Найти в Дзене
Несокрушимая и легендарная

Южнокорейская традиция: президент сегодня — заключённый завтра

А вы знали, что Южная Корея является страной, в которой завершение президентского срока нередко означает начало тюремного? Старт этой, скажем так, национальной корейской традиции был дан в конце октября 1987 года — после принятия на референдуме конституционных поправок. С этого момента президент стал избираться прямым голосованием на один пятилетний срок без права переизбрания. С 1980 года страной правил Чон Ду Хван — генерал, пришедший к власти в результате военного переворота 1979 года и подавления восстания в Кванджу в 1980-м. В тот период президент избирался не прямым голосованием, а через контролируемую коллегию выборщиков, что неизменно обеспечивало власти нужный результат. В 1987 году, когда истекал срок полномочий Чон Ду Хвана, правящая Партия справедливости планировала сохранить прежнюю систему, чтобы гарантированно передать власть своему ставленнику — Ро Дэ У Это решение вызвало взрыв народного недовольства по всей стране. В результате этого в октябре 1987 года состоялся вс
Оглавление

А вы знали, что Южная Корея является страной, в которой завершение президентского срока нередко означает начало тюремного?

Старт этой, скажем так, национальной корейской традиции был дан в конце октября 1987 года — после принятия на референдуме конституционных поправок. С этого момента президент стал избираться прямым голосованием на один пятилетний срок без права переизбрания.

Для начала немного истории

С 1980 года страной правил Чон Ду Хван — генерал, пришедший к власти в результате военного переворота 1979 года и подавления восстания в Кванджу в 1980-м.

Чон Ду Хван — генерал, пришедший к власти в результате военного переворота
Чон Ду Хван — генерал, пришедший к власти в результате военного переворота

В тот период президент избирался не прямым голосованием, а через контролируемую коллегию выборщиков, что неизменно обеспечивало власти нужный результат.

В 1987 году, когда истекал срок полномочий Чон Ду Хвана, правящая Партия справедливости планировала сохранить прежнюю систему, чтобы гарантированно передать власть своему ставленнику — Ро Дэ У

Ро Дэ У
Ро Дэ У

Это решение вызвало взрыв народного недовольства по всей стране.

В результате этого в октябре 1987 года состоялся всенародный референдум и внесены поправки в конституцию страны, а уже 13 декабря были проведены прямые выборы президента.

Тогда использование административного ресурса позволило прежней власти обеспечить избрание Ро Дэ У, ближайшего сподвижника Чон Ду Хвана, на пост президента страны.

Как садили президентов - начало

В 1993 году президентом страны стал Ким Ён Сам (1993–1998).

А осенью 1995 года прокуратура взялась за Ро Дэ У. В списке обвинений были государственные преступления времён переворота 1979 года, кровавые события в Кванджу 1980 года и коррупция.16 ноября последовал его арест.

Ким Ён Сам (1993–1998)
Ким Ён Сам (1993–1998)

Менее чем через месяц, 2 декабря 1995 года с аналогичными обвинениями был арестован и его предшественник Чон Ду Хван.

Судебный процесс состоялся в августе 1996 года. В результате оба бывших президента были осуждены.

Приговор был суровым. Чон Ду Хван был приговорен к смертной казни, а Ро Дэ У к 22,5 годам тюрьмы.

Однако, уже в апреле 1997 года Верховный суд пересмотрел приговоры: Чон Ду Хвану смертная казнь была заменена на пожизненное заключение, а Ро Дэ У срок заключения сократили до 17 лет.

Затем, спустя немногим более семи месяцев, 22 декабря 1997 года оба экс-президента, в рамках кампании по национальному примирению, были помилованы.

Это были первые президенты Южной Кореи, получившие реальные сроки по окончании своих полномочий, и это было только начало.

Как садили президентов - продолжение

Уже после них на реальные сроки ( с 1996 по наши дни) были осуждены еще три экс-президента, один покончил с собой во время следствия, а еще один в настоящее время находится под следствием.

Если не принимать во внимание ныне действующего президента Южной Кореи Ли Чжэ Мёна (занимающего должность с 4 июня 2025 года), то из девяти президентов страны семь впоследствии подверглись уголовному преследованию.

Согласитесь, когда семь из девяти президентов по истечении срока полномочий становятся фигурантами уголовных дел, это выглядит как политическая аномалия. Иначе говоря, шансы южнокорейского президента после завершения каденции оказаться под следствием составляют около 70–80 процентов — показатель, практически не имеющий аналогов в современном мире.

Да, в Южной Корее около 30 % населения имеют судимости, но, в подавляющем большинстве случаев, речь идёт о штрафах и административных правонарушениях. На реальные сроки лишения свободы из общего числа граждан приходится не более 1–2 %. На этом фоне судьба корейских президентов представляется особенно показательной.

А теперь, если вам интересно, давайте познакомимся с южнокорейскими президентами немного поближе.

Про Чон Ду Хвана и Ро Дэ У вы уже знаете.

Ким Ён Сам (1993-1998)

Именно при нём были осуждены, а затем помилованы Чон Ду Хван и Ро Дэ У. Сам Ким Ён Сам перед законом остался чист, однако его подвел сынок, Ким Хён Чхоль, которые ещё в период президентства папы был арестован по коррупционному делу, осужден, заработал штраф, конфискацию имущества и три года тюрьмы. Правда, полный срок он так и не отсидел.

Ким Ён Сам (1993-1998)
Ким Ён Сам (1993-1998)

Этот скандал серьёзно подорвал популярность Ким Ён Сама и способствовал победе оппозиции на выборах в декабре 1997 года.

Ким Дэ Чжун (1998–2003)

Ким Дэ Чжун, первый в истории Южной Кореи президент, пришедший к власти как кандидат оппозиционной партии. В период пребывания на этой должности он стал лауреатом Нобелевской премии мира (2000 год), присуждённой ему за вклад в демократизацию страны и «политику солнечного света» — курса на диалог и сближение с Северной Кореей. В итоге, по окончании президентского срока, Ким Дэ Чжун остался перед законом чист.

Ким Дэ Чжун (1998–2003)
Ким Дэ Чжун (1998–2003)

А вот трое его сыновей подвели папу. Все они оказались замешаны в сомнительных делах.

·Старший сын, Ким Хон Ил, был обвинён в получении взяток и использовании служебного положения для продвижения интересов бизнеса через государственные структуры. Суд признал его виновным и назначил условный срок и штраф.

·Средний сын, Ким Хон Ап, получил реальный тюремный срок (3.5 года) за взятки и злоупотребление положением, а также штраф и конфискацию незаконно полученных средств. (позднее срок был сокращён до 2-х лет).

·Младший сын, Ким Хон Голь, прикрываясь статусом сына президента, продвигал интересы бизнеса(естественно не своего) через властные структуры. Делал он это, естественно, не бескорыстно, за что был осужден, но отделался условным сроком и штрафом.

Скандалы с сыновьями серьёзно подорвали доверие к президенту, пришедшему к власти под лозунгами борьбы с коррупцией.

Но Му Хён (2003–2008)

Но Му Хён пришёл к власти как кандидат оппозиции и известный борец с коррупцией, обещавший бороться с нечистыми на руку чиновниками и сделать работу правительственных структур максимально открытой, чтобы избежать коррупционных схем.

Но Му Хён (2003–2008)
Но Му Хён (2003–2008)

Однако после завершения президентского срока он сам оказался под следствием. Обвинения касались коррупционных схем в его окружении и с участием его семьи, включая финансовые операции и политические пожертвования.

Не выдержав давления следствия и общественности. Но Му Хён покончил с жизнью в 2009 году.

Обвинения против него так и не были выдвинуты. Считается, что трагедия случилась во многом из-за его доверия к близкому окружению, которое воспользовалось его положением и именем. Никакой личной выгоды с этого сам Но Му Хён он не имел.

Некоторые исследователи считают, что не обошлось тут и без мести политических оппонентов.

Ли Мён Бак (2008–2013)

Ли Мён Бак пришёл к власти как кандидат от консервативной партии, обещавший экономический рост и «жёсткую руку» в управлении государством. Он действовал расчётливо и прагматично, делая ставку на развитие инфраструктуры и преодоление экономического кризиса.

Ли Мён Бак (2008–2013)
Ли Мён Бак (2008–2013)

Однако, после его ухода с поста президента выяснилось, что не забывал Ли Мён Бак и про себя любимого. Ему и членам его семьи были предъявлены обвинения в коррупции и злоупотреблении служебным положением.

Ряд компаний получали льготы и доступ к государственным проектам благодаря связям с президентом. Естественно, Ли Мён Бак оказывали эту помощь небескорыстно.

Это были не прямые взятки за какой либо полученный контракт, а, скажем так, благодарности в виде подарков, недвижимости, пожертвований и прочих бонусов от компаний, получивших помощь и благосклонность со стороны власти. В число компаний-дарителей входил всемирно известный «Самсунг», что красноречиво говорило о масштабах коррупции.

В 2018 году бывший президент Ли Мён Бак был осуждён за коррупцию и взяточничество. Первоначально ему дали 15 лет тюрьмы. Затем апелляционный суд увеличил срок до 17 лет, а Верховный суд подтвердил приговор.

Он так же был оштрафован и лишён незаконно приобретённого имущества, но в конце 2022 года Ли Мён Бак получил президентское помилование и был освобождён.

Примечательным фактом является то, что 2018 год ознаменовался посадкой сразу двух президентов — Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, которая была смещена со своего поста досрочно.

Пак Кын Хе (2013–2017)

Дочь бывшего диктатора Пак Чон Хи, выступая кандидатом от консервативной партии, в своей предвыборной программе ставила задачи обеспечения стабильности, экономического роста и борьбы с коррупцией.

Пак Кын Хе (2013–2017)
Пак Кын Хе (2013–2017)

Однако её президентство завершилось громким политическим и коррупционным скандалом.

Пак Кын Хе, став президентом, оказалась под сильнейшим влиянием своей давней подруги Чхве Сун Силь — дочери религиозного деятеля и фактической преемницы закрытой околорелигиозной организации.

Это привело к тому, что Чхве Сун Силь, не занимая никаких государственных должностей, получила доступ к секретным документам, влияла на политические решения и фактически вмешивалась в управление страной.

Используя близость к президенту, она вымогала деньги у крупнейших корпораций, в том числе Samsung, Lotte и SK, заставляя их перечислять десятки миллионов долларов в подконтрольные ей фонды под видом «благотворительности». Взамен компании получали льготы, контракты и благосклонность власти.

Раскрытие этой схемы вызвало массовые уличные протесты: миллионы людей вышли на площади, потрясённые не только масштабами коррупции, но и тем, что президент страны фактически находилась под влиянием человека, связанного с оккультно-религиозными практиками.

В апреле 2018 года суд приговорил Пак Кын Хе к 24 годам лишения свободы за коррупцию и злоупотребление властью. Позднее суммарный срок был пересчитан до 32 лет, а затем сокращён до 22 лет. Она отсидела около 4,5 лет и была помилована 24 декабря 2021 года президентом Мун Чжэ Ином.

Мун Чжэ Ин (2017–2022)

Мун Чжэ Ин помиловавший Пак Кын Хе закончил свой президентский срок благополучно.

Однако, спустя три года, в 2025 году, против него было возбуждено уголовное дело о коррупции, связанное с трудоустройством его зятя в авиакомпанию.

Мун Чжэ Ин (2017–2022)
Мун Чжэ Ин (2017–2022)

В настоящее время он все еще находится под следствием. Против него ведётся расследование, собираются доказательства. Приговора ещё нет, а сам Мун Чжэ Ин отметает все обвинения, заявляя, что все это является злоупотреблением прокурорской властью и политические интриги против него.

Юн Сок Ёль (2022–2026)
Юн Сок Ёль ранее занимавший пост генерального прокурора и получивший известность благодаря борьбе с коррупцией и расследованию резонансных дел против чиновников, пришёл к власти на волне своей популярности. Его президентство началось с громких обещаний навести порядок «жёсткой рукой» и восстановить справедливость после скандалов, связанных с предыдущими администрациями.

Юн Сок Ёль (2022–2026)
Юн Сок Ёль (2022–2026)

Однако в конце 2024 года он столкнулся с серьёзным политическим кризисом: парламент блокировал его инициативы, оппозиция готовилась к процедуре импичмента, а расследования в отношении его ближайшего окружения усиливались.

В ответ Юн Сок Ёль попытался ввести чрезвычайное положение заявив об «угрозе стабильности страны». Эта попытка завершилась провалом. Спустя несколько часов парламент аннулировал указ, а военные его не поддержали. Так президент оказался под следствием.

В январе 2026 года суд признал Юн Сок Ёля виновным в препятствовании работе суда и злоупотреблении властью и приговорил к пяти годам тюрьмы. Параллельно продолжаются расследования по другим делам, включая обвинение в организации восстания, которое могут повлечь ещё более серьёзное наказание.

В настоящее время президентом Южной Кореи является Ли Чжэ Мён, находящийся на этой должности с 4 июня 2025 года.

Ли Чжэ Мён
Ли Чжэ Мён

Чем закончится его президентство — пока остаётся только гадать. Время покажет, станет ли он очередным главой государства, оказавшимся фигурантом уголовного дела, или всё-таки сумеет сохранить безупречную репутацию.

А вы заметили одну парадоксальную закономерностью южнокорейской политики?

Каждый президент, миловавший своего предшественника, словно заранее оформляет заявку на собственное помилование после ухода с поста. Вроде как стелет соломку, чтобы не так больно было падать.