Взять немного шума, добавить много любви и помощи по хозяйству. И если это все вместе перемешать как следует, получится счастливая семья. На наши вопросы ответили три старших сына Романа и Вероники Болокан – Георгий (13 лет), Федор (12 лет) и Григорий (10 лет).
– Ребята, как вы относитесь к тому, что у вас большая семья, много сестер и братьев?
Георгий:
– Это же очень интересно так жить! Это весело. У тебя много людей под рукой. Ты кого-то можешь попросить о помощи, ты сам можешь кому-то помочь. Полное взаимодействие. А в нашей большой семье очень теплые отношения.
Григорий:
– А я хотел бы добавить, что это еще и большая ответственность. Нам как старшим братьям надо помогать младшим, убирать за ними, даже мыть малышей.
Федор:
– Я к большой семье отношусь как к данности. И от этого вытекают некоторые последствия, и я должен эти последствия принимать. Ну, прежде всего, помогать младшим в уборке, чтобы в доме все было чисто. И конечно, мы более самостоятельные, нам, старшим, меньше внимания достается от родителей.
– Во всех семьях дети иногда ссорятся. Как вы решаете эту проблему?
Георгий:
– Со мной, как-то так получается, редко ругаются. Чаще я, наоборот, если кто-то со мной поругался, или если я вижу, что кто-то там поссорился, то пытаюсь как-то развести, помирить. Потому что я считаю, долгая ссора – это не прикольно все-таки.
Ну, поссорились, поругались, бывает, но надо обязательно восстановить хорошие отношения. Я, например, пытаюсь постоянно первым помирить кого-нибудь.
Григорий:
– Чаще всего мирить приходится, конечно же, младших. Как это я делаю? Вот, например, не поделят младшие игрушку какую-нибудь, а я говорю: уступи младшему. Тут главное – быть честным. Если у младших спор из-за игрушки, говорю: надо же теперь уступить с твоей стороны, потому что другой тоже хочет поиграть.
Федор:
– А я вспоминаю старый мультик о том, что ребенок не может держать в себе две эмоции одновременно. Что надо младшего отвлечь, потому что если он отвлечется на другое, то забудет про эту игрушку мгновенно. Так что я просто отвлекаю младшего на какую-то другую вещь, и он спокойно отдает любую игрушку.
– Вы привлекаете родителей к разрешению проблем, с которыми сами не можете справиться?
Георгий:
– Конечно. Вот я же уже в седьмом классе, скоро мне придется решать, где учиться дальше. Уйти в колледж после девятого класса? Или продолжить обучение в гимназическом классе, чтобы потом поступать в университет? И вот это мне надо будет решать с родителями, со взрослыми. Потому что у них больше жизненного опыта. А для меня эта проблема очень важная. Вот и буду советоваться.
Григорий:
– Я тоже советуюсь очень часто с родителями. Например, когда возникают какие-то проблемы с друзьями.
Мы с мамой очень часто разговариваем, поскольку каждый вечер играем в игру – рассказываем, что у кого было сегодня хорошего и плохого. Если возникают какие-то проблемы, то обсуждаем и думаем, как их избежать впредь.
Федор:
– Тут, знаете, иногда приходится решать сначала, что делать: избежать проблемы, закрыться от нее или решить сразу, чтобы больше не повторялась. Конечно, для такого решения нужна помощь родителей.
– А в учебных делах, в домашних заданиях тоже просите помощи родителей?
Григорий:
– Нет, родителей о помощи я не прошу, домашние задания сам делаю.
Георгий:
– И я тоже. Сейчас я уже в седьмом классе, сам, естественно, все делаю. Потому что многие вещи мама, например, уже не помнит. Она просто не может помочь. В началке, да, у меня с английским было тяжело, и мне мама помогала. А теперь я уже сам все делаю.
Федор:
– Мне помогали первые два класса. Последние годы я уже сам все делал.
– Скажите, не было ли у кого-нибудь из вас такой мысли: если бы я был один в семье, то меня больше любили бы?
Григорий:
– Ну, приходила какая-то такая мысль, когда были какие-то проблемы и я очень сильно на родителей обижался.
Но, в конце концов, подумал: как же можно желать одиночества, когда вокруг тебя есть столько хороших людей!
Георгий:
– Когда в семье много людей, ты понимаешь, что родителей всего двое и они не могут уделить тебе только одному столько внимания, сколько уделили бы, если бы ты был один. Ведь они должны заботиться обо всех. А мы же все друг перед другом равны в большой семье. И не на что обижаться вообще.
Федор:
– А я не думаю, как было бы, если бы не большая семья. Я воспринимаю так: вот получилось, как получилось, значит, работаем с тем, что есть.
– Что для каждого из вас значит ваша семья – братья, сестры, родители, бабушки, дедушки, все вместе?
Григорий:
– Семья – это люди, рядом с которыми тебе хорошо, радостно, за которыми хочется ухаживать. Твои люди, так скажем. Я не знаю, как это объяснить. Семья – это просто очень большое счастье.
Георгий:
– Семья – это самые близкие люди тебе. Ближе семьи я даже не знаю, что можно себе представить. Это твой маленький мир, твой дом, это первые воспоминания, счастье, радость, веселье. Семья – это очень важно. И никогда не надо отрекаться от семьи. Надо жить семьей, помогать друг другу. Семья – это большое, большое, большое счастье.
Федор:
– Я знаю рецепт счастливой семьи. Взять немного шума, добавить много любви и помощи по хозяйству. И если вот это все вместе перемешать как следует, получится семья.
Александр Трушин, фото Владимира Ештокина и из архива семьи Болокан
Проект «Семеро по лавкам: искусство невозможного» реализуется фондом «Медиа Просвещение» в содружестве с кинокомпанией «Фома Кино» и режиссером Верой Водынские при поддержке Президенского фонда культурных инициатив (ПФКИ)