Можно не любить Оксимирона и не слушать его музыку, но невозможно отрицать, что это самое громкое имя в жанре и даже за его пределами. Поэтому каждый альбом Окси - событие, которое обсуждают все участники "игры". По единодушному мнению рецензентов, последний альбом Мирона не удался. Кому-то не понравились устаревшие, набившие оскомину биты, кто-то устал от неуемного хвастовства рэпера и его тяжелого люкса, кого-то удручает переход от "я сижу на скамейке в общественном парке" до "В Альпы от винта, на вираж!". Многие слушатели сошлись на том, что "Янович" исписался и сказать ему больше нечего. Произошло то, о чем он читал на фите с Би-2 "Пора возвращаться домой": в отрыве от российских реалий исполнитель больше не может ассоциировать себя с ними и находить общий язык с публикой. Так ли? Я предлагаю чуть подробнее рассмотреть песню "Приключения", которая считается самой популярной на релизе.
Предыстория
Этот раздел для тех, кто не особо следит за жизнью исполнителя. Он необходим, чтобы понять панчи. Начнем с того, что Мирон Янович однозначно осудил спецоперацию в первые же дни. Когда гайки стали закручивать, многие ребята из медийки подчистили свои постики и сделали вид, что ничего не происходит. Оно и понятно: в последние годы на рэперов оказывается беспрецедентное давление. "Их вызывают на ковер, на поклон, хотя они не мусульмане" - так положение описал Окси в другом треке. Действительно, их песни проверяют, тряся лупами, а не головами. И лупы, чтоб вы понимали, с подсветкой. В треках нужно заменять целые слова и предложения, не дай бог припишут пропаганду того, сего, десятого. За базар грозят реальные сроки, так что лишь единицы могут себе позволить прежний уровень творческой свободы. Для этого нужно уехать за границу и смириться со статусом невозвращенца. Именно это сделал Оксимирон - иногент, эмигрант, беглец, человек, на которого завели уголовное дело. На данный момент он не может вернуться в Россию, не говоря уже о выступлениях: "Всё заказано: тут — столик, там — въезд". Его побег и протест стали главными мотивами альбома. В "Приключениях" об этом каждый второй панч.
"Рэперам все запретили - рэперы все проглотили" - зачем? В культуре, где респект по-прежнему важен, главной мотивацией от него отказаться стали деньги. Зачем кому-то что-то доказывать, когда можно бесконечно переливать из золотого в платиновое? Творчество, обложенное купюрами, может транслировать только купюры. Отсюда гротескная фиксация Мирона на брендах, которая так режет слух фанатам, живущим в парадигме "все еще бабла нет, все еще с долгами канитель". Многие слушатели думают, что старичок зазнался и начал копировать тексты зарубежных исполнителей, где лейбл лейблом погоняет, сплошной рынок, но в данном случае мы наблюдаем "салтыково-щедринство" и большую издевательскую гиперболу. Упоминаний дороговизны так много, они расфасованы по таким местам, что играют против себя самих. Хвастовство доводит до рвотного позыва и доходит до самообличения: "Что, не нравится? Но именно из этого и состоит культура, лишенная свободы самовыражения и права на серьезные темы". Те же "Приключения" плавно подводят к мысли о том, что остается от исполнителя и трека, если вычеркнуть тут и убавить там, а еще лучше вообще не дразнить гусей и не лезть на рожон. Попробуйте убрать все политические и культурные контексты из этой песни - что останется? Но ведь именно это, затянувшаяся рекламная акция люксовых брендов, и есть единственно возможная смысловая палитра российской сцены. Только деньги оправдывают и извиняют навязанный выбор. Но даже они не делают ничтожеству лица и растрачиваются впустую - на копирование ходовых западных шаблонов. Это и есть основная проблематика песни и альбома: продавая голос за деньги, ребята ничего не приобретают, так как даже в их потреблении нет индивидуальности и перспективы.
Разбор текста
Текст строится на унижении оппонента, который предпочитает уютную и общепризнанную безликость трудному поиску индивидуальности. В центре сюжета - развернутая метафора консюмеризма: Crocs′ы и Lacoste символизируют выбор в пользу сиюминутной моды и мгновенно узнаваемого китча, в то время как настоящий эксклюзив не имеет наклейки на всю ширину отреза и познается в качестве материала (в данном случае это кожа рептилии). Из-за погони за дешевыми понтами исполнители "переобуваются в полете" и напоминают ботов - так однообразно звучит все, что они делают. Настоящий же стиль является не навязанным выбором одной или двух марок, а комбинированным и эклектичным образом, сложной игрой разных элементов, в которой всегда угадывается личность, а не производитель одежды: "Я — мозаика многослойного шмота".
Тюремные отсылки образуют свою метафорическую линию. "Я в пиковой форме, ты — в ху-ой" - референс на известную тюремную загадку про пики точеные и… вы поняли. Тюремные образы раскрывают другую сторону лирического героя: он же под следствием, ему грозит срок. Поэтому в треке не единожды упоминаются блатные словечки. Например, грев - запрещенная посылка на зону, чаще всего деньги. Для дела нужно преступление, поэтому Оксимирон называет себя убийцей бита и обыгрывает двойное значение слова "исполнитель". Весь его криминал ограничивается бифами на музыкальных стриминговых площадках.
Эмигрантские шутки составляют еще один смысловой пласт. Например, две балканские ксивы перекликаются с псевдонимом певицы, но в русском контексте означают двойную липу - поддельные корочки. Эта линия особенно близка тем ребятам, которые были вынуждены повторить путь кумира и отправиться в дальние страны, чтобы не отправиться в не столь отдаленные места.
Тема национальности, ставшая заглавной в альбоме, звучит и в "Приключениях". Поиск своего голоса подразумевает обращение к корням. У Оксимирона еврейские корни, в которых заложены и охота к перемене мест, и мотив преследования, и особая денежная культура. Все эти особенности воплощаются в тексте. Даже историческая двойственность роли еврейского народа отражается в строке: "Шпики видят графу "национальность" и гадают: "Наш, не наш?"". Ведь в любом глобальном историческом процессе ключевые персонажи еврейского происхождения играли по обе стороны, поэтому сложно дать им конкретную политическую или социальную оценку, не покривив душой. Однако юдофобы не оставляют попыток подвести всех евреев под одну гребенку. Даже в наши дни сохраняется предвзятое отношение к этой национальности, что тоже накладывает свой отпечаток на творчество артиста.
Богатство в песне бросается в глаза, но это лишь внешний слой: бренды, отдых за границей, хорошее качество жизни. Оно противопоставляется морали "За деньги - да". Исполнитель заявляет: сохранив верность себе и достоинство, можно жить богато, если ты реально талантлив. Мирон говорит о том, что его инвестиционный портфель "не просвечивается аппаратом (здесь: властными структурами)". Это ответ на угрозу депутатов запретить иностранным агентам и другим плохишам реализовывать некоторые финансовые операции в РФ (например, продавать недвижимость). Иными словами, шантаж по экономическим мотивам с ним не пройдет. А вот его оппонент "целился в чарты - попал в списки": получил признание ценой участия в сомнительных политических движениях. Внутри же богатство ощущается иначе и оно намного важнее внешних атрибутов. Лирический герой по-настоящему богат тем, что сберег творческую свободу и право говорить то, что думает. В треке он может выражать антивоенные взгляды, поливать грязью продажных коллег и делать все то, за что его творчество многие полюбили. Свободе самовыражения под угрозой тюрьмы он противопоставляет реальную тюрьму, когда ты не можешь поднимать значимые темы и высказывать свою позицию. Туда же можно отнести "духовную бедность", которую не скрывает дорогая одежда: у оппонента автора "третий внутренний мир", что говорит о его фальши, готовности подстраиваться под цензуру. Есть и другой смысловой оттенок: «Третий Рим» — это религиозно-политическая шизоконцепция, утверждающая, что после падения Западной Римской империи (Первого Рима) и Византии (Второго Рима), Москва (Московское царство/Россия) стала его духовной и политической наследницей, последним оплотом православия и истинной веры в мире. А еще «Третий мир» — это устаревший термин времён Холодной войны, обозначавший страны, не входившие ни в капиталистический блок США («первый мир»), ни в социалистический блок СССР («второй мир»), а затем стал синонимом беднейших и слаборазвитых стран. Таким образом, в одной строке Мирон трижды называет оппонента нищим: и концептуально, и политически, и духовно человек беден, если принимает навязанные концепты бытия вместо своих собственных. Отсюда отказ исполнителя от какой бы ни было редакции себя и цензуры: "Кожа — коллажи, ничего не сотру". Тех же, кто не может постоять за убеждения, автор удаляет из игры - из культуры, которую те променяли на тряпки.
Надо сказать, что культ денег меняет восприятие творчества. Мирон ставит вопрос ребром: если трек не залетел, есть ли в нем смысл? (забавная аналогия с деторождением: "Если ты не залетел, х-ли ты родил?"). Если мы ставим деньги во главу угла, то нет. Песня хороша настолько, насколько она прибыльна. И все. Это как торговать носками на ВБ: есть прибыль - хорошо, нет - закрываемся. Для "синтетических" новоделов нет никакой разницы между рынком и искусством. Этому видению творчества Мирон противопоставляет концепцию ответственности перед культурой и публикой: "Я всю игру таскаю на руках, потом пускаю по рукам и отпускаю — по рукам?". Издевательский вопрос формирует ответ: нет, невозможно потребительски относиться к тому, чему посвящаешь жизнь.
Из халтурно-денежного отношения к культуре вытекает низкое качество треков, чему посвящен четвертый куплет песни. Рэперы становятся "темщиками" от искусства, которые "мутят", а не делают жизнь яснее. Поскольку во главе угла стоят деньги, их творчество становится разновидностью мошенничества. Или же просто балаганным развлечением: "Если б это была ярмарка, эта рэп-игра — автомат «Кран», вставляй свои пятьдесят копеек: дай либо die trying".
Стоит отметить тонкую языковую игру "на границе между языками", которая является отличительной чертой творчества Окси. К примеру, строка: "Меня окружили туристы, кричали, что я козёл Походу, язык английский". В прямом переводе козёл - это goat. В сленге GOAT (или «goat») – это акроним от “Greatest Of All Time”, что означает «Величайший всех времён». Используется для описания человека или даже предмета, который является лучшим в своей категории. Или другое: "Работал без выходных, я не Лили Роуз Депп (А)". Лили Роуз Депп — актриса, снявшаяся в сериале «The Idol» с известным певцом и актером The Weeknd. Weekend — выходные по-английски. Это ж надо так закрутить…
Еще один важный посыл песни - ролевая модель, благодаря которой исполнитель может сохранить свою самобытность и ментальное здоровье: "Выбрал остаться в живых, это мой побег в большом городе". Оксимирон называет себя скрытным и странным, обыгрывает свое нежелание выставлять все подробности личной жизни: "След моментально тает, как письмена на песке". Это не только часть маркетинговой стратегии, весьма удачной, благодаря которой каждое его появление становится знаковым инфо-поводом, но и единственная возможность сохранить верность себе и своим убеждениям. Оксимирона не так легко поймать за рукав, потому что он никак не облегчает эту задачу. Кроме того, только жизнь в тени обеспечивает приватность - необходимое качество для внутренней гармонии человека, окруженного навязчивым и токсичным вниманием. Упомянул он и последние расследования о своей персоне, назвав их "сплетнями". Его имя - клик-бейт, поэтому нет ничего удивительного в постоянном информационном шуме.
Мотив побега является несущей стеной альбома. Чтобы перестать бежать от правды и от себя, нужно постоянно избегать прямой, физической опасности. "Я бы сделал презентацию релиза в СПб, но они ж не выпустят. Погоди, ну может, я не шарю? Вроде всё и просто, но я чё-то не въезжаю". Исполнитель прямым текстом говорит о том, что не въездной и не выездной. Вспоминается "Алиса в стране чудес": чтобы оставаться на месте, нужно двигаться все быстрее. Зато человек в таком режиме сохраняет свою главную ценность. Это подчеркивает ряд образов: Грааль — “священная цель”: самая желанная и редкая находка, за которой охотятся. Рарный приз — редкий трофей/выигрыш: достаётся немногим, поэтому ценится. Ранвей пис (runway piece) — подиумная, штучная вещь из показа, единственная и неповторимая. Архивный айтем — предмет из архивных коллекций видеоигры, бренда.
Антивоенный протест выражается в строках: "Они не против войны И о мире попросят лишь в магазине". Здесь обыгрывается и платежная система "Мир", и название итальянского бренда "Amire".
Есть в треке и упоминание личной жизни. Мирон говорит о своей новой пассии — Наталье Ещенко — как о человеке, который “летит рядом” и держит курс вместе с ним. Сравнение с Кендалл подчёркивает модельный статус, а уточнение “без пластики” — про естественность. Они вместе уже три года, несмотря на травлю артиста в сми и его опалу на родине.
Можно найти и другие любовные послания: "Хочешь фит? Бери старый эскиз. Я писал его на от-ись. На, от-ись". Речь идет о треке Славы КПСС “ОЙ ДА”, в котором тот использовал нейросеть для генерации куплета голосом Оксимирона. Поскольку тот “фит” был несанкционированным и искусственным, Мирон предлагает Славе свой реальный, но старый и ненужный черновик (“эскиз”), словно бросая кость. Финальная строчка и интонация — это возможная отсылка к баттлу ШУММ vs R1FMABES. В своем первом раунде Шумм произнес идентичную конструкцию, обыгрывая выражение «на от-ись» (сделать кое-как) и «на, от-ись» (возьми и отстань): «А сейчас делаю наот-сь, но ты хотел этого батла, сучка, на, от-ись!». Мирон, будучи фанатом баттл-рэпа, цитирует этот панчлайн, подчеркивая свое пренебрежение к оппоненту. Также упоминание “старого эскиза” может иронично отсылать к претензиям Славы на баттле 2017 года, где он называл биты Оксимирона “чайниками” и обвинял его в творческом застое.
Завершается трек умиротворяющей картиной берега с пальмами, где лишь причудливые их кроны напоминают о том, что "мир горит". Судя по всему, даже там автор не может отстраниться от происходящего на родине. Ведь все написанное мною выше это подтверждает.
Подводим итог: о чем трек?
Альбом предсказуемо вызвал такую реакцию, но, на мой взгляд, негативное впечатление было заранее рассчитанным и чуть ли не специально созданным. Обилие "богатой жизни" в песнях человека "из шушеры" - это кривое отражение рэп-игры, где деньги вытесняют все остальное, но ничего не дают взамен. Пафос, хвастовство, зазнайство лишь передразнивают верхушку чартов и доводят такую логику игры до полного абсурда. Вроде те же бренды, те же пляжи, но вид совсем иной, согласитесь? Интонационно "Приключения" передразнивают то, что на серьезных щах продвигает творчество, заложенное за кроссовки. Магистральные же темы совсем иные: творчество, эмиграция, верность себе, поиск индивидуальности и ее сохранение. Состояние культуры - критическое, цензура стала обычным делом и оскопила рэп. Единственный выход из этой клетки - выход за поля (побег). Лишь так творец сохраняет свободу творчества, что и является его единственным богатством.
Справился ли трек со своим посылом? Да, ведь каждая строка раскрывает обозначенные темы разными способами, игра слов по-прежнему на высоком уровне и поражает широчайшим кругозором. Можно оспорить выбор бита, но и музыка играет в унисон: в тексте было очень много отсылок на двухтысячные, их подчеркивает звучание на фоне, которое тоже является ностальгическим, вызывающе не современным. Это средство выразительности, а не расчет на полный клуб, надо видеть разницу, по моему мнению. Такой выбор еще раз высказывает авторскую позицию. Скажу больше: искусство не обязано быть приятным, не должно нравиться, как новая кофточка или свежая линейка смартфонов. У него другие задачи: провоцировать, задирать и тем самым побуждать к раздумью, выходу за пределы размеченных для вас строк.
А у вас какое мнение сложилось? Делитесь им в комментариях и, конечно, подписывайтесь, впереди еще много "приключений")