В соответствии с тем же договором, соседям пришлось уничтожить 44 машины. А именно 27 "Медведей" (Ту-95) и 11 "Лебедей". Причем делалось это на деньги американцев, по программе Нанна-Лугара. Американцы платили – а те пилили.

-3

Под строгим надзором инспекторов из США, России и наших соседей. Местные летчики с горечью называли это "похоронами". Еще бы не называть… Инженеры Туполева создавали уникальный Ту-160 целых 20 лет, вкладывали душу, а американские пилы разделывали их буквально за час.

Впрочем, не все так плохо закончилось для нашей авиации. Оставшиеся 8 Ту-160 все-таки не попали под распил. Уж не знаю, здравый смысл возобладал или нужда заставила, но в 1999 году они продали их России. В счет погашения долга за газ – 275 миллионов долларов.

По сути, это была крайне уникальная сделка. Страна обменяла ядерные крепости на топливо, чтобы зимой не замерзнуть. И сегодня эти самолеты, к слову сказать, продолжают летать в составе уже российской авиации. Летают и радуют глаз российского жителя, чей "глаз" теперь они и защищают.

Какова же финальная цена этого договора?

Договор СНВ-1, конечно, сработал. К 2001 году и американцы, и мы сократили арсеналы с пугающих 20 тысяч до 6 тысяч боеголовок. Платой за это стали 365 американских B-52 и 44 наших, бывших советских, Ту.

Сегодня часть этих "скелетов" все еще валяется в пустыне Аризоны. Валяется как напоминание о том, что иногда ради будущего приходится резать прошлое.

Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вам тоже было не по себе, при виде разрезанных гигантов.

Кстати, а вы знали подробности той самой сделки/сделок? Давайте пообщаемся на эту тему в комментариях.

Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выхода моих следующих, не менее интересных материалов.